Сидоренко Наталья Алексеевна, МОУ – Казанская СОШ Баганского района Новосибирской области
Работа по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
Слайд 1
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Слайд 2
Здоровье – это нормальное состояние организма, хорошие условия труда и отдыха, ежедневное духовное, психическое и физическое самосовершенствование.
Слайд 3
Здоровье рассматривается как интегральное состояние физических, психических и духовных функций человека. Выделяют такие виды здоровья – физическое, психическое, социальное, духовное. Физическое здоровье – способность человека использовать своё физическое тело, его органы и системы для самосохранения. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, показателями биологической зрелости, физической формой, тренированностью, физической активностью, жизненной емкостью легких, силой и выносливостью сердечной мышцы, мышц тела и другими показателями, характеризующими уровень функционального состояния организма.
По определению Апанасенко Г. Л. (2000), здоровье – это целостное динамическое состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, характеризуется устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, а также является основой осуществления биологических и социальных функций.
Психическое здоровье – определяет способность сознания человека (всей в совокупности центральной и периферической нервной системы, всего аппарата отражения) использовать отображение внешнего мира, осознавать свои эмоции и поведение, справляться со стрессами и использовать их для повышения уровня здоровья (Лищук В. А., 1999).
Социальное здоровье – заключается в способности формировать и использовать для самосохранения и развития субъективные представления других людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, способность к общению и его качество. Социальное здоровье измеряется способностью выживания и развития в социально-экономической и политической среде. Может быть выражена отношением того, что личность получает от общества, на единицу того, что она дает обществу (Лищук В. А., 1999).
Духовное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая здоровья. Вместе с тем духовное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психическими и физическими трудностями. По определению некоторых авторов, духовное здоровье – это состояние, в котором индивид чувствует в каждый момент жизни радость и интерес к жизни, осуществленность и гармонию с окружающим миром; состояние, в котором индивид чувствует себя всегда молодым, счастливым, жизнерадостным (D. Chopra, 1992). Духовно здоровый человек способен использовать творчество и самосозидание, осознавать свою ответственность, соблюдать грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством личности, с одной стороны, и безопасностью общества, с другой (Лищук В. А., Мосткова Е. В. 1999).
Главный секрет, который лежит в основе идеального здоровья, заключается в том, что человек должен сам стремиться к нему. Человек может быть здоров лишь настолько, насколько сам считает это возможным.
Таким образом, здоровье в значительной степени зависит от характера обучения и воспитания.
Показатели духовного здоровья – в качестве показателей духовного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Духовное здоровье характеризуется способностью индивида к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме.
О развитии духовного здоровья школьников косвенно могут свидетельствовать показатели уровня воспитанности учащихся, ценностное отношение к жизни, к людям и самому себе, сформированность у обучающихся творческой и общественной активности. Эти показатели могут быть определены с помощью методов оценки эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Слайд 4
Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Следовательно, состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети в школе (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Учителя нашей школы тщательно изучили факторы, влияющие на здоровье учащихся :
Это и режим функционирования учреждения
режим дня
расписание учебных занятий
питание
санитарно-гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.)
режим перемен
и организация занятий
вид учебной деятельности
технологии
стиль преподавания
отметка, оценка знаний
объем домашних заданий
Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным » для ученика, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.
Педагогическим коллективом школы была разработана Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни по названием «Школа здоровья» в которой отразили основные направления деятельности педагогического коллектива по достижению оптимальных конечных результатов.
Слайд 6
Цели.
- формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью,
- освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни,
- создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.
Слайд7
Задачи:
- увеличение двигательной активности учащихся на уроке;
- предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз во время уроков);
- воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены;
- ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.
Слайд8
Были определены основные направления программы
Организация образовательного процесса.
Диагностическая работа.
Просветительско- воспитательная работа с учащимися.
Организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями.
Организация спортивно-оздоровительной работы.
Слайд 9
Ожидаемые результаты
- уменьшение числа пропусков занятий по болезни;
- снижение утомляемости учащихся;
- снижение отрицательной динамики по группам здоровья ;
- увеличение количества учащихся, участвующих в спортивно- оздоровительных мероприятиях;
- 100% обеспечение горячим питанием;
Слайд10
Основные компоненты здорового образа жизни
1. Ежедневная двигательная активность учащихся
2. Ежеурочная физическая пауза
3. Рациональное питание.
4. Соблюдение правил личной гигиены.
5. Соблюдение рационального режима суток
6. Отказ от вредных привычек
7. Безопасное поведение на улице, в игре
8. Профилактические упражнения.
Слайд 11
Здоровьесберегающие направления по которым работают учителя
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.
3. Работа по предупреждению утомляемости уроках.
4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
5. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников
Слайд 12
Работа по формированию здорового образа жизни реализуется через
- проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры;
- диагностическую работу
- внеклассную работу;
- работу с родителями.
Слайд 13
Организация учебного труда
Для начальной школы в здании выделен отдельный этаж, и за каждым классом закреплено определённое помещение. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 9 час. 00 мин.
Соблюдаются гигиенические условия в классе.
Грамотно составлено расписание.
Соблюдается объём и дозировка д/з.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности:
Число видов учебной деятельности,
используемых учителем: 4-7 видов за урок
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов
учебной деятельности: 7-10 минут.
Слайд 14
День начинается с утренней гимнастики. Она длится около пяти минут. И проводится в коридоре который хорошо проветривается. Комплексы упражнений периодически меняются.
Слайд 15
Учителя начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.
Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителя не должны требовать от учащихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока, и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:
– работа в группах (как статическая, так и подвижная);
– работа в парах сменного состава;
– фронтальный опрос с использованием предмета (например яма);
– использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
– хлопанье в ладоши;
– использование сигнальных карточек различного цвета;
– деятельность с элементами соревнований и т. д.
Используется также методика Владимира Филипповича Базарного.
Для снятия усталости и напряжения на каждом уроке проводятся физминутки. Физкультминутки проводятся с учётом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаются, кроме общеразвивающих:
· упражнения для формирования правильной осанки;
· упражнения для укрепления зрения; работа по офтальмотренажёру.
· упражнения для укрепления мышц кистей рук;
· упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
· упражнения для развития межполушарного взаимодействия
В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Требования:
- они должны быть разнообразны;
- проводятся на начальном этапе утомления;
- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Слайд 17
Для снижения утомления и повышения двигательной активности Силами школьной организации «Содружество» проводятся на переменах подвижные игры.
Слайд18
В 1 классе , который учится по новым стандартам, оборудована зона отдыха. Дети могут отдохнуть, поиграть с игрушками.
Слайд 19 -24
Факультативные занятия и кружковая работа
Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея об этом представления. Именно для этого учителя нашей школы, взялись за реализацию программы «Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Младшие школьники имеют возможность с 1 по 4 класс расширять свои знания о здоровом образе жизни.
1 класс - кружок «Моё здоровье»
2 класс - факультатив «Разговор о правильном питании»
3 класс - факультатив «Две недели в лагере здоровья»
4 класс - факультатив «Будем беречь здоровье»
Слайд 25-27
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают внеурочные мероприятия.
Развитие мелкой моторики.
Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе с детьми.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.
Слайд 28 -31
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры.
В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Используются оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.
Слайд 32-35
Работа с родителями ведется по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни.
2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3. Приучение школьников к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
5. Участие в конкурсах и выставках.
6. Организация досуга учащихся.
7. Проведение совместных праздников.
Работа по программе «Школа здоровья» предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных, школьных мероприятиях. Это и участие в конкурсах , выставках, в проектной деятельности и проведение совместных праздников.
Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия : «Мы– спортивная семья», «Поезд Здоровья» конкурс на лучший плакат, книжку-раскладушку, памятку по темам , «как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках»
Слайд 36-37
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Только в сильном, здоровом теле
дух сохраняет равновесие,
и характер развивается
во всем своем могуществе.
Г.Спенсер