| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Воспитательная система в школе»
Выполнила работу:
Студентка Ш-22 группы
Юлкова Алина
2024 г
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Простыми словами, воспитательная система – программа совершенствования воспитания.
Воспитательная система объединяет комплекс, состоящий из:
- воспитательных целей;
- людей, их реализующих между ее участниками;
- отношений, возникающих между ее участниками;
- освоенной воспитывающей среды;
- управленческой деятельности по обеспечению жизнеспособности системы.
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Воспитательная система школы имеет следующую структуру.
Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается;
Деятельность - обеспечивает ее реализацию;
Субъект деятельности – организующий, в ней участвующий;
Управление – обеспечивает интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Цель воспитательной системы - поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни.
Самопознание, Самоопределение, Самореализация, Саморегуляция.
Школа помогает ребенку на каждом возрастном этапе решить следующие задачи в основных сферах жизнедеятельности:
1.Сфера познания (учеба, информация, знания)
2.Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки)
3. Сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей)
4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей)
5. Сфера отношений (познания себя, людей, взаимодействие с ними)
Для решения этих задач используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.
Вы поставили перед собой задачу: создать модель воспитательной системы. Есть множество форм, методов и приемов этой работы, и выбирать следует те, которые наиболее соответствуют вашим конкретным условиям. Назову характерные этапы развития системы воспитания в школе.
1-й этап становления. Изучается теория и практика воспитательных систем. На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.
При создании модели воспитательной системы, нужно учитывать множество форм, методов и приемов этой работы, и выбирать следует те, которые соответствуют вашим конкретным условиям. Серьезным образом изучаются и рассматриваются следующие вопросы:
сущность, признаки и компоненты воспитательной системы;
теоретические и методические основы построения и развития воспитательной системы;
формирование модельных представлений о воспитательной системе (концепция воспитания);
взаимодействие учителей, учащихся и родителей в воспитательной системе;
совместная деятельность и общение , как основные системообразующие факторы;
критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
взаимодействие школьного сообщества с окружающей социальной и природной средой.
На следующей ступени становления воспитательной системы необходимо сформировать образ учебного заведения. Нужна специальная работа по формированию модельных представлений у педагогов, учащихся, родителей. Из чего она складывается? Из диагностик, анкетирований, направленных на пожелания уч-ся видеть свою школу в будущем в том, или ином виде. Педагоги и родители участвуют в собраниях, в которых идет речь о совершенствовании и обновлении школьной жизни. Все это направлено на поиск возможных вариантов развития учебного заведения.
2-й этап развития воспитательной системы связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Окончательно утверждаются приоритетные направления деятельности, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив. Рождаются коллективные традиции. Возникает сориентированность деловых функциональных отношений и эмоционально-психологический отношений как в детской, так и во взрослой среде.
3-й этап завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает.
Школьный коллектив выступает как единое целое, сообщество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью и взаимной терпимостью, педагогами реализуется личностный подход. В управление системой включается все большее количество активных участников – детей, учителей, родителей.