| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
Преподаватель
________________
«_»________201_г.
Сообщение на тему:
«Технология адаптивного обучения»
Выполнила
студентка Ш-31 группы
Удальцова Вика
Ейск, 2018 г.
Адаптивная технология обучения – сочетание педагогических технологий, реализация которых в практике работы учителя обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды ученика. Она была разработана профессором Института иностранных языков имени
Мориса Тореза – А.С. Границкой,
Технология адаптивного обучения является разновидностью технологии разноуровневого обучения. Эту технологию использовала Мария Монтессори в своих «Домах ребенка». Это помогало детям не только развиваться индивидуально, но и учиться сосуществовать вместе в социуме.
Основная цель обучения – создать условия для развития всех и каждого. Развивающее обучение предполагает не только изменение содержания образования, но и способов организации учебной деятельности. Как известно, основу развивающего обучения составляет педагогическое общение. Основная его функция – сформировать у учащихся умения включаться в общение, чувствовать себя комфортно в новых условиях. В таком обучении меняются и учитель, и ученик.
Перед учителем стоят задачи:
1) организовать совместную деятельность, обеспечивающую комфортность участников обучения;
2) развивать теоретическое мышление;
3) сформировать умение вести дискуссию, слушать и слышать, аргументировать свою точку зрения.
Создание технологии адаптивного обучения было вызвано рядом недостатков традиционной организации учебного процесса:
- при опросе учащегося остальные ученики молчат и чаще всего не слушают отвечающего;
- при проверке тетрадей учитель тратит много сил и времени на анализ ошибок, а учеников чаще всего интересуют не ошибки, а только оценка;
- когда учитель объясняет материал классу, многие его не слушают, отвлекаются или только «изображают внимание»;
- у учителя нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям ученика;
- редко проводятся самостоятельные работы;
- ученики почти не работают индивидуально;
- не все выполняют домашнее задание, что затрудняет дальнейшее проведение урока.
Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель:
- управляет самостоятельной работой всех учащихся;
- работает с каждым учеником индивидуально;
- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
- учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.
При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.
В условиях обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Формы и виды самостоятельной работы обучающихся:
Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
Работа со словарем, справочником.
Поиск необходимой информации в сети Интернет.
Конспектирование источников.
Реферирование источников.
Составление аннотаций к литературным источникам.
Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
Составление обзора публикаций по теме.
Составление и разработка словаря (глоссария).
Составление или заполнение таблиц.
Составление библиографии (библиографической картотеки).
Работа по трансформации учебного материала, перевод его из одной формы в другую.
Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)
Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
Выполнение аудио- и видеозаписей по заданной теме.
Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).
Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ (ВСР).
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
Выполнение творческих заданий.
Проведение опыта и составление отчета по нему.
Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.
Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
Выполнение комплексного задания или учебного проекта по учебной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
Подготовка к выступлению на конференции.
Выполнение расчетов.
Выполнение чертежа и эскиза изделия.
Изучение аналогов изделия (продукта).
Изучение инструкционной и технологической карты.
Самостоятельная разработка инструкционной или технологической карты изделия.
Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.
Адаптивная технология позволяет учителю с помощью
специальных заданий и средств обучения создать условия для самостоятельного изучения учащимися учебной темы. Каждый ученик
видит, что он может самостоятельно достигать результата и получает удовольствие от успеха.
Технологии, которые можно назвать адаптивными, должны быть направлены на то, чтобы воспитать у учеников умение работать с разнообразными источниками знаний, на то, чтобы сформировать исследовательские способности ребят и на то, чтобы научить их учебному сотрудничеству друг с другом.
Сам учитель может выбирать и комбинировать те или иные блоки из разных технологий, если они созвучны друг другу по главным целям, принципам, результатам.
Фрагмент урока с применением технологии адаптивного обучения
Класс – 4
Предмет: Математика
Тема: «Умножение многозначных чисел»
Цель: совершенствовать умение выполнять умножение многозначного числа на однозначное и двузначное.
Задачи:
образовательная – обобщить знания учащимся об алгоритме приёма письменного умножения многозначных чисел;
развивающая – развивать коммуникативные навыки и психические процессы;
воспитательная – воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, друг другу, коммуникативную культуру учащихся.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Актуализация знаний | -Для того чтобы наш урок удался, предлагаю вам «подзарядить» наш мозг, решив такое задание: поставьте между цифрами знаки действий так, чтобы равенства были верными. Ну что ж, я вижу, что вы готовы работать! Посмотрите на задание на слайде, прочитайте его. Ребята, как вы думаете, как удобнее записать вычисления «в столбик»? Действительно, лучше решать вторым способом, где первый множитель содержит больше знаков. Так давайте же найдем значения произведений первых двух столбиков. Молодцы! | Дети выполняют задание: 5555 = 45(55-5-5 = 45) 5555 = 65 (55 + 5 + 5 = 65) Учащиеся читают задание: Подумайте, как удобнее записать вычисления «в столбик» и найдите значения произведений. - Вторым способом. Один из учащихся выходит к доске и решает примеры, остальные записывают в тетрадь и сверяются с доской. | |