СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение: "Воспитание личности в коллективе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание личности в коллективе

Просмотр содержимого документа
«Сообщение: "Воспитание личности в коллективе"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»










Сообщение на тему:

«Воспитание личности в коллективе»






Выполнила:

студентка Ш-22 группы

Рыжик Марина








Ейск, 2022г.

Одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. А.С. Макаренко специально подчёркивал, что в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, её защищённость и широкие социальные связи.

Воспитание в коллективе тесно связано с процессом социализации.

Слово «коллектив» происходит от лат. сolligo, что означает «объединяю», а лат. сollectivus – «собирательный». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определённую общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений.

Можно выделить две подсистемы коллектива:

  • управляющая (педагоги, воспитатели, родители);

  • управляемая (собственно детский коллектив).

Структура воспитательного коллектива в школе: он включает общешкольный коллектив, первичные коллективы (классы, отряды), временные коллективы (кружки, спортивные секции и т.п.). Первичные коллективы – малые социальные группы. Также выделяют формальный коллектив – официальное объединение учащихся, и неформальный коллектив – противоположный формальному, т.е. фактически существующий коллектив.

Основные функции коллектива:

· организационная (коллектив регулирует поведение, взаимоотношения своих членов; является субъектом управления своей общественно-полезной деятельности);

· воспитательная (коллектив способен стать носителем определённых нравственных убеждений, здесь происходит гражданское становление ребёнка);

· стимулирующая (формирование нравственного стимулирования общественно-полезных дел).

Коллектив – динамичная система. Основной закон жизни коллектива – движение вперёд, которое осуществляется через систему перспективных линий и традиций.

Перспектива – побудительная сила, стимул. Перспективы выделяют близкие, средние, дальние. Реализация системы перспектив приводит к появлению традиций в коллективе.

Этапы развития коллектива (по Макаренко) (в основе классификации – отношение воспитанников к педагогическим требованиям):

1) в коллективе отсутствуют собственно коллективные отношения (в основе сплочения – педагогическое требование). На этом этапе начинает формироваться актив класса;

2) актив предъявляет требования к коллективу, позиция педагога становится скрытой, он воздействует на коллектив через орган самоуправления (метод параллельного действия);

3) высокий уровень сплочённости коллектива, наличие перспектив, традиций; требования к личности выдвигает коллектив.

Модели развития отношений в коллективе:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность подчиняет коллектив (нонконформизм);

3) гармония – оптимальные отношения.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.

Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью.