СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему "Показ фильмов на уроках истории в Год Российского кино"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе говориться о методике показывания фильмов на урокаах истории (исторических фильмов)

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему "Показ фильмов на уроках истории в Год Российского кино"»

Доклад на тему «Использование кинофильмов на уроках истории»

Такой элемент урока вызывает неоднозначное отношение в преподавательской среде. Аргументы "за”: яркость, запоминаемость, эмоциональность, жизнь людей, изображенная в кинохрониках и документальных фильмах воспринимается не так живо. Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков. Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, особенно для старших классов, у них можно отметить один очень серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится катастрофически вялым. Кроме того, учебники истории и обществознания часто перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом, сильно политизированы, отражая точку зрения какой-либо стороны, часто стилистически неграмотно изложены. Поэтому обучающийся находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него очень маленький политический опыт, слабая теоретическая база, поэтому большее впечатление оказывает на него и лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, пашенное земледелие, но пока он не увидит это на плакате, а ещё лучше в кинофильме, видеоролике, всё это останется для обучающегося, только звукосочетанием, абстракцией. Учащийся и даже старшеклассник еще не достиг того уровня развития навыков абстрактного мышления, которым владеет преподаватель, поэтому и возникает иногда впечатление, что преподаватель и учащиеся говорят на разных языках. Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные кинофильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе, на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения.

Преподаватель может видеть движение мысли ученика к восприятию и отражению исторического или обществоведческого материала в процессе применения наглядных пособий. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся.

Применение информационных технологий на уроках истории позволяет:

- сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу какую-либо эпоху;

- интегрально представлять исторические факты и явления;

- соотносить знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;

- придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер; раскрыть предмет с разных сторон.

История – предмет, прежде всего, нравственно-этического характера и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий.

Особенности урока с применением кинофильма:

Этот урок ведут как бы два преподавателя – наряду с преподавателем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.

Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-преподаватель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты преподаватель может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.

Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – картиной, учебником, таблицами, доской, экскурсией и словом преподавателя.

Учебные фильмы по истории – это тематические или обзорные звуковые фильмы, снабженные дикторским текстом. Каждый из них с большей или меньшей полнотой освещает целую тему программы или имеющий самостоятельное значение вопрос. Преподаватель излагает материал, организует и проверяет самостоятельную работу учащихся в промежутках между демонстрацией частей или фрагментов фильма и после демонстрации.

Использовать фрагменты художественных фильмов можно в разные моменты урока:
В начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации;

В ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы.

В конце занятия – для закрепления полученных знаний.

На обобщающих занятиях.

В то время, преподаватель, решивший использовать на уроке фрагмент кинофильма, как правило, сталкивается с рядом серьезных проблем. Одна из них – проблема исторической достоверности используемых киноматериалов. Ярко и наглядно показывая события прошлого, исторические фильмы, как правило, содержат немало элементов художественного вымысла, зачастую вступающих в противоречие с исторической правдой, а сюжет некоторых кинолент основан исключительно на вымышленных событиях. Разумеется, использоваться на уроках истории могут лишь те художественные видеоматериалы, которые не противоречат данным исторической науки.
Лучшие исторические фильмы были сняты в нашей стране. Все наши фильмы снимались под строжайшим призором лучших советских историков. Достаточно сказать, что фильмы "Кутузов" и "Адмирал Нахимов" консультировал и ныне непререкаемый авторитет в российской истории XIX столетия академик Е.В. Тарле. Плюс ко всему у каждого фильма были консультанты военные.