СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему "Законодательство РФ в области образования"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему "Законодательство РФ в области образования"»

Законодательство РФ в области образования образуют нормативные правовые акты различной юридической силы. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Конституция Российской Федерации содержит ряд важных положений для развития законодательства об образовании. Конституция Российской Федерации в ст. 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование является обязательным. Родители или заменяющие их лица должны обеспечить достижение детьми данного образовательного ценза. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Кроме того, право на образование теснейшим образом связано с правом на труд (ч. 3 ст. 37), поскольку образование открывает широкие возможности для профессиональной деятельности. Посредством получения образования человек может реально пользоваться свободой «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ч. 1 ст. 44).

Точно так же свобода массовой информации (п. 5 ст. 29) и право «на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44) в полной мере будут реализованы только образованными людьми. Наличие соответствующего образования способствует реализации права «предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч. 1 ст. 34).

Следующий уровень нормативных актов в системе образовательного законодательства – это федеральные законы. Центральное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он составляет основу образовательного законодательства РФ.

Отношения в области образования регулируются и другими законодательными актами.

Участники образовательного процесса. Права и обязанности участников образовательного процесса.

Каковы же права и обязанности участников образовательного процесса. Собственно права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в ряде статей Федерального закона «Об образовании в РФ», но прежде, чем знакомиться с этим важнейшим правовым актом следует вспомнить общие права детей.

Итак, статья 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепляет основные нормы, связанные с правом на образование. Об этом говорит само название статьи: «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации».

В ряде последующих статей Закона конкретизируются основные права участников образовательного процесса.

Основные права обучающихся, условно можно разделить на следующие группы:

1) конституционно закрепленные (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации) гражданские свободы и права (право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности), которые используются обучающимися в образовательных правоотношениях;

2) права и свободы, которые характеризуют обучающихся как самостоятельного субъекта образовательных правоотношений, вытекающие из особенностей образовательного процесса (право на освоение помимо учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по осваиваемой образовательной;

3) конкретизация права на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) при получении образования (предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья; охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса и др.);

4) конкретизация права на бесплатный доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам;

5) права, связанные с доступом к управлению образовательной организацией и процессом образования (участие в формировании содержания своего профессионального образования; выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (после получения основного общего образования);

7) права в области защиты личных и иных прав (право на обжалование актов органов управления образовательной организации).

Среди основных обязанностей обучающихся:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

 Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Деятельность в сфере образования в силу своей высокой общественной значимости требует контроля со стороны государства. Этот контроль включает в себя две составляющих: контроль соблюдения законодательства об образовании и контроль качестве предоставляемых образовательных услуг.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.

Качество образования – это характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество является одним из определяющих критериев развития системы образования, оно свидетельствует об уровне знаний, получаемых обучающимися в том или ином образовательном учреждении.

В ряде субъектов Российской Федерации в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановления нарушенных прав в образовательных учреждениях введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН по правам ребенка, Конституцией РФ, Федеральными законами «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», другими российскими и международными нормативными документами, защищающими права человека и ребенка, Уставом и другими локальными актами образовательного учреждения.

Не стоит забывать и ещё об одной группе участников образовательного процесса – педагогических работниках. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает общие требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. Лица, занимающиеся педагогической деятельностью, должны иметь среднее специальное или высшее образование (ч. 1 ст. 46). В статье 47 определяется правовой статус педагогического работника и раскрывается его содержание.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод, гарантированных государством, в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Анализ академических прав и свобод педагогических работников, которые в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» представлены в виде закрытого перечня, показывает, что под академическим правами и свободами понимаются нескольку групп прав и свобод:

1) конституционно закрепленные свободы и права (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации),

2) права, производные от них и конкретизирующие свободу преподавания свободы и права (например: свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приёмов обучения и воспитания освоения обучающимися образовательных программ; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и др.);

3) права, представляющую собой конкретизацию общих прав на бесплатный доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам;

4) права, связанные с доступом к управлению образовательной организацией;

5) права в области защиты личных и иных прав.

Закон устанавливает, что к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации. В ст. 331 Трудового кодекса установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

В связи с этим, при устройстве на работу на педагогические должности требуется предоставить справку об отсутствии судимости, выдаваемую соответствующими органами Министерства внутренних дел и отсутствии психических заболеваний. Отдельные категории педагогических работников обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр по установленной форме.