Пути повышения эффективности работы педагога при подготовке учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку
Цель: определение путей повышения эффективности работы учителей русского языка общеобразовательных учреждений города
1. Проблемы (организационные, методические, психологические и др.), возникающие при подготовке учащихся 9-х классов к ГИА по русскому языку
1.1. Организационные
Основной организационной и психологической проблемой, на наш взгляд, является неопределенность с выбором модели новой формы итоговой аттестации выпускников 9-х классов.
Место проведения экзамена (в своих школах или в других)?
Обучение учащихся оформлению экзаменационных бланков.
Обеспеченность методическими пособиями и контрольно-измерительными материалами
При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию подробного и сжатого изложения, сочинения-рассуждения в 2-х вариантах и к выполнению тестовой части. При этом специальных часов для такой работы, особенно со слабыми учащимися, программой по русскому языку не предусмотрено.
Недостаточное количество книгоиздательской продукции по новой форме ГИА модели 2017-2018 года.
Необходимость индивидуального подхода в оценивании работ слабоуспевающих учащихся других национальностей.
Загруженность учителя: большая часть времени отводится проверке ученических работ, которая оценивается минимально.
Затруднения в организации уроков с применением ИКТ, направленных на подготовку к новой форме ГИА, в связи с невозможностью обеспечить каждого учащегося рабочим местом в компьютерном классе.
1.2. Методические
Обучение учителей, работающих в 9-х классах, форме проведения экзамена.
Провести консультации для учителей, читающих тексты изложений.
Обобщить опыт учителей по подготовке к ГИА в 9-х классах.
Система работы над сочинениями на лингвистическую тему.
вызывает затруднение создание сочинений на лингвистическую тему, т.к. в традиционных учебниках русского языка не уделялось внимания функциям знаков препинания (кроме учебника Разумовской М.М. для 9 кл. §4)
Выработка единых методических требований к подготовке задания уровня С.
Отсутствие четких методических рекомендаций по работе над сжатым изложением. Объём сжатия текста изложения.
1.3. Психологические
Недостаточный социальный опыт учащихся для написания сочинения.
Большой объём работы (изложение, два тестовых уровня, сочинение);
Восприятие нового учителя при прочтении текста изложения.
Отсутствие у учащихся мотивации к изучению предмета, к стремлению совершенствовать речевые навыки
2. Повышение эффективности работы педагога с разными по уровню (сильными, средними, слабыми) группами учащихся 9-х классов при подготовке к ГИА
1. Необходимо обеспечить учителя учебно-методической базой для проведения дифференцированной работы.
2. Невозможно эффективно проводить работу с сильными, средними и слабыми учениками на одном уроке. Для слабых учащихся нужно проводить дополнительные консультации.
3. Для повышения эффективности работы педагога с разными по уровню группами учащихся 9-х классов предлагаем:
при объяснении теоретических тем, вынесенных в экзаменационную работу, использовать формулировки экзаменационных заданий
вводить комплексные задания на уроке;
для «слабых» учащихся предлагать алгоритмы к выполнению заданий;
объяснять материал (например, по сжатию текста) первоначально на простых текстах;
вводить уроки анализа типичных ошибок.
4. Проведение индивидуальных консультации и факультативных занятий
5. Использовать дифференцированный подход к разным по уровню группам учащихся.
6. Увеличить количество часов на групповой тренинг при наличии разноуровневых методических пособий.
3. Помощь, необходимая педагогу со стороны руководителей общеобразовательных учреждений
Выделение дополнительных часов (на элективные курсы, кружковые занятия, консультации) для подготовки к ГИА. Чтобы снять психологический стресс у детей подросткового возраста, предлагаем экзамен проводить в своей школе при участии учителя, работающего в данном классе, в присутствии наблюдателей из других школ. Опыт работы подсказывает, что отсутствие на экзамене своего учителя приводит к тяжелой психологической травме и влияет на результаты экзамена.
Разрешить учителю объективно оценивать знание учащихся. Административные органы на разных уровнях оказывают давление, запрещают ставить «2» - доносить правдивую информацию до родителей.
Содействие в повышении квалификации учителя.
Увеличение количества часов по предмету для качественной подготовки к экзамену
В связи с изменением формы сдачи экзамена и возрастанием ответственности учителя за его результат рассмотреть вопрос об увеличении оплаты труда учителей в части проверки ученических работ.
Ходатайствовать о рассмотрении вопроса о возможности деления учащихся 9-х классов на уроках подготовки к новой форме ГИА по русскому языку на группы.
4. Помощь, необходимая педагогу со стороны методической и психологической службы общеобразовательного учреждения
Разработать банк аналитических, нормативно-правовых, учебно-методических, учебно-тренировочных материалов по ГИА в новой форме
Педагогу необходима помощь городской методической службы в плане проведения курсов, семинаров, направленных на освоение методики написания творческих работ уровня С, выработки общих подходов к пониманию критериев оценки сочинений.
Психологические службы образовательных учреждений должны внести в план своей работы консультирование родителей, учеников и педагогов, психологические тренинги по снятию тревожности.
5. Помощь, необходимая педагогу со стороны городской методической службы (МБУ ГЦОКО)
Ознакомить всех учителей русского языка с содержанием экзамена по русскому языку в 9 кл., организовать практическое обучение учителей, выпускающих 9-е классы. Организовать обмен опытом по определенным темам, которые представлены в экзаменационной работе. Выпускать информационный бюллетень.
Создать «банк» методических приемов, методическую копилку.
Своевременная информация по вопросам подготовки к экзаменам со стороны ЦОКО, обеспечение КИМами.
Проведение консультаций. Организация взаимопосещения открытых уроков.
Оказать помощь в обеспечении ОУ методической литературой для эффективной подготовки учащихся к сдаче экзамена в новой форме
Составить сборник методических рекомендаций «Из опыта работы. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА по русскому языку в новой форме».
Издать сборники тренировочных вариантов экзаменационных работ, составленных учителями города и сборник образцов творческих работ учащихся, в особенности сжатого изложения, сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и сочинения- рассуждения по фрагменту текста.
Сетевое взаимодействие МО общеобразовательных учреждений города.
6. Создание рациональных взаимоотношений в треугольнике «родитель – ученик - учитель»?
Регулярно информировать родителей об экзамене: через родительские собрания: в начале учебного года, по результатам полугодия (2 четверти), через индивидуальные консультации.
Организация родительского всеобуча, проведение родительских собраний по знакомству с новыми требованиями к итоговой аттестации в 9 классе; изучению нормативно-правовых документов, целей и содержания, особенностей проведения ГИА в новой форме, разъяснять родителям необходимость поддержки и помощи подготовки к ГИА.
Ознакомление родителей с итогами сдачи экзамена выпускниками предыдущего учебного года; доведение до сведения результатов мониторинговых работ.
Рекомендации школьного психолога учащимся и их родителям при подготовке к ГИА.
Личные встречи и беседы с родителями слабо мотивированных учащихся, размещению на школьном сайте информации для родителей, рекомендаций по подготовке детей к экзамену, демоверсий.
Проведение совместных классных мероприятий учащихся и родителей, помогающих в решении образовательных задач.
Индивидуальная работа с родителями.
Привлечение к решению проблем родительского комитета класса