СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Технология уровневой дифференциации на уроках профильного труда ("Швейное дело")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Технология уровневой дифференциации на уроках профильного труда ("Швейное дело")»













ТЕМА СООБЩЕНИЯ:

Технология уровневой дифференциации на уроках профильного труда («Швейное дело»).











































ТЕМА: Технология уровневой дифференциации. (СЛАЙД 1)

Актуальность темы. (СЛАЙД 2)

Психофизиологические особенности обучающихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при дифференциации обучения. Дифференцированный подход – одна из форм коррекционной работы, которая ставит своей основной целью, опираясь на сохранные свойства обучающихся и возможности их развития, исправление наиболее нарушенных процессов деятельности.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

В связи с этим была поставлена цель работы по данному направлению:

ЦЕЛЬ: (СЛАЙД 3)

Создание условий для раскрытия потенциала каждого обучающегося, развития умственных и физических возможностей с учетом индивидуальных особенностей, реализуя на своих уроках дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

ЗАДАЧИ: (СЛАЙД 4)

  1. Выявление уровня обучаемости и здоровья обучающихся.

  2. Выявление уровня обученности по предмету, используя критерии оценки каждого уровня.

  3. Отбор содержания учебного материала для работы с обучающимися каждого уровня. Выбор форм, методов и методических приемов, способствующих применению уровневой дифференциации на уроках.

  4. Контроль влияния уровня развития обученности детей на качество знаний, познавательный интерес к предмету, психологический климат на уроке.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ: (СЛАЙД 5)

Для реализации поставленной цели работа осуществляется в следующем порядке:

  1. Проведение входной диагностики (определение критериев, на основе которых выделяются типологические группы обучающихся для дифференцированной работы).

  2. Распределение детей по типологическим группам с учетом результатов диагностики.

  3. Выбор форм, методов и методических приемов обучения. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.

  4. Диагностический контроль результатов работы обучающихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.


  1. Входная диагностика. (СЛАЙД 6)Определение критериев, на основе которых определяются типологические группы обучающихся для дифференцированной работы.

Работа по дифференцированному обучению начинается с определения критериев, на основе которых выделяются типологические группы обучающихся для дифференцированной работы с ними. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося (физические, психологические, личностные, в том числе особенности мыслительной деятельности), опираясь на совместную работу с классными руководителями, воспитателями и результатами обследований, проводимых психологом.

Основные критерии:

- Организация рабочего места

- Соблюдение правил техники безопасности

- Умение работать по готовому плану

- Умение составлять план предстоящей работы самостоятельно

- Навык работы на швейной машине

- Качество выполненной работы

- Самоанализ выполненной работы

Данные критерии выбраны в связи со спецификой предмета. Для определения результатов применяются следующие формы:

Проведение входного тестирования в начале года в каждом классе по основным разделам учебного материала предыдущего учебного года, тестирование по четвертям, контрольные работы в конце учебного года с целью определения фактического уровня

знаний обучающихся, выявления факторов, влияющих на качество знаний, планирование и проведение коррекционных мероприятий по повышению уровня обученности.

  1. Распределение обучающихся по типологическим группам с учетом результатов диагностики. (СЛАЙД 7)

На основе полученных данных определяются типологические группы обучающихся, отличающихся:

- Различным уровнем освоения материала на данный момент времени;

- Уровнем работоспособности и темпом работы;

- Особенностями восприятия, памяти, мышления;

- Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

1 группа. (СЛАЙД 8) Обучающиеся группы в основном успешно справляются с обучением при организации фронтальной работы. К ним нет необходимости систематически применять дифференцированный подход с целью преодоления отставания в работе. Они способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы самоконтроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного уровня усваиваются успешно.

2 группа. (СЛАЙД 9) Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Общую конструкцию изделия запоминают верно, но допускают ошибки в деталях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональными приемами, работоспособность средняя. Эффективное обучение обучающихся 2 группы возможно лишь при условии систематического дифференцированного подхода.

3 группа. (СЛАЙД 10, 11) Основная трудность для обучающихся данной группы состоит в том, что программа по трудовому обучению предусматривает конструктивно и технологически изготовление новых изделий. Но обучающиеся данной группы могут овладевать простейшей профессиональной деятельностью лишь при условии, если одно и то же учебное задание повторяется несколько раз, при этом образ изделия и план предстоящей работы, в основном, усваивается во время практического выполнения задания. Поэтому для обучения данной групп в организации учебной деятельности целесообразно применение индивидуального подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняет с ошибками, темп работы низкий.


3. Выбор форм, методов и методических приемов дифференцированного обучения. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. (СЛАЙД 12)

Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности.

Выбор организационных форм зависит от различных факторов, анализирую учебную ситуацию принимается решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном уроке. Безусловно, наиболее эффективной формой организации обучения с дифференциацией программного содержания является индивидуальная форма, но и при фронтальной форме организации обучения возможно применение приемов дифференциации. Пример: объяснив новый материал для всего класса предоставляется возможность обучающимся 1 группы проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.

Характер творческих заданий может быть различным, например, на поиск разнообразных вариантов конструктивного решения модели изделия. (СЛАЙД)

Дифференцированный подход возможно применять на всех этапах урока, распределяя предлагаемые задания по разным уровням учебной деятельности:

3.1 Задания по уровню сложности. (СЛАЙД 13)

Самым распространенным приемом дифференциации является выполнение обучающимися заданий разного уровня сложности (посильности заданий для разных групп). Такие методические приемы дифференциации применяю при повторении пройденного и закреплении нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний на практике, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

Предлагаемые задания по уровню сложности условно можно разделить на три уровня:



I уровень: наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного характера, и они по силам 1 группе обучающихся. В эту группу могут входить задания, требующие нестандартных действий, нахождения оригинальных технологических решений, если изучаемый программный материал предполагает творческий подход к решению учебной задачи.

Если изучаемая программная тема предполагает изготовление стандартного изделия, характер задания будет репродуктивный, высокого уровня сложности.

(НАПРИМЕР, выполнить задание на восстановление последовательности).



(СЛАЙД 14)

Задания II-ого и III-его уровней: при их выполнении требуется репродуктивная (воспроизводящая) деятельность.



В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент), конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением обучающимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.

(НАПРИМЕР, вставить пропущенные слова).



(СЛАЙД 15,16, 17)

III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, поиск соответствия, различия, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы обучающихся.

(НАПРИМЕР, работа по карточкам, тестовые задания с разным уровнем сложности, которую применяю при письменном опросе на разных этапах урок).


3.2 Задания по объему учебного материала.

В основе работы с сильными обучающимися должна быть постоянно увеличивающаяся по объему нагрузка. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности, объем практических работ распределяется дифференцированно.

Например, изготовление изделия - обучающиеся, относящиеся к первой группе, выполняют в натуральную величину, причем с элементами моделирования (СЛАЙД 18), вторая типовая группа стандартное изделие (СЛАЙД 19),

третья группа обучающихся в масштабе 1:2 (СЛАЙД 20).

Тем самым все обучающиеся усваивают программный материал, но в разном объеме.


3.3 По характеру помощи обучающимся.

Применяется такой прием дифференциации, как дозирование помощи учителя, которое предполагает оказание учителем одной из видов помощи обучающимся:

- Образец изделия - для обучающихся первой группы. Предлагается выполнить практическое задание по готовому образцу-эталону; (СЛАЙД 21)

- Образец изделия с планом, технологической последовательностью - для обучающихся второй группы. Предлагается составить план предстоящей работы, состоящего из отдельных этапов письменной инструкции; (СЛАЙД 22)

- Образец изделия с планом, технологической последовательностью образцами поузловой обработки изделия - для обучающихся третьей группы. Необходимо повторить весь ход предстоящей работы по готовому плану, состоящему из предметных элементов плана и подробного описания каждого этапа. (СЛАЙД 23)

Чаще всего такую форму дифференциации использую при закреплении нового материала, при проведении практических работ, на этапе повторения ранее изученного материала. При этом все обучающиеся выполняют одинаковые упражнения, но одни делают самостоятельно, а другие под руководством учителя.


3.4 Дифференциация по уровню творчества.

Для выявления и развития творческих способностей каждого обучающегося ведется факультативная работа, где выполняются, как индивидуальные творческие работы, так и коллективные, подбирается вид и техника декоративного творчества индивидуально, с учетом особенностей и возможностей каждой ученицы. Такая форма индивидуализации позволяет развивать у обучающихся инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе, а когда дети видят результат своего труда и его высокую оценку, повышается мотивация к творческой деятельности и появляется уверенность в свои возможности. (СЛАЙД 24)


4. Диагностический контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Диагностический контроль за результатами работы позволяет составить дальнейший план дифференцированной работы с данными обучающимися, динамику их развития, позволяет сделать выводы: (СЛАЙД 25)

- объекте коррекции (т.е. что надо развивать, что корригировать, над какими трудностями обучающегося работать);

- динамике развития (переходит ли обучающийся из одной группы в другую (3-2, 2-1)).

(СЛАЙД 26, 27, 28)

Положительные аспекты дифференцированного и индивидуально подхода: (СЛАЙД 29)

- Отсутствие в классе отстающих обучающихся;

- Полная занятость всех обучающихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;

- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе;

- Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;

- Развитие творческих способностей обучающихся.






















ЛИТЕРАТУРА.

  1. Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4,т.5 Москва «Педагогика», 1984.

  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  3. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева.-2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В.Воронковой- М.: Изд. «Школа-Пресс», 1994.

  6. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин.- изд. 2-е, -Ростов н/Д : Феникс, 2009.

  7. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.1.-М.: гуманит. изд. центр, ВЛАДОС, 2007.

  8. С.Л.Мирский, Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1980.

  9. С.Л.Мирский, Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М. “Педагогика”, 1990г.

  10. Г.Н.Мерсиянова, Выполнение практических заданий учащимися вспомогательной школы, / НИИ педагогики.-К: Рад. шк., 1985.

  11. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании, хрестоматия/ Составили: Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова- М.:издательство ГНОМ и Д, 2001.

  12. Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов. М., 1998.