Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Сообщение на родительском собрании
в подготовительной к школе группе «Буратино»
25.09.2024 года
«Коротко о главном в работе учителя-логопеда:
речевая готовность к обучению в школе»
Подготовила:
учитель-логопед
Жукова В.А.
2024-2025 учебный год.
Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Жукова Виктория Алексеевна, я работаю учителем-логопедом в вашем детском саду. В нашей образовательной организации деятельность учителя-логопеда регламентируется условиями логопедического пункта.
Дошкольный логопедический пункт (далее Логопункт) – это форма организации логопедической помощи детям 5 - 7 лет с речевыми нарушениями без перевода ребёнка в специализированную (речевую) группу.
В логопедический пункт в первую очередь зачисляются дети 6-ти лет (подготовительная к школе группа), которым через год поступать в школу!
В логопункт дети зачисляются учителем-логопедом детского учреждения по итогам ежегодного логопедического обследования, а также на основании заключения ТПМПК (для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Дети, у которых подтверждено тяжелое нарушение речи, и не имеющие возможности перевода в специализированный детский сад с речевыми группами, по разным причинам, зачисляются в логопункт согласно Положению об оказании логопедической помощи в ДОО;
В условиях логопункта учитель-логопед занимается с каждым ребёнком не менее двух раз в неделю в форме подгрупповых и индивидуально-подгрупповых занятий согласно Положению об оказании логопедической помощи в ДОО, сложности речевого нарушения, а также в соответствии с расписанием занятий, утверждённых заведующим;
Списочный состав логопункта 25 человек (дети старшего дошкольного возраста: старшая и подготовительная к школе группа);
В логопункте срок обучения от 6 месяцев до 3 лет (в зависимости от речевого нарушения), дети из логопункта отчисляются по мере исправления речевого нарушения. Таким образом, логопункт в детском образовательном учреждении – это открытая и подвижная система;
Первыми помощниками учителя-логопеда в логопункте являются родители;
Индивидуальное логопедическое занятие с участием родителей (консультация с родителями) учитель-логопед в логопункте проводит 1 раз в 1,5 – 2 месяца.
Основные направления деятельности учителя-логопеда в логопункте ДОУ:
Ежегодное логопедическое обследование воспитанников ДОУ в соответствии с планом работы учителя-логопеда на текущий учебный год, выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи в условиях логопункта либо речевой группы;
Дети, у которых выявляется риск возникновения тяжелого нарушения речи, направляются для более углублённого обследования в ТПМПК, после чего решается вопрос дальнейшего воспитания и обучения в соответствии с заключением (с согласия родителей или официальных представителей);
Проведение необходимой логопедической работы с детьми, зачисленными на занятия в логопункт в соответствии с рабочей программой логопедического пункта ДОУ;
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе с детьми;
Оценка результатов проведения логопедической работы с детьми (мониторинг);
Участие в организации работы ТПМПК на базе ДОУ, участие в жизни ДОУ (совместные с воспитателями и специалистами ДОУ педагогические проекты, конкурсы, акции, подготовка и участие в утренниках и т.д.).
С каким логопедическим заключением можно зачислять детей в логопункт?
Логопедические заключения для зачисления в логопункт ДОУ:
ФН – фонетическое недоразвитие речи (нарушение одного или двух звуков одной группы, речь в целом соответствует возрастным показателям);
ФФН – нарушения большого количества звуков разных групп, нарушения дифференциации похожих звуков, некоторые трудности в развитии лексико-грамматической и связной стороны речи;
ТНР, ОНР - 1, 2, 3 уровни речевого развития. Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи первого, второго, третьего уровней – нарушения в формировании звуковой стороны речи, слоговой структуры слова, в восприятии похожих и различных по произношению звуков, стойкие нарушения в формировании и развитии лексико-грамматической и связной стороны речи.
Как строится коррекционный процесс в подготовительной к школе группе с детьми с речевыми нарушениями?
Диагностика (первая половина сентября и итоговая – май);
Коррекционная работа с сентября по май.
Цель работы учителя-логопеда в логопункте ДОУ:
Задачи:
Формировать и развивать произвольное внимание к звуковой, слоговой, лексико-грамматической и связной сторонам речи;
Осуществлять коррекцию нарушений звуков (постановка, автоматизация, дифференциация);
Воспитывать у детей стремление преодолевать недостатки речи;
Совершенствовать методы и приёмы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольников.
Диагностика
Осмотр органов артикуляции. Изучается строение периферических органов речи (губ, зубов, челюстей, языка, неба), их подвижность. Для этого производится визуальный осмотр, выполняется серия динамических упражнений.
Диагностика устной речи. Основное внимание уделяется произношению звуков! Выявляются фонетические (звуковые) и фонематические недостатки (восприятие звуков), нарушения слоговой структуры. Также обследуется сформированность фонематических функций, связной речи, лексико-грамматического строя языка.
Коррекция (этапы занятия по коррекции звукопроизношения)
Предварительный этап: В этот период проводится артикуляционная гимнастика, упражнения на выработку воздушной струи, игры на развитие мелкой моторики, неречевых психических функций. Артикуляционный аппарат (губы, щёки, язык) развивается у ребенка постепенно в течение его речевой практики. Артикуляционные упражнения способствуют формированию точных, чётких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, его подвижности и координированности. Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного (русского) языка.
Постановка звука может осуществляться по подражанию, с помощью специальных логопедических приспособлений (зонды, шпатели, соски, ватные палочки), упражнений, объяснений. Вся работа направлена на формирование тактильных, зрительных, слуховых ощущений при постановке звука и начальном этапе автоматизации звука. Затем звук автоматизируется в речевых упражнениях, а дома усиленно закрепляется под контролем взрослого по тетрадям с домашними заданиями!!!
Чему дети с речевыми нарушениями учатся
в подготовительной к школе группе?
Развивают подвижность артикуляционного аппарата;
Занимаются постановкой, автоматизацией и дифференциацией правильных звуков;
Обучаются элементам грамоты:
учатся выполнять звукобуквенный анализ (умение слышать отдельные звуки в словах, соотносить их с буквой);
знакомятся с буквами, техникой чтения (слияния букв в слоги, слогов в слова);
Внимание ребят привлекается к составу предложения (начало, конец, количество слов).
Развивают слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
Учатся печатать буквы в тетрадях в клетку, ориентироваться на листе в клетку;
Развивают мелкую моторику (согласованность, силу и точность движений пальцев);
Развивают лексико-грамматическую сторону речи, совершенствуют связную речь:
Умение слышать вопрос, отвечать на него.
Развивают и совершенствуют навыки пользования правильной речью!
Дополнительные формы взаимодействия с родителями.
Ознакомительная информация по теме недели, рекомендации по развитию речи на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы;
Публикации фото отчётов в сообществе группы;
Письменные и видео рекомендации, описания видов логопедической работы с детьми седьмого года жизни.
Когда логопед направляет ребёнка к неврологу?
Когда логопед направляет ребёнка к неврологу, у родителей возникает множество обоснованных вопросов. Зачем нам идти к врачу? Как связана неврология с логопедией? Чего ожидать? Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты? Можно ли обойтись без этого?
Некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Механизм развития речевых нарушений связан с особенностями нервной системы. Именно от слаженного функционирования всех ее отделов зависит результат коррекционных занятий. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется! Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается, и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.
Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.
Режим работы дошкольного логопункта
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
График работы:
Четверг 9.00-13.00
Пятница 9.00-13.00
Спасибо за внимание!