Проектно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся
как средство развития социально-активной личности.
Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю, чтобы улучшить процесс обучения? Использую ли я наиболее эффективные формы и методы обучения? Какие технологии приведут к повышению качества знаний учащихся?
Изучив литературу, я поняла, что в настоящее время проектно-исследовательский метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Данная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников. т.е. Учитель не преподносит истину, а учит её находить.
И чем раньше начнётся такая работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения, формировать свою точку зрения в оценке конечного результата, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.
Очень важно, чтобы эта работа была поставлена уже с 1 класса. В начальной школе творческая поисковая деятельность учащихся невозможна без руководства учителя. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
Работа по развитию проектно-исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становится чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Смысл данной деятельности заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
Все этапы исследовательской работы должны проходить на доступном для младшего школьника уровне. Реализация исследовательских умений связана с такими этапами как: адаптация, освоение, самореализация.
На этапе адаптации преобладает инструктивно-поисковая учебно-информационная деятельность.
В нашем классе работа началась с определения значения слова. Сначала дети пытались объяснить понятия самостоятельно. Затем обратились к словарям. Мы разобрали понятия: словарь, справочник, энциклопедия, пособие, нашли различие в понятиях научное и научно-популярное издание.
Многие образовательные системы предполагают исследовательскую деятельность на уроке. Главное, чтобы учитель не упустил этот момент. На одном из уроков литературного чтения мы работали над статьёй из энциклопедического словаря.
Приходится пересматривать словари, журналы, научные справочники. От учителя требуется умение постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе. В этих условиях современному педагогу необходимо осмысливать собственную деятельность с научных позиций, владеть навыками исследовательской работы. Учитель – это научный руководитель, который исследует вместе с детьми, ищет доказательства, помогает сделать выводы. Я, ни в коем случае, не навязывает свои знания, а принимаю точку зрения учеников, направляя в нужное русло.
В 1 классе важно научить определять тему, ставить цель и задачи, работать с различными источниками, но термины «проект» и «исследование» детям не давать.
Первый год – год вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, как для учителя, так и для детей. Решаются организационные мероприятия.
2 класс. Выясняем, что такое исследование, проект.
Для дальнейшей работы были поставлена цель (что должно быть) и задачи (каким образом). Я считаю, что на этапе освоения проектной деятельности необходима ведущая роль руководителя, но хотелось бы, чтобы у детей сложилось впечатление, что всей этой работой руководит не учитель, а они сами. Объяснение последовательности работы над проектом для всего класса было бы неэффективно, но и проводить такую работу индивидуально не имело смысла т.к. (1. нехватка времени, 2. необходимость обучения в коллективе, группе)
Дети могут поделиться на группы, и каждая группа работает над своим заданием, т.е. готовит ответы на поставленные перед ними проблемы.
В помощь могут быть приглашены родители-консультанты (по количеству групп), которые отвечали на вопросы детей и направляли их деятельность. C родителями обсуждается план их работы. Я считаю, что в начальной школе учитель и родители играют важную роль в выполнении проектно-исследовательской работы учащимися: контролируют, направляют, помогают.
Для учащихся проектно-исследовательская работа позволяет получить первый опыт совместной не просто деятельности, а можно сказать ответственности при большем или меньшем разделении обязанностей, опыт группового обсуждения.
Кроме того, проекты создают благоприятную ситуацию для формирования способности планировать и сопоставлять свой замысел с полученным результатом.
Исследовательская деятельность позволяет работать с различными текстами, у детей вырабатываются навыки публичных выступлений, умение слушать собеседника. Ребята становятся более раскованными, уверенными в себе. Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, учатся работать более продуктивно.
Участие в проектах сплачивает детей, научит их работать в группе. Ребята будут увлечены тем, что они делают, с огромной радостью и удовольствием воспринимают новую информацию, общаются друг с другом в неформальной обстановке.
Происходит развитие творческого потенциала не только ребенка, но и самого педагога. А учебный процесс выходит на новый уровень – содействия, сотворчества.
Цель работы по самообразованию – дойти до самой сути, овладеть методикой проектно-исследовательской деятельности.
В приобщении детей к данной деятельности важен как результат, так и сам процесс. Важно заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.