Областное государственное казённое образовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 11»
г. Димитровграда
«Работа по укреплению здоровья»
Выступление на МО классных руководителей
(март 2016 г.)
Лютая И.Ш.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
ухудшение социального положения семей учащихся;
необеспеченность детей полноценным питанием;
наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
невысокий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя по данному направлению являются:
индивидуальный режим;
эмоциональный режим;
смена видов деятельности;
наличие физпауз на уроке;
учет физиологических особенностей в развитии организма;
расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.
В программу воспитания и социализации обучающихся нашего класса мною включен модуль «Я и здоровье».
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья, пропаганда физической культуры, спорта в семье.
Задачи модуля:
Получение знаний
о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);
получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;
соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | Ключевые дела |
создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся; воспитание негативного отношения к вредным привычкам; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. | День Здоровья; система профилактических мер по ПДД и ОБЖ; акция «День здоровья»; спортивные мероприятия; участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»; Месячник «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма; мероприятия, посвященные Дню отказа от курения; вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
-укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
консультации психолога, медсестры, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родителей по вопросам здоровья детей «Это необходимо знать».
Планируемые результаты:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
Состояние и содержание учебных кабинетов в соответствии с гигиеническими нормативами ;
Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
Питание в школьной столовой;
II блок – организация образовательного процесса:
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся;
Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра (мин.) |
диафильмов, диапозитивов | кинофильмов | телепередач |
1-2 | 7-15 | 15-20 | 15 |
3-4 | 15-20 | 15-20 | 20 |
5-7 | 20-25 | 20-25 | 20-25 |
8-11 | - | 25-30 | 25-30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведения Дня Здоровья, спортивных соревнований, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Организация физминуток на уроках, гимнастики для глаз;
Организация подвижных игр (динамической паузы);
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, техники безопасности, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, мониторинг состояния здоровья учащихся:
Гигиенические требования к организации и проведению урока:
Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
Число видов деятельности: 4-7.
Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
Число видов преподавания: не менее 3.
Принципы работы учителя на уроке:
Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
Принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
Интерактивный режим (работа в группах).
Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
Рекомендации для классных руководителей
Примерный план работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»
Сократ
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Сотрудничество Ответственные |
I блок – ресурсное обеспечение: |
-
| Организация дежурства Составление графика | 1 неделя сентября | Совет класса |
-
| Оформление уголка по технике безопасности | Последняя неделя августа | Кл. рук. |
-
| Организация горячего питания в школьной столовой | В течении года | Зав. производством, работники пищеблока |
-
| Сбор заявлений от родителей на бесплатное питание | сентябрь | Классный руководитель, родители |
II блок – организация учебного процесса: |
5. | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся. | В течении года | Завуч, учитель |
6. | Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся. | В течении года | Завуч, учитель-предметник |
7. | Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; | В течении года | Завуч, учитель-предметник |
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями: |
8. | Беседа «Режим дня». Анкета по организации своего времени. | 1 н. сентября | Кл. рук. |
9. | Распространение буклетов среди родителей «Профилактика гриппа и ОРВИ» | 3 н. января | Кл. рук. |
10. | Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. | 2н. сентября. | Кл. рук. |
11. | Дни здоровья. «Осеннее многоборье» | 2н. сентября | Кл. рук. Уч. физической культуры |
12. | Классный час с элементами тестирования «Быть здоровым – это модно» | октябрь | Кл. руководитель |
13. | Факультативный курс ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.» | В течение года | Кл. руководитель |
14. | Проведение профилактических прививок. (от гриппа) | 1-2н октября | Мед. работники |
15. | Классный час-дискуссия «Добро и зло» | апрель | Кл. руководитель |
16. | Классный час «Возможности человека» | 1н.декабря | Кл. руководитель |
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа: |
17. | Участие в школьных физкультурно-оздоровительных мероприятиях | В течение года | Кл. руководитель Уч.физкультуры |
18. | Проведение физминуток и динамических пауз | Постоянно | Кл. руководитель |
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся: |
19. | Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов наблюдений за состоянием здоровья школьников; | В течении года | Кл. руководитель |
20. | Привлечение медработника к просвещению родителей. | В течении года | Кл. руководитель |
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому. Современный школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Содержание работы классного руководителя
1. Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
2. Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.
3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
-влажная уборка,
-расписание уроков,
-создание интерьера класса
4.Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
5.Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
6.Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
7.Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
8.Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
9.Составление выставки книг по вопросам здоровья.
10.Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
11.Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
12.Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
13.Консультирование родителей.
14.Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
15.Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.
16.Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.
17.Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
18.Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
19.Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
1.В семье растет сын.
2.В семье растет дочь.
3.Детский травматизм на дорогах.
4.Досуг в семье.
5.Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании школьников.
6.За здоровый образ жизни.
7.Каким будет ваш ребенок.
8.Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.
9.Причины быстрой утомляемости школьников.
10.Психологическая поддержка школьников.
11.Физические и душевные травмы.
Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.
1.Беседа “Береги свою жизнь”
2.Беседа “Если хочешь быть здоров”
3.Беседа “В здоровом теле здоровый дух”
4.Беседа “Для чего мы моем руки”
5.Беседа “Для чего нужна зарядка”
6.Беседа “Осторожно на дорогах!”
7.Веселая спартакиада “Волшебный мяч”
8.Зарничка
9.Игра “В гостях у Айболита”
10.Игра “Здоров будешь – все добудешь”
11.Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые”
12.КВН “Назло рекордам”
13.Классный час “Мои увлечения”
14.Классный час “Мои любимые игры”
15.Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник”
16.Классный час “Мы играем”
17.Лекция профессора Знайки о правильном питании
18.Малые Олимпийские игры
19.Маскарад вредных привычек
20.На дворе у нас игра
21.Приглашает Королева Спорта
22.Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит”
23.Спортивный час “Веселый экспресс”
24.Старты надежд
25.Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра.