| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
| | ПРОВЕРИЛ ________/_________/ «___»_________20___г. |
Сообщение на тему «Общение – основной фактор социализации».
Выполнила:
cтудентка Ш-31 группы
Шарипова Лола
Ейск,2020г
Общение — процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.
В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Общение выполняет разнообразные функции:
-личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и наберешься» );
-коммуникативную (передача информации);
-инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
-экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
- психотерапевтическую(общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека- интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
-социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
- функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);
Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. По ведущим видам общения и деятельности детей психологи выделяют такой возрастной ряд: непосредственно-эмоцианальное общение (младенческий возраст), предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст), ролевая игра (дошкольный возраст), интимно-личностное общение (подростковый возраст) учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст). С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка. Важную роль, играет при этом и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Важным аспектом развития ребенка является его социализация. Именно через общение со взрослым ребенок осваивает знания и опыт, накопленный человечеством. Носителем таких знаний для ребенка выступает родитель, как самый близкий из социального окружения.
Именно через общение взрослые оказывают влияние на ребенка. Пути этого влияния могут быть различны:
• Взрослый показывает пример
Взрослый воспринимается, как личность, представитель общества. К старшему дошкольному возрасту у детей особенно начинает преобладать личностный мотив («Буду сильный, как папа». «Буду хорошо рисовать, как умеет это делать мама»)
• Взрослый ставит задачи и оценивает
Взрослый ставит задачи на познание, овладение какими-либо действия. Выполнение действия несет за собой одобрение или неодобрение, подкрепляется чем-то или нет. Таким образом взрослый воздействует на ребенка.
• Взрослый развивает
Общение со взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение речью, расширение словарного запаса, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей между детьми и умение быть в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
В общении ребенка и взрослого именно взрослому отводится ведущая роль, его слова и поступки определяют развитие и характер дальнейших отношений с ребенком. Именно ошибки взрослого являются причинами возникающих между ребенком и взрослым конфликтов.
На каждом возрастном этапе содержание и потребность общения меняются:
В 2- 6 мес. Потребность заключается в доброжелательном внимании взрослого.
В 6 мес. – 3 г. Потребность в сотрудничестве, совместном исследовании предметов, их свойств.
В 3 - 5 лет Потребность в уважительном отношении взрослого, его похвале. Интерес к простому манипулированию предметами постепенно снижается. Возникают более общие, сложные вопросы, оторванные от конкретной ситуации. Однако возможности еще ограничены и единственным источником, позволяющим получить ответы на вопросы, становится взрослый.
к 5 - 7 г. Потребность во взаимопонимании и сопереживании. Эта форма общения тесно связна с уровнями развития игры, ребенок теперь обращает внимание на особенности межличностных отношений между членами своей семьи, между людьми на работе родителей, между сказочными персонажами в сказках и играх.
Таким образом, роль общения с родителями огромна. Нельзя упускать ни одного момента взросления своего ребенка и на каждом этапе отвечать его потребностям в общении с Вами. Именно родитель знакомит ребенка с правилами и нормами построения отношений с обществом, показывает все их многообразие. Ценность семейного воспитания очень велика. Оно протекает системно, комфортно, наиболее гармонично для именно Вашего ребенка, является залогом его дальнейшей успешности во взрослой жизни.