| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Сообщение на тему: «Тьютор в системе инклюзивного образования»
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Торлопова Алеся
Ейск, 2023 г.
Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.
Самоопределение, индивидуальная образовательная траектория, наставничество, создание индивидуального образовательного пространства — это все про тьюторинг. Тьютор курирует процесс учебы подопечного, разрабатывает индивидуальный план обучения, помогает выявлять, развивать и реализовывать способности сопровождаемого, учит его осознавать собственную мотивацию и поступки. Кроме того, задача тьютора – помочь закрепить материал, ответить на вопросы, поддержать, если что-то пошло не так, помочь ребенку оценить свои способности и интересы и на основании этого помочь ему составить индивидуальную программу развития.
Очень часто в нашем обществе тьютора воспринимают только как сопровождающего для детей с особыми образовательными потребностями. В действительности же профиль работы тьютора намного шире. Тьютор может работать с совершенно разными категориями людей:
В работе с каждой из этих категорий есть свои особенности и нюансы. Профессия тьютора имеет ряд пересечений со смежными профессиями: психолог, профориентолог, педагог и др, отчего часто возникает путаница в понимании особенностей этой профессии.
Тьютор – не психолог. Тьютор очень часто имеет психологическое образование. К основным навыкам и компетенциям тьютора безусловно относятся: эмпатия, знание основ психологии и возрастных особенностей. При этом психолог работает с проблемами личного характера: эмоции, отношения, самооценка, в то время, как тьютор решает вопросы связанные с образовательным маршрутом и может применять свои знания психологии именно в рамках образовательных задач. Это может быть работа с мотивацией, прокрастинацией, учет личностных особенностей при построении образовательного маршрута.
Тьютор – не учитель. Учитель даёт знания по конкретным предметам, тьютор же нацелен на образование человека в целом. Он не учит, а помогает понять, чему учиться, как это делать, и сопровождает в процессе.
Основная цель тьютора – обеспечить условия для успешного обучения и образования, а также социализации ребенка с ОВЗ и максимального раскрытия его потенциала.
Основные задачи тьютора в инклюзивном образовании:
сопровождать ребенка с ОВЗ в его жизненной среде;
создавать условия для образования ребенка с ОВЗ в системе образовательного учреждения;
заниматься с ребенком (индивидуальные занятия);
сотрудничать с семьей в вопросах развития и образования ребенка, оказывать помощь в подборе развивающих, коррекционных и образовательных программ;
осуществлять правовую и образовательную поддержку семьи в реализации прав ребенка во всех социальных институтах
тьютор принимает активное участие в создании необходимых и всеобъемлющих условий для получения образования обучающимися
тьютор: формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
У тьютора присутствуют особые должностные обязанности:
Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве.
Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся.
Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий)
Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей.
Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования.
Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы.
Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диалазона и др.
Современное образование стремительно меняется и развивается. Все больше оно принимает характер индивидуального образования и уходит от массовости и обезличенности. В таком контексте профессия тьютора с каждым годом становится все более популярной, помогая применять новые форматы и расширять горизонты возможностей.