Особенности применения компьютерных коммуникаций в образовании.
Объем информации, который человек получает сегодня, растет с каждым днем. Но он должен не только получать эти огромные объемы информации, но и уметь их обрабатывать. Обработка информации последнее время производится при помощи информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Сейчас невозможно представить специалиста в любой профессиональной деятельности без знания ИКТ. Можно также с уверенностью утверждать, что качество современных бытовых условий и досуг современного человека в достаточной мере зависит от его возможностей пользоваться средствами ИКТ.
Это говорит об информатизации общества - глобальном социальном процессе, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Из этого следует, что большинству членов современного общества необходимо изучать и развивать возможности использования ИКТ в своей жизни. И данное изучение необходимо проводить непрерывно, так как и ИКТ развиваются постоянно. И большинство современных людей находятся состоянии запаздывания. Для того что бы догнать развитие сферы ИКТ, необходимо так же быстро развивать сферу образования. В связи с этим возникает ряд общепедагогических и социально-педагогических проблем проникновения информационных и коммуникационных технологий в образование. Этот процесс проникновения называется информатизацией образования.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.
Процесс информатизации образования заставил по-новому взглянуть на применения ИКТ для представления информации и для процесса образования в целом.
Методические аспекты использования технологии телекоммуникации в образовании.
Телекоммуникация – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т. п.).
Современные средства приема и передачи информации практически снимают ограничения по объему транслируемой информации, при этом вид информации не имеет особого значения. Так же современные средства информационного взаимодействия позволяют устанавливать контакты с самыми удаленными уголками планеты и специалистами.
Итак, технология «Телекоммуникации» - это совокупность приемов, методов, способов обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде ( символьная, текстовая, графическая, аудио-видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне, так и глобальном, в том числе и в рамках Всемирной информационной сети Интернет.
Возможности использования некоторых видов ресурсов телекоммуникационных сетей в образовательных целях.
Существует несколько видов использования ресурсов телекоммуникационных сетей. Большая часть этих видов находит свое применения в образовательных целях.
Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта (e-mail) - уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе каждом образовательном учреждении.
Учебное значение электронной почты состоит в том, что она
• стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;
• повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;
• расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершен-ствовании письменной речи;
• делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте.
Так же существует вид использования телекоммуникационных сетей, связанный с электронной почтой, позволяющий пользователю регулярно получать интересующую его информацию в свой электронный почтовый ящик. Этот вид называется списки рассылки (mailing lists).
Применение этого вида использования телекоммуникационных сетей в образовании может принимать различные аспекты. Например, по средствам списков рассылки можно рассылать в образовательные учреждения административной документации или же можно информировать о проведении конкурсов, проектов, семинаров, съездов и т. п. Так же может рассылаться методические материалы по различным предметам. Во время подготовки к ЕГЭ особенно важно своевременно получать последнюю информацию о новых заданиях и о изменениях в структуре экзамена или изменениях организации самого экзамена. Списки рассылки позволяют быстро доставить такую информацию в образовательные учреждения.
Так же при помощи списков рассылки можно проводить подготовку учеников к различным олимпиадам, по средствам рассылки различных заданий.
Огромные возможности образовательным учреждениям дает Всемирная мультимедийная среда (WWW –World Wide Web). WWW позволяет осу-ществлять поиск и представление информации по выделенным словам или рисункам, а также обеспечивает легкий доступ до нужного ресурса Всемирной сети.
Всемирная мультимедийная среда позволяет образовательным учреждениям не только получать информацию из Всемирной сети, но и распространять собственную информацию. Это позволяет образовательному учреждению продемонстрировать свой научный, практический и социальный потенциал.
Еще одним видом использования телекоммуникационных сетей является электронные конференции. Электронные конференции позволяют получать на компьютер пользователя, как минимум тексты сообщений, передаваемых участникам «конференции», находящихся на различных расстояниях друг от друга.
Основные направления использования технологии
Телекоммуникации в образовании.
При реализации возможностей технологии телекоммуникации в системе образования происходит изменение структуры и формы информационного взаимодействия участников процесса обучения. А так происходит изменение самого процесса обучения. Это происходит потому, что технологии телекоммуникации позволяют повысить доступность информации, хотя доступность информации не означает автоматического повышения уровня образования.
Так же при использовании технологии телекоммуникации позволяет вовлечь огромное количество специалистов в процесс обучения, что позволит повысить качество образования. Так же повысится скорости и объемы обработки, сбора, передачи различной информации в том числе: учебной, научной, методической литературы, различных проектов, информации о практической деятельности преподавателей.
Доступность информации, возрастающая в ней потребность, развитие и огромно разнообразие видов использования технологий телекоммуникации – все это определяет основные направления использования технологии телекоммуникации в образовании.
Первое направление – это изучение и преподавание иностранных языков. Современные средства связи позволяют напрямую общаться с носителями языка, что позволяет повысить уровень знания современного иностранного языка. Так же технологии телекоммуникации позволяют значительно расширить количество языков, которые возможно изучать, так как в ВУЗах не всегда есть преподаватели по тем или иным языкам, а технологии телекоммуникации позволяет работать с преподавателями всего мира. Изучение иностранного языка подразумевает так же изучение культуры носителей языка. И тут технологии телекоммуникации позволяют, не только виртуально побывать в чужой стране, но и найти огромное количество информации о культур изучаемой страны.
Второе направление в последнее время становиться все более популярно. Это заочное или дистанционное обучение.
Традиционные технологии очного и заочного обучения не в состоянии удовлетворить потребности всей молодежи в получении высшего образования. Даже самые развитые страны не смогут принять такой массы студентов по очной форме обучения. В связи с этим в мире наблюдается тенденция стремительного роста численности студентов, обучающихся заочно по технологии дистанционного обучения.
Например, в Швеции количество обучающихся по технологии дистанционного обучения в национальной системе образования около 70 %.
Немаловажной причиной обращения к дистанционному обучению является возможность учится в удобной для обучаемого время и в удобном для него месте. При этом срок обучения не имеет ограничений и может прерываться в зависимости от желания обучаемого и его финансовых возможностей
Так же дистанционное образование расширяет роль преподавателя. Это происходит за счет потребности в постоянном совершенствовании своих курсов и программ для обучения. Так же преподаватель должен повышать свою квалификацию и не отставать от постоянно развивающихся коммуникационных технологий, используемых преподавателем в своей работе.
Позитивное влияние оказывается и на обучаемого. Для дистанционного обучения обучаемый должен иметь высокую мотивацию и способность самоорганизации.
Телекоммуникационные технологии позволяют наблюдать в реальном вре-мени за событиями, происходящими на большом отдалении от наблюдателя. Например, это могут быть погодные явления, социальные ситуации, космические объекты. Наблюдатели, при определенных условиях и методических подходах, умчаться критически анализировать происходящие процессы или же собирать статистическую информацию о протекании различных процессов.
Технологии телекоммуникации позволяют расширить возможности библиотеки образовательного учреждения. Во-первых, это расширение происходит за счет доступа к библиотекам различных стран. Что позволяет многократно повысить объем обрабатываемой информации.
Так же с помощью компьютера и интернета ученики получают доступ к тысячам книг, журналов, статей в любое время и в любом месте, что создает возможности для дистанционного обучения.
Единое информационное образовательное пространство на базе глобальных телекоммуникаций.
В настоящее время в России, в странах СНГ, в развитых зарубежных странах существует достаточно развитая инфраструктура информационного образовательного пространства. Информационное образовательное пространство функционирует как на базе региональных сетей, имеющих выход на глобальные телекоммуникации, так и на базе авторских решений.
Единое информационное образовательное пространство подразумевает, что доступ для всех к информационному ресурсу общества осуществляется на равных условиях.
Под равенством доступа понимается как единство способа доступа распределенным информационным ресурсам, единство форм и методов осуществления информационного взаимодействия как с партнерами по общению, так и с интерактивным источником информационного ресурса, наличие единой базы данных научно-педагогической, методической, инструктивной, хрестоматийной, технической информации.
Проблемы Единого информационного образовательного пространства в первом приближении можно разбить на три взаимно дополняющих друг друга аспекта - социокультурный, организационно-управленческий и психолого-педагогический
Психолого-педагогический аспект требует дифференциации, так как он напрямую зависит от содержания учебных планов и программ.
Вместе с тем, можно выделить некоторый инвариант решения проблемы создания Единого информационного образовательного пространства разработка научно-педагогических и технологических основ реализации возможностей технических и программных средств современных информационных и коммуникационных технологий в целях:
• осуществления сбора, обработки, архивного хранения, передачи, транслирования, продуцирования, тиражирования научно-педагогической, методической, инструктивной информации;
• создания условий комфортного управления информационными потоками с любого расстояния неподготовленным пользователем, которым является, в основном, пользователь сферы образования;
• обеспечения коммуникационных процессов (например, между региональным центром и администрацией образовательных учреждений; между институтом повышения квалификации учителей и самими учителями; между отдельными учителями, группами учителей);
• общения с пользователем информационного ресурса на естественном языке;
• осуществления распознавания образов, объектов, процессов, представляемых на экране, адекватно особенностям предметных областей, и разнообразным учебным ситуациям;
• накопления и использования данных, информации, знания; организации разнообразных форм деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний, по формализации знания на основе распределённого информационного ресурса.
Возможные негативные последствия использования коммуникационных и информационных технологий в образовании.
Применение коммуникационных и информационных технологий в образовании может влечь за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. Это связанно с несколькими факторами.
Одним фактором является медицинский. Работа с коммуникационными и информационными технологиями связанна с работой за компьютером, а за компьютером человек может проводить только определенное время в день. Это связанно в первую очередь с чрезмерным напряжением глаз, так же продолжительным нахождением человека в сидячем положении.
Но так же можно выделить огромное количество вредных или опасных факторов: повышенная температура поверхностей ПК, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, выделение в воздух рабочей зоны ряда химических веществ, повышенная или пониженная влажность воздуха, повышенный или пониженный уровень отрицательных и положительных аэроионов, повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание, повышенный уровень статического электричества, повышенный уровень электромагнитных излучений и так далее.
Так же необходимо помнить о факторах психологического характера. Эти факторы являются, наверное, самыми опасными. Они связанны с огромным объемом учебной информации, которая чае всего не соответствует психологическим требования для конкретной группы учеников. Так же информационные и коммуникационные технологии позволяют в любое время получить не только учебную информацию, но и вообще любую возможную информацию, что так же может очень сильно повлиять на психику человека.
По этой причине актуальны исследования в области психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий применения средств информационных и коммуникационных технологий на физическое и психическое здоровье ученика. Актуальны также исследования медицинских проблем организации занятий с использованием современных средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации на всех уровнях системы образования - от дошкольных учреждений до высшей школы и системы подготовки кадров.