СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение: "Темы,задачи урока и мотивация учебной деятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение: "Темы,задачи урока и мотивация учебной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Сообщение: "Темы,задачи урока и мотивация учебной деятельности"»













Реферат на тему:

«Речевая культура педагога.»























Выполнила:

Студентка Ш-12 группы

Стукало Лидия Романовна.



КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ

Культура речи педагога - это речевая мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант внятно и доходчиво излагать мысль. Культура речи педагога, как и любого интеллигентного человека, предполагает высокий уровень общей культуры и любовь к родному языку. Педагог, обладающий эстетической привлекательностью голоса, богатством, содержательностью и образностью речи, способен плодотворно решать учебно-воспитательные задачи. Важное значение имеют сила, тембр, мелодичность, а также искренность и естественность речи.

В чем же заключаются особенности педагогического общения?

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” - это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя : психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

1) общение - устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

2) общение - заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики - коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

Этапы подготовки речи

Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы.

осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана.

После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис - доказательство - вывод.

3 этап. Формирование текста выступления.

Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

4 этап. Работа над речевой стороной выступления.

Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

5 этап. Редактирование и запоминание выступления. Начинается обработка по двум направлениям:

1) проверка содержательно - композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);

2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.

Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов ,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

6 этап. Психологическая подготовка.

После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

Качество речи учителя

Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

Голос - важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.

2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

4. Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.

5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

Дикция - четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ) речь культура педагог выразительность

Понятие выразительности речи

Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

Заключение

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.Богатый лексический состав языка является заметным признаком культуры речи педагога. Однако богатство языка определяется не только количеством слов, но и возможностью использовать их в нескольких значениях. Лексическое богатство языка дает возможность выражать разнообразные чувства и мысли.Важным признаком культуры речи является точность что, как и выразительность речи достигается использованием различных языковых средств. Обе эти черты помогают разнообразить способы выражения мысли, добиваться правильности и избегать монотонности речи.Одним из необходимых требований к речи в процессе педагогического общения является простота и краткость как важные признаки устного высказывания. В речи преподавателя должны преобладать простые, неосложненные предложения, которые легче воспринимаются студентами/учениками. Речь педагога должна быть живым и выразительным, и самое главное - правильным. Грамматическая правильность речи - это нормативность и употребления форм слов, в построении словосочетаний и предложений.Большое значение для устной речи имеет интонация. Она бывает двух видов: логическая и эмоционально-экспрессивная. Цель первой - выделить определенные слова и предложения, высказывания, имеющие смысловую нагрузку; цель второй - помочь преподавателю передать свои чувства, свое отношение к тому, что рассказывается.













«Способности педагога к эмпатии»

Инструкция

Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» — 0 баллов, «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4 и при ответе: «да, всегда» — 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты.

Текст опросника

1.Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2.Взрослых детей раздражает забота родителей.

3.Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4.Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5.Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6.Больному человеку можно помочь даже словом.

7.Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8.Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9.Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11.Я равнодушен к критике в мой адрес.

12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13.Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14.Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.

15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это происходит со мной.

16.Родители относятся к своим детям справедливо.

17.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18.Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19.Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20.Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22.В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23.Все люди необоснованно озлоблены.

24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25.В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.



26.При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.

27.Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30.Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31.Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32.Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33.Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34.Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.

35.Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36.Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов

Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения под номерами 3, 9, 11, 13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, то это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискренних ответов.

Выводы

При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатийности, от 63 до 81 балла — высокий уровень, от 37 до 62 баллов — средний уровень, от 12 до 36 баллов — низкий уровень, 11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпатийности.

























Насколько у вас развиты навыки общения? Тест.

Большинство из нас считают, что с навыков общения у нас достаточно. Однако это не совсем так. Мы может до хрипоты доказывать собственную правоту своим близким и друзьям, кричать на них и повышать голос, или наоборот, делать вид, что не слышим их реакции и при этом думать, что с навыками общения у нас все хорошо.

 Для тех, кто не боится узнать о себе правду и оценить реальные навыки общения, мы приводим этот тест.

В тесте существует три варианта ответа на вопросы теста: «да», «нет», «иногда».  Каждый ответ «да» оценивается в 2 балла«иногда» — 1 балл«нет» — 0 баллов. Далее нужно будет сосчитать набранные баллы и определить категорию, к которой относится ваш результат.

Вопросы для оценки навыков общения:

  1. Вы собираетесь на важную встречу или переговоры. Беспокоитесь ли вы по поводу ее приближения?

  2. Часто ли вы откладываете посещение врача до того момента, когда не можете больше терпеть?

  3. Испытываете ли вы беспокойство и переживания по поводу выступления перед большой аудиторией?

  4. Если вам предстоит посетить неизвестный город или страну, в которых вы не были ранее, постараетесь ли вы избежать такой поездки в неизвестное место?

  5. Часто ли вы рассказываете своим близким об испытываемых эмоциях и переживаниях?

  6. Испытываете ли вы раздражение, когда к вам обращаются на улице с просьбой подсказать дорогу?

  7. Согласны ли вы с утверждением, что » людям разных поколений лучше жить отдельно, так как между ними часто возникают проблемы с общением».

  8. Будете ли вы напоминать коллеге или знакомому про небольшой долг, например, в размере 100 рублей, которые вы ему заняли две недели или месяц назад?

  9. Если в кафе или ресторане вам подали испорченное блюдо, будете ли вы молчать?

  10. Если вы окажитесь наедине с незнакомым человеком, испытаете ли вы неловкость, если он заговорит с вами?

  11. Если вы сталкиваетесь с длинной очередью в какое-либо заведение, откажитесь ли вы от его посещения?

  12. Если вам вдруг предложат принять участие в комиссии по оценке конфликтных ситуаций или стать присяжным заседателем в суде, постараетесь ли вы избежать такой ответственности?

  13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу просмотренного фильма, прочитанной книги или происходящих событий и не прислушиваетесь к чужому мнению по этому поводу. Так ли это?

  14. Если вы слышите, как люди рядом с вами обсуждают вопрос, по которому вы обладаете обширной достоверной информацией, вы все же предпочтете промолчать?

  15. Досадуете ли вы, когда ваш коллега на работе просит вас о помощи?

  16. Правда ли то, что вы предпочитаете излагать свою точку зрения письменно, чем проговаривать ее устно?

После того, как вы ответили на все вопросы теста оценки коммуникативных способностей, подсчитайте сумму набранных баллов.


Если вы набрали 30-32 балла, вы явно некоммуникабельны и это является вашей проблемой, так как больше всего от этого страдаете вы сами. Хотя вашим близким тоже вряд ли позавидуешь. Также у вас могут возникать сложности при работе в команде и групповых взаимодействиях. Поэтому старайтесь развивать свои навыки общения и держать контроль над собственными эмоциями.


Если вы набрали 25-29 баллов, вы производите впечатление довольно замкнутого и неразговорчивого человека. Общению вы предпочтете одиночество, поэтому и друзей у вас всего 2-3 человека. Изменение вида деятельности и места работы может надолго выбить вас из колеи и вы об этом знаете, иногда злитесь на себя за это и все же стараетесь придерживаться привычного ритма. Но вам не стоит огорчаться — в ваших силах развить навыки коммуникабельности, если поставите себе такую цель.


Если вы набрали 19-24 балла, вы довольно общительны и уверенно чувствуете себя в незнакомых обстоятельствах. Перемены вас не пугают и вы с радостью занимаетесь новыми делами и знакомитесь с новыми людьми. Однако новым людям вы открываетесь не сразу, а в различные споры и обсуждения предпочитаете не вступать, а если вынуждены это делать — часто предпочитаете саркастические выражения, причем совершенно не обоснованно. Возможно вы не знаете о собственной склонности к сарказму, а если знаете — работаете над этим.


Если вы набрали от 14 до 18 баллов, вы можете похвастаться нормальной коммуникабельностью. Вы довольно любознательны и с готовностью слушаете собеседника, в общении с другими людьми проявляете терпение, а если придется отстаивать свою точку зрения — сделаете это без повышенных тонов и лишних эмоций. Новая среда, деятельность и общественные выступления вас не пугают. Однако вы стараетесь избегать шумных компаний и осуждаете экстравагантные поступки.

Если вы набрали от 9 до 13 баллов, вы общительны, а иногда даже излишне общительны. Вы любопытны, разговорчивы, иногда даже болтливы, любите высказывать свое мнение, которое не всегда бывает к месту. Вы с легкостью знакомитесь с новыми людьми и идете на контакт. Иногда вы можете вспылить, но довольно быстро отходите. Интересное по теме: Как заставить себя двигаться к цели?Однако вам не хватает усидчивости, иногда — терпения и смелости, когда вы сталкиваетесь с трудностями. Но вы вполне можете сами себя мотивировать и напутствовать на новые достижения и на борьбу с трудностями.


Если вы набрали от 4 до 8 баллов, вы относитесь к категории «рубаха-парень». Вы просто фонтанируете своей коммуникабельностью, а поэтому всегда находитесь в курсе всех событий. Вы даже любите принимать участие в дискуссиях и спорах, хотя серьезные темы вызывают у вас скуку. Вы готовы высказываться по любому поводу, даже по тому, о котором не имеете особого представления. Вы чувствуете себя в своей тарелке в любом обществе и компании, беретесь за множество дел и часто не доводите их до конца. Из-за этого ваше руководство и коллеги смотрят на вас подозрительно. Вам необходимо серьезно пересмотреть свой подход к работе.


Если вы набрали 3 балла и менее, ваша коммуникабельность является серьезным испытанием для вашего окружения. Вы много разговариваете, часто вмешиваетесь в дела, к которым не имеете никакого отношения. Высказываете свое мнение по вопросам, о которых не имеете понятия, и часто являетесь причиной конфликтов, возникающих у ваших близких и знакомых. Вы чрезвычайно вспыльчивы, болезненно обидчивы и часто из-за испытываемых эмоций не можете объективно оценить ситуацию. Такой человек в коллективе станет серьезным испытанием, поэтому вам лучше не работать в команде и на серьезных должностях, так как с вами чрезвычайно сложно. Вам обязательно нужно работать над собой, тренировать свой характер: развивать терпение и сдержанность, уважение к людям и чужому мнению.











































Раздел 6. Рефлексия.



























































Тест «Определение уровня творческого потенциала»

Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаешь ли ты, что сам можешь участвовать в изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаешь ли ты, что твои идеи принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:

а) да;

б) часто думаешь, что не сумеешь;

в) да, часто.

6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:

а) да, неизвестное тебя привлекает;

б) неизвестное тебя не интересует;

в) смотря какое дело.

7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;

в) да, но только если тебе это нравится.

8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты знать о нем все:

а) да;

б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;

в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда ты терпишь неудачу, то:

а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;

б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;

в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время ты предпочитаешь:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.

15. Ты занимаешься каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;

б) ты более-менее доволен;

в) тебе еще не все удалось сделать.

16. Когда ты один:

а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;

в) иногда любишь помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем ты находишься;

б) ты можешь делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:

а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;

б) останешься при своем мнении;

в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5-й — веру в себя;

вопросы 9 и 15-й — постоянство