Просмотр содержимого документа
«Сообщение: "Причины возникновения школьной дезадаптации"»
| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Гальченко Диана Валерьевна
Преподаватель:
Великановская Людмила Анатольевна
г. Ейск
2023 год
Причины возникновения школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация – это любое рассогласование ребёнка с теми требованиями, которые к нему предъявляет образовательное пространство.
Это оказывает негативное влияние на их успеваемость, интересы и взаимоотношения с педагогами и сверстниками. Часто проявляется это нарушение именно у младших школьников, которые вовремя не смогли адаптироваться к учебной деятельности.
В современной науке выделяют следующие причины возникновения школьной дезадаптации:
Дезадаптация вследствие недостаточного овладения необходимыми компонентами предметной стороны учебной деятельности. Причины этого могут заключаться в недостаточном интеллектуальном и психомоторном развитии ребёнка, в невнимании со стороны родителей или учителя к тому, как ребёнок овладевает учёбой, в отсутствии необходимой помощи. Эта форма школьной дезадаптации переживается младшеклассниками остро лишь тогда, когда взрослые подчёркивают «бестолковость», «неумелость» детей.
Дезадаптация вследствие недостаточной произвольности поведения. Низкий уровень самоуправления затрудняет овладение как предметной, так и социальной сторонами учебной деятельности. Эта форма дезадаптации чаще всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного отсутствия внешних форм контроля и ограничений, или вынесения средств контроля вовне.
Дезадаптация как следствие невозможности приспособиться к темпу школьной жизни. Этот тип нарушения чаще встречается у соматически ослабленных детей, у детей со слабым и инертным типами нервной системы, нарушениями органов чувств, а также у имеющих любые психологические и физические нарушения и расстройства. Сама дезадаптация возникает в том случае, если родители или учителя игнорируют индивидуальные особенности таких детей, не выдерживающих высоких нагрузок.
Дезадаптация как результат дезинтеграции норм семейной общности и школьного окружения. Этот вариант дезадаптации возникает у детей, не имеющих опыта идентификации с членами своей семьи. В этом случае они не могут образовать настоящие глубокие связи с другими людьми.
Кроме ранее перечисленного, можно добавить еще несколько причин школьной дезадаптации:
1. Преобладание отрицательной оценочной стимуляции.
Дети группы риска в обычном классе получают наибольшее количество замечаний, отрицательных оценок со стороны учителя. Убеждаясь в том, что старания, которые они вначале прилагают, чтобы заслужить одобрение, не дают результатов, что стать вровень с другими детьми им не по силам, эти дети теряют надежду на успех.
2. Конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов школьников.
С поступлением ребенка в школу обсуждение оценок и оценочных суждений учителя теперь становится главным в общении ребенка с родителями. Отрицательные оценки поведения и учебной деятельности ребенка со стороны учителя становятся в большинстве случаев источником конфликтных отношений в семье или их усугубления.
Единой методики коррекции школьной дезадаптации у детей школьного возраста не существует. К каждому ребенку должен быть осуществлен индивидуальный подход, т.к. факторы школьной дезадаптации и пути ее коррекции очень разнятся. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи, которая будет рассматривать одновременно медицинский, психологический, педагогический и социальный аспекты.