Общение – основной фактор реализации личности
Социализация личности - процесс усвоения и воспроизводства человеком общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания и умения. (человеческие отношения, социальные нормы поведения)
Основные сферы социализации личности: деятельность, общение и самосознание.
Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, разработка общей схемы взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Психологический контакт характеризует общение как двухстороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев обозначает общение как коммуникативную деятельность, к основным структурным компонентам которой относятся:
1) предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект;
2) коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;
3) действия общения - единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
4) задачи общения - цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены действия, совершаемые в процессе общения;
5) средства общения - операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
6) продукт общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Общение — универсальное явление общественной жизни, так как оно охватывает все ее стороны.
Общение включает в себя, во-первых, обмен информацией, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения; во-вторых, взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками; в-третьих, восприятие общающимися друг друга.
В процессе общения выделяют три стороны — коммуникативную, интерактивную, перцептивную.
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми.
Интерактивная сторона общения (интеракция означает взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений.
Перцептивная сторона общения (перцепция - восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).
Список литературы
Богданова, Р.А. Формирование профессиональной готовности будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики [Текст] /Р.А. Богданова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. — №98. – С. 85 – 94.
Винниченко, Н.Л. Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции [Текст] /Н.Л. Винниченко, Э.Г. Гельфман, Э., В.И. Ревякина, Е.А. Румбешта // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2005. — №2. – С. 43 – 56.
Кабардова, Л.Н. Энциклопедия психолога [Электронный ресурс]. — http://www.psihologu.info/content/view/88/3/
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
| | ПРОВЕРИЛ Учитель начальных классов ________/_________/ «___»_________20___г. |
Сообщение на тему: «Общение-основной фактор социализации»
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Долматович Мария
Ейск, 2019