СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: "Связь педагогики с другими науками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Связь педагогики с другими науками"»

Педагогика – это самостоятельная наука, которая изучает развитие человека и рассказывает процесс образования, включающий в себя воспитание личности, развитие и обучение.

Педагогика совершенствует образовательный процесс и взаимодействует с другими науками. Посредством образовательного процесса готовятся специалисты для научно-исследовательской деятельности и к другому поколению передаются знания, накопленные человечеством.

Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы учебный процесс по конкретной дисциплине был спланированным, нужно изучить её особенности, приспособить научные знания для наилучшего усвоения, разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.

Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.

Тесная связь существует у педагогики с философией, ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, она также заимствовала из философии построение рассуждений и правильная формулировка умозаключений. Роль философских знаний в педагогике так велика, что изучению связей педагогики с философией посвящён целый раздел педагогической науки: философия образования.

Тесно связана педагогика с гуманитарными науками, например эстетика, этика и социология. Это помогает определить социальные потребности человека в образовании.

Благодаря связи педагогики с психологией становится возможным учёт психологических особенностей обучающихся. Ведь психологические знания о состоянии ребёнка помогают более правильно организовать педагогический процесс.

Немало важную роль играют физиологические особенности обучающихся. Помогает в этом физиология, медицина и гигиена. Связь педагогики с данными науками помогает построить процесс обучения более комфортным для обучающихся, которые имеют отклонения в здоровье. Определяется учебная нагрузка и оптимальные гигиенические условия.

Определение экономических и социальных потребностей и ресурсов при проектировании развития образования обусловило связи педагогики с экономикой, демографией и социологией.

Под влиянием антропологии (науки о происхождении и эволюции человека) сформировалась педагогическая антропология – наука, объединяющая знания разных наук о человека как развивающемся субъекте и объекте воспитания.

Наряду с науками о человеке и обществе, педагогика устанавливает связи с точными науками, используя математические вычисления для повышения эффективности педагогических изменений.

Подводя итог меж предметным связям, необходимо отметить, что в педагогических исследованиях очень активно используются не только перечисленные науки, но и много других дисциплин: юриспруденция, экономика, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки. Каждая из перечисленных наук помогает гармоничному, быстрому развитию педагогической науки, как в целом, так и в отдельных ее направлениях.

Библиографический список

  1. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие.— М., 1998.

  2. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.



































«Понятие «САМООБРАЗОВАНИЕ»  состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине»

(В.А.Сухомлинский)

Этапы самообразования педагога:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, т. е это этап, на котором формируются и осознаются потребности учителя в получении той или иной формы самообразования; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели и задачи работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов). На этом этапе крайне важна личная мотивация педагога.

2 этап  – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап  – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); практическое апробирование выбранных методов работы; мониторинг и анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением методической литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.

4 этап  – внедрение: в ходе дальнейшей работы педагог уже использует накопленный опыт, а также занимается внедрением полученных знаний в рабочий процесс. Учитель занимается разработкой собственных наработок по интересующей теме, опираясь на теоретический материал ; Далее идет работа с апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег и т.д.

5 этап  – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег.  Он может  провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

































Эссе на тему: «Современный учитель, какой он?»

С юных лет мы слышим от родителей, как важно учиться. Ещё в садике мы учимся читать и считать, затем идём в первый класс и продолжаем путь к знаниям протяжении долгих одиннадцати лет. Но и на этом учёба не заканчивается, мы поступаем в колледжи и университеты, заканчиваем их и продолжаем добывать уже более прикладные знания непосредственно на работе. И по этой дороге мы шагаем не одни. Во взрослую жизнь нас сопровождают учителя.

Учитель – это человек, который поддерживает ребенка на протяжении одиннадцати лет, помогает делать первые шаги во взрослую жизнь. Мне кажется, что учителя – это герои, потому что на их плечи ложится большая ответственность – воспитание будущего поколения. А настоящие герои обладают суперспособностями. А какие суперспособности есть у учителей?

Во-первых, учителю нужно огромное терпение, душевная чуткость, доброта, вера в себя, в детей, и, конечно же любовь по отношению к ним. Мне кажется, что быть хорошим учителем – это настоящий талант, эта профессия тяжёлая и невероятно ответственная. Каждый день учителя открывают детям удивительный мир, учат быть добрыми, умными, старательными и честными людьми. А значит и сами учителя должны обладать наилучшими душевными качествами, в этом и заключается их первая суперспособность.

Во-вторых, следующей уникальной способностью учителей является профессионализм. Учителю необходимо быть эрудированным, обладать профессиональными знаниями не только в той области, в которой он преподаёт. Ему важно знать особенности детского и юношеского коллектива, быть осведовленным в сфере общеобразовательной и воспитательной концепций, уметь методически правильно организовывать свою деятельность, чтобы уроки были интересными и полезными для учеников. Эрудированность и профессионализм – неоспоримые суперспособности педагога.

В-третьих, в своей работе учителю необходимо уметь совмещать творчество и дисциплину. С одной стороны, учебный процесс – это последовательный и строгий процесс. Однако работа учителя – это не монотонные уроки с одинаковыми данными. Труд педагога – это непрерывное творчество и бескрайнее буйство фантазии. Суперспособность учителя – это умение соединить учебный компонент с творческим и сделать урок для ребят не только полезным, но и увлекательным.

Римский оратор Марк Фабий Квинтилиан однажды сказал: «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…» Действительно, труд учителя – это самое благородное призвание. В наше время учитель должен обладать обширными компетенциями: высоким уровнем образованности, социальными навыками, личностными качествами, знаниями в область мотивации учебной деятельности, обеспечении информационной основы деятельности и многими другими. Убеждён, что стать учителем способен не каждый. Для этого нужно огромное терпение, профессионализм, личностный и творческий потенциал, вера в себя, в учеников и, конечно же, любовь по отношению к ним. Талантливый педагог, который влюблён в свой предмет и желает передать детям всё самое лучшее, навсегда останется в их памяти, как образец для подражания.