Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области
им дважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М.»
«Работа с одарёнными детьми на уроках географии»
Выступление на ШМО
Подготовила :
учитель географии –
Толмачева В.И.
2024
Ученик - это не сосуд, который нужно
наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Но не каждый человек способен реализовать свои способности. Многое зависит от семьи и школы. Задача школы, учителя заключается в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и, развивая их, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
креативности;
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”. Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями городских, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах. Как я достигаю таких результатов? Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, я пытаюсь научить их думать, предпринимаю все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Например: Что это
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
(Ком + Пас = Компас.)
Имеется система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока.
Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток.
(Не на восток, а на запад.)
Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.
(Не впадает, а вытекает.)
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли, дети?
(Нет, их четыре.)
Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.
(Не юг, а север.)
Знает каждый капитан:
Волга - это океан.
(Не океан, а река.)
Для многих тем курса географии существуют системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. Например: Куда попадет человек, если все время будет двигаться на северо-запад:
а) на Северный полюс;
б) на Южный полюс;
в) на экватор;
г) обогнет земной шар и вернется в исходную точку.
Свой выбор поясните.
(Указание: здесь и в последующих задачах вода не считается препятствием, ее можно преодолеть на любом судне, а зимой —по льду.)
На всех этапах урока географии я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.
Например
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.
_СТО_ сторона света.
(Восток.)
_ СТО _ начало реки.
(Исток.)
СТО _ _ главный город страны.
(Столица.)
_ СТО _ _государство в Прибалтике.
(Эстония.)
_ СТО _ город "Золотого кольца" России.
(Ростов.)
_ СТО _героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.
(Севастополь.)
_ СТО _город РФ, порт на Тихом океане.
С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.
1. Сахарный остров → (В Закавказье, на Каспийском море).
(Куба -Баку.)
2. Музыкальная партия индивидуалиста → (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры)
(Соло - Осло.)
3. Планета-богиня → (на реке Раздан, в Закавказье).
(Венера - Ереван.)
4. Глазные шторки → (на реке Днепр, в Восточной Европе.)
(Веки -Киев.)
5. Сдобная белая подружка чёрного хлеба → (в Юго-Западной Азии, столица горной страны).
(Булка -Кабул.)
6. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России?
(Илья Муромец, на Курильских островах.)
7. Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?
(Лукоморье.)
Также использую «Самое-самое»
Самая «солнечная» геометрическая фигура?
(Луч.)
Самый большой медведь?
(Белый медведь.)
Самый большой хищный зверь?
(Белый медведь.)
Самый южный материк?
(Антарктида.)
Самое высокое научное звание в России?
(Академик.)
Самый лучший пернатый певец России?
(Соловей.
На уроках географии я стараюсь показать учащимся, что знание предмета необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи экономического содержания, уроки-экскурсии на предприятия. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. Провожу интегрированные уроки: географии и информатики, географии и музыки, географии и математики.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и города.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по географии. Ежегодно в школе проводятся недели географии ,на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и городского уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Учащиеся участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на городском (муниципальном), окружном и всероссийском уровнях. Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -это 1 % способностей, а 99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома..
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
Список использованной литературы:
Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» ,2004. –96 с.
Иванов Б. Н. Современная география в школе: Методическое пособие. –М.: БИНОМ, 2002.
Пойа Д. Как решать задачу. -М.: Учпедгиз, 1961.
Интернет-материалы.
Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. —2008. —Т. 9, вып. 1. —С. 53 —56.