СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Царсвование Михаила Федоровича Романова"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение по истории России (7 класс)

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Царсвование Михаила Федоровича Романова"»

Поурочное планирование по истории

Дата Класс 7

Тема урока: Царствование Михаила Романова (1613-1645)

Цели урока:

  • дать знания о кандидатах на русский престол; выявить основные последствия Смуты, направления их ликвидации, намеченные правительством Михаила Федоровича;

  • развивать навыки работы с исторической картой, навыки анализа, сравнения, умение работать с документами;

  • способствовать развитию патриотизма, воспитывать интерес к истории России.

Тип урока: Урок получения новых знаний

Форма урока: урок - беседа

Методы: частично – поисковый, исследовательский

Средства обучения: предметные (учебники), практические (составление конспекта по деятельности Михаила Романова), интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение, сопоставление)

Виды деятельности: фронтальная, индивидуальная

Оборудование урока: интерактивная доска (компьютер, проектор), презентация, учебники, тетради.

План урока:

  1. Претенденты на русский престол в 1613 году.

  2. Иван Сусанин: легенда и правда.

  3. Задачи правления Михаила Романова (1613 – 1645 гг.)

  4. Особенности правления Михаила Романова.

  5. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова.


Сразу же после освобождения Москвы в октябре 1612 г. по городам были посланы грамоты о присылке в Москву выборных людей, по 10 представителей от каждого города, для "Государева обиранья". К январю 1613 г. выборные от 50 городов собрались в Москве и, вместе с высшим духовенством, уцелевшими боярами и представителями Москвы, составили Земский Собор. 6 января 1613 года начал свою деятельность Земской собор, целью которого было избрание нового царя. Выдвинуто было более десяти кандидатов.

Задание: - Попробуйте по словесному портрету определить исторического деятеля, о котором идёт речь (после отгадывания на слайде появляется изображение исторического деятеля)

«Происходил из древнего княжеского рода, службу начал в 1593 при дворе Федора Ивановича, при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) – стольником, при Василии Шуйском был назначен воеводой. После низложения Шуйского присягнул польскому королевичу Владиславу, однако когда польский король Сигизмунд III стал претендовать на русский престол, вошел в Первое ополчение, руководимое П.Ляпуновым. Был одни из руководителей Второго ополчения».

(Д.М. Пожарский)

«В 1610 -1612 гг. участвовал в целом ряде сражений против поляков, был одним из руководителей Первого ополчения. После изгнания поляков и до избрания Царя был избран главным и единственным правителем государства. За свои деяния получил титул "Спасителя Отечества".

(Д.Т. Трубецкой)


«Наследник польского престола, по договору от 1610 года должен был занять Московский престол».

(Владислав IV)


«Родился в 1611году, сразу после рождения был провозглашён калужским царём. Сторонники называли его Иван Дмитриевич и считали претендентом на русский престол».

(Сын Марины Мнишек, «Ворёнок»)


«Его родители был насильно подстрижены в монахи Борисом Годуновым, а их имущество было конфисковано. Несколько лет он прожил в монастыре. При воцарении Лжедмитрия I его семье было возвращено всё имущество и он вместе с матерью возвращается в Москву. После освобождения Москвы Вторым ополчением он вместе с матерью уезжает в костромской край».


(Михаил Фёдорович Романов)



Задание:

- Как вы думаете, почему из такого большого количества претендентов, выбор пал на 16 – летнего Михаила Фёдоровича Романова?

Возможные ответы:

1) родственные связи (являлся племянником последнего царя из династии Рюриковичей)

2) возраст (легко управлять)

3) не принимал участие в борьбе за власть в период Смутного времени ( не входил ни в одну из группировок)

21 февраля 1613 г. Михаил Романов был провозглашён царём Московского государства и Собор принёс ему присягу. Затем были отправлены послы от Собора к Михаилу, жившему со своей матерью в Ипатьевском монастыре под Костромой.


Вопросы:

- Что вам известно об исторической личности Иван Сусанин? В чём заключался подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина? ( Как только стало известно, что Михаил

Фёдорович был избран на престол, один отряд поляков направился к Костроме, чтобы найти и убить Михаила. Когда поляки подошли к Костроме, они начали спрашивать у людей, где находится Михаил. Когда Иван Сусанин, которому был задан этот вопрос, спросил у поляков, зачем им нужно знать это, те отвечали, что хотят поздравить нового царя с избранием на престол. Но Сусанин не поверил им и послал своего зятя предупредить Михаила об опасности. Сам же он сказал полякам так: "Тут дороги нет, давайте я проведу вас лесом, по ближнему пути». Сусанин завёл поляков вглубь леса, заподозрив обман поляки убили Сусанина, но и сами погибли)


- Некоторые историки ставили мпод сомнение сущекствование самого Ивна Сусанина, другие считали что подвиг он совершил не один. Нов царских указах история подвига Ивана Сусанина в XVII в. фиксировалась трижды: в 1619 (7128), 1633 (7141) и 1691 (7200) гг.

Первый документ - обельная грамота спасенного царя Михаила Федоровича (1619 [7128] г., 30 ноября) - так повествует о произошедших в Костромском уезде событиях:
Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти

Аналогичный рассказ о подвиге Сусанина содержит и указ от 30 января 1633 (7141) г. Последний в XVII в. указ, касавшийся потомков Сусанина, появился в правление царей Ивана и Петра в сентябре 1691 (7200) г.


- Какое событие могло повториться в России если бы полякам удалось захватить Михаила Фёдоровича? Почему?


Послы Собора долго упрашивали Михаила и его мать (отец Михаила, митрополит Филарет, был в польском плену) стать царём. Вопрос: - Как выдумаете почему?

Вопрос: Какие задачи стояли перед Михаилом Фёдоровичем в начале его правления?


Работа с учебником: посмотрите фильм и почитайте про правление Михаила Фёдоровича и выпишите:

  1. Особенности его правления (правил с помощью Земских соборов, с 1619 - 1633 год соправителем являлся его отец патриарх Филарет, который вернулся из польского плена)

  2. направления его деятельности с характеристикой каждого из них (выписать внутреннюю и внешнюю политику)

  3. результаты его царствования.


При проверке правильные ответы показаны на презентации.


Задания и вопросы:

  1. Покажите на карте, какие территории Россия получила в результате Столбовского мира и Деулинского перемирия.

  2. В чём значение Поляновского мирного договора (был письменно зафиксирован отказ польского короля Владислава от претензий на русский престол, таким образом, Польша признала законность избрания Михаила Федоровича)

  3. Как повлиял о поражение в Смоленской войне на внутреннюю политику Михаила Романова? (была проведена военная реформа)

  4. Что позволяет говорить о зарождении самодержавия в данный период.

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь отмечал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным».

Правление первого из Романовых – Михаила Федоровича – пришлось на тяжёлоё время. Ему удалось решить главную задачу, преодолеть последствия Смутного времени, восстановить нормальное хозяйство и торговлю. И хоть его правление опиралось на деятельность Земских соборов и соправление патриарха Филарета, тем не менее, ему удалось сплотить вокруг себя всё общество.