Способы работы с текстом с обучающимися начальных классов в ходе подготовки к ВПР по русскому языку
Всероссийские проверочные работы (ВПР) по русскому языку проводятся с целью выявления уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями).
(слайд 2)
Вариант проверочной работы по русскому языку состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.
На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 90 минут.
Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. На выполнение заданий 1 части отводится 45 минут.
Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения. На выполнение заданий 2 части отводится также 45 минут.
(слайд 3)
Мы понимаем, что начинать подготовку к этой работе надо уже с 1 класса, поскольку проверочная работа направлена на выявление ВСЕХ результатов обучения.
Задание 1 проверяет традиционное базовое умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
При подготовке к проверочной работе по русскому языку мы много внимания уделяем умению писать тексты под диктовку. С первого класса на уроках мы постоянно используем орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.
Система использования различных видов диктантов по формированию орфографического навыка. (З.Ф. Ульченко).
(слайд 4)
Для отработки навыка написания слов с непроверяемыми орфограммами (словарными словами) я использую «Словарик». Каждый ученик записывает в него словарные слова с 1 по 4 класс. В течение одной недели мы работаем над словами на 2-3 буквы (А,Б,В): записываем в тетрадь, ставим ударение, обращаем внимание на орфограммы; разделяем на слоги для переноса; запись транскрипции; подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения. Каждую неделю, в понедельник, пишем словарный диктант за прошедшую неделю. Далее работа над ошибками.
(слайд 5) (слайд 6)
Задания 2. Проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении. Для отработки умения распознавать однородные члены в предложении рекомендуется в ходе изучения данной темы и её повторения акцентировать внимание на существенные признаки понятий «Однородные подлежащие», «Однородные сказуемые». Проводить синтаксический разбор предложений с однородными членами; выделять в тексте или строить предложения с однородным членами по предложенным схемам в нашей «Запоминалке»
( слайд 7).
Задание 3 (1) направлено на проверку умения распознавать и графически обозначать главные члены предложения.
Задание 3 (2) определяет умение распознавать изученные части речи в предложении. При изучении частей речи важно выделять существенные признаки каждого понятия.
Часть 2
Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем – 4-е задание способствует и проверке коммуникативных универсальных учебных действий.
4-ое задание звучит так: произнеси слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Чтобы качественно справиться с этим заданием надо все слова с трудным ударением просто заучить, «как таблицу умножения» и правильно употреблять их в своей речи. На данном этапе обязательна работа с орфоэпическими словарями, которую дети очень любят; учим забавные стихи рифмы.
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договор.
Хороши и вблизи
На окне жалюзи.
Не налезли шорты
Часто ели торты.
- Что стоишь, завхоз, зевая?
- Опустела кладовая.
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник банты.
В результате такой работы, ударение в словах запоминается легче.
(слайд 8) (слайд 9)
Задание 5 направлено на проверку умения классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).
(слайд 10 )
С пятым заданием (В предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие и выписать его) дети справляются хорошо, т.к. работа над фонетикой во всех учебниках присутствует в достаточном количестве и ведётся систематически.
Если кому то требуется помощь, я провожу индивидуальные консультации, даю дифференцированные задания.
В задании 6
Анализируя результаты ВПР, мы знаем, что самыми трудными являются задания с 6 по 9, требующие от детей умений определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять план текста, задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста, определять значение слова по тексту.
(Слайд 11)
Над этими вопросами мы работаем систематически. В моём банке заданий много карточек с небольшими текстами, у которых надо определить тему и главную мысль, составить план. Сначала мы выполняем задания данных видов коллективно, все вместе; затем в парах и уже после этого индивидуально.
Например, даётся текст: (Слайд 12)
Наш сад огражден деревянным забором. В саду много яблонь. Есть несколько груш. В этом году большой урожай. Мы будем варить варенье, запасать его на зиму.
Определяем тему текста. Тема – это то, о чем говорится в тексте. (Наш сад). Определяем основную мысль текста.
Основная мысль – это отношение автора к теме текста, к предмету речи. (Богатый урожай).
Вместе составляем план текста. Для этого находим ключевое предложение в каждой смысловой части. Кому то легче составить цитатный план, кто-то записывает план своими словами. Обязательно рассматриваем оба варианта.
Далее на помощь опять приходит игра «Вопрос – ответ», в ходе которой ребята учатся задавать вопросы по содержанию текста.
(Слайд 13)
( Задание № 8). Для этого им надо быть очень внимательными читателями, и они стараются. Далее предлагаю ребятам поработать в паре. Даю текст.
(Слайд 14)
Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейке пушистого котёнка. Он был, такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, кормил, обогрел и назвал Пушком.
(Тема: Котёнок. Основная мысль: Забота о животных. Милосердие. Доброта).
Далее аналогичную работу ребята выполняют в парах и индивидуально. Тексты постепенно становятся более объёмными и сложными.
Методика работы с текстом может быть дополнена его маркировкой, раньше это называлось «чтение с пометками»; цель такого чтения сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по
следующему алгоритму:
!- знакомая информация
+- новая информация
-- я думал (думала) иначе, я сомневаюсь
?- это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
(слайд15)
Работу с текстом мы проводим на внеурочных занятиях. Работаем над определением темы и главной мысли текста, учим детей задавать вопросы по прочитанному.
В 10 задании проверяется умение подбирать синонимы к словам из текста.
Здесь я использую игру «Лесенка», где надо вписать в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.
Слайд16
Бор, беда, стужа, желать, потемки, твердыня, извещение, диковинный, безучастный.
Ребятам нравится и самим составлять такие лестницы с заданиями.
Задания с 11 по 14 направлены на проверку умения разбирать слова по составу, классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. Такие задания систематически встречаются в учебниках русского языка и отрабатываются на достаточном уровне в рамках уроков.
Также мною разработаны карточки по данным видам разбора для индивидуальной работы в классе и дома.
Большие трудности у детей вызывает 15 задание, которое предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации, умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы, способность строить речевое высказывание в письменной форме.
Для того, чтобы ребята успешно справились с этим заданием, регулярно, практически ежедневно, в минутку чистописания ввожу написание пословиц, поговорок, устойчивых выражений; разбираем их смысл, пытаемся привести примеры из личного опыта, соответствующие данному выражению.
С целью пополнения знаний детей пословицами, провожу игру «Соберём пословицы». Для этого раздаю ребятам карточки, на которых написаны половины 6 пословиц. Задача — найти вторую половину, собрать всю пословицу, затем работая уже в парах, объяснить ее смысл и привести пример, в какой жизненной ситуации уместно будет её употребить.
Слайд 17
Например, терпение и труд ... (все перетрут). Смысл пословицы: надо терпеливо трудиться и всё получится. («Терпенье и труд всё перетрут», - сказала мне мама, когда я получил плохую отметку. Она объяснила мне, что надо проявить терпение, потрудиться, выучить материал и исправить отметку. Я так и сделал. Результат моего труда меня порадовал).
Заключение
Спасибо за внимание.
(слайд 18)
Закончить хотелось бы такими словами:
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
Разрешите, уважаемые коллеги, пожелать вам успехов в выполнении предстоящих ВПР и веры в своих детей!
4