| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Воспитание личности в коллективе»
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Рыжик Марина
Ейск, 2022г.
Одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. А.С. Макаренко специально подчёркивал, что в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, её защищённость и широкие социальные связи.
Воспитание в коллективе тесно связано с процессом социализации.
Слово «коллектив» происходит от лат. сolligo, что означает «объединяю», а лат. сollectivus – «собирательный». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определённую общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений.
Можно выделить две подсистемы коллектива:
управляющая (педагоги, воспитатели, родители);
управляемая (собственно детский коллектив).
Структура воспитательного коллектива в школе: он включает общешкольный коллектив, первичные коллективы (классы, отряды), временные коллективы (кружки, спортивные секции и т.п.). Первичные коллективы – малые социальные группы. Также выделяют формальный коллектив – официальное объединение учащихся, и неформальный коллектив – противоположный формальному, т.е. фактически существующий коллектив.
Основные функции коллектива:
· организационная (коллектив регулирует поведение, взаимоотношения своих членов; является субъектом управления своей общественно-полезной деятельности);
· воспитательная (коллектив способен стать носителем определённых нравственных убеждений, здесь происходит гражданское становление ребёнка);
· стимулирующая (формирование нравственного стимулирования общественно-полезных дел).
Коллектив – динамичная система. Основной закон жизни коллектива – движение вперёд, которое осуществляется через систему перспективных линий и традиций.
Перспектива – побудительная сила, стимул. Перспективы выделяют близкие, средние, дальние. Реализация системы перспектив приводит к появлению традиций в коллективе.
Этапы развития коллектива (по Макаренко) (в основе классификации – отношение воспитанников к педагогическим требованиям):
1) в коллективе отсутствуют собственно коллективные отношения (в основе сплочения – педагогическое требование). На этом этапе начинает формироваться актив класса;
2) актив предъявляет требования к коллективу, позиция педагога становится скрытой, он воздействует на коллектив через орган самоуправления (метод параллельного действия);
3) высокий уровень сплочённости коллектива, наличие перспектив, традиций; требования к личности выдвигает коллектив.
Модели развития отношений в коллективе:
1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
2) личность подчиняет коллектив (нонконформизм);
3) гармония – оптимальные отношения.
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.
Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью.