СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Психолого-педагогическое сопровождение"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

в сообщении описывается  как осуществить психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Психолого-педагогическое сопровождение"»

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.

Поэтому в последние десятилетия в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально –психологическое сопровождение. Термин широко используется, хотя еще не получил устойчивого определения. Для некоторых авторов сопровождение – это дорога, совместное движение взрослого и ребенка, помощь, необходимая для ориентации в окружающем эту дорогу мире, понимания и принятия себя. “Выбор дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача” (М.Битянова).

Сегодня в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266 – 1 “Об образовании” под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (Н. В. Афанасьева).

Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях. При этом осуществляется опора на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Среда должна содержать значительное число возможностей, обеспечивающих вариативность выбора. Проще, сопровождение – это помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.

Объектом сопровождения выступает учебно-воспитательный процесс (УВП), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими (взрослыми, сверстниками), с самим собой.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).

Задачи сопровождения:

Предупредить возникновение проблем развития учащегося.

Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального и образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.

Психологическое обеспечение образовательных программ.

Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.В соответствии с целью и задачами сопровождения нами создана система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому на данный момент функционирует Служба социально-психологического сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители (кураторы групп) и мастера производственного обучения.

Цели и задачи деятельности Службы социально-психологического сопровождения образовательного процесса (ССПС ОП).

Цель: психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения в колледже.

Основные задачи:

Объединить все компоненты педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс.

Создать психологически оптимальные условия для приобретения учащимися социально-профессиональной компетентности.

Помочь каждому учащемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки, саморегуляции своих психических процессов.

Оказывать своевременную социальную и правовую защиту социально нуждающимся категориям обучающихся.

Создавать условия для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Готовить материалы к проведению психолого-педагогических консилиумов и организовывать их работу.

Обеспечивать руководство колледжа комплексной информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.

ССПС решает задачу содействия психическому, психофизиологическому и личностному развитию, обращая внимание на социальную адаптивность учащихся.

Задачи ССПС конкретизируются в содержании работы на каждом учебном курсе:

1 курс. Основная задача – комплексное изучение поступивших обучающихся, их профессиональной пригодности, наблюдение за процессом их адаптации, выявление обучающихся, склонных к дезадаптации. Работа с ними. Организация работы по сплочению групп.

2 курс. Основная задача – развитие личностных и профессиональных навыков, формирование навыков общения, профессионально-важных качеств. На этом этапе у обучающихся складывается представление о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки, происходит переход от позиции объекта деятельности к реализации активной субъективной позиции. Этот процесс находится под наблюдением педагогов, что позволяет отследить происходящие изменения.



3 курс. Основная задача – расширение профориентационной работы и работы по подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса обучения с соответствующими выводами.

Виды деятельности Службы социально-психологического сопровождение.

Основными видами деятельности ССПС являются:

1. Диагностическая деятельность:

– создание банка социально-психологических данных по каждому учащемуся: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе, личностном, профессиональном развитии, уровне соответствия выбранной профессии, обученности, воспитанности, интересах, посещаемости занятий, дальнейших профессиональных планах;

– изучение морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

– определение степени готовности абитуриентов, первокурсников к учебной деятельности на разных ее этапах;

– мониторинг личностного и профессионального развития по курсам обучения;

– регулярное уточнение социального статуса семьи учащихся;

– выявление учащихся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки” через организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них индивидуальных регистрационных карт;

– рейды с целью проверки посещаемости учащихся на занятиях;

– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой.

3. Консультативная и профилактическая деятельность:

– применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;

– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи учащимся;

– консультирование по результатам диагностики;

– профориентационное консультирование с подбором учебного заведения;

– спортивно-массовая работа: туристические слеты, веселые старты, спартакиада, дни здоровья, неделя здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений;

– тренинговые занятия с целью сплочения групп 1 курса, занятия “Линия жизни” с целью профилактики вредных привычек;

– оформление тематических стендов

4. Коррекционно-развивающая работа:

– учащимся – в саморазвитии, формировании профессионально важных качеств посредством диагностики и последующей корректировки;

– с родителями – в гармонизации детско-родительских отношений;

– создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в педагогическом коллективе;

– реализация плана работы с учащимися “группы риска” через коррекционные занятия;

– участие в заседаниях “Совета профилактики”;

– развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции эмоционального состояния, навыков профессионального самоопределения.

5. Просветительская работа:

– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися;

– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, “лаборатории нерешенных проблем” по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности учащихся;

– проведение семинаров по изучению здоровьесберегающих технологий и возможности их внедрения в УВП;

– выступления на родительских собраниях, педсоветах;

– тренинговые занятия для педагогов;

– диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для родителей;

– беседы для учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, половому воспитанию, профориентационной направленности.

6. Научно-методическая работа:

– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов повышения квалификации;

– выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации к особенностям, условиям обучения в училище, развития коммуникативных навыков, а преподавательскому составу – по методике оказания помощи первокурсникам в адаптационный период;

– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

7. Сотрудничество с организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья учащихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ПДН, КДН, УИИ, пенсионный фонд, КДМ, ЦРБ, центр социально-психологической помощи “Фортуна”, специалисты РУО, МСОШ, центр занятости населения)

В целом работа строится по двум направлениям:

Актуальное – ориентировка на решение проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, овладении специальностью, воспитанием, поведением, общением.

Перспективное – нацелено на развитие, обновление личности и индивидуальности каждого, формирование его готовности к самоопределению, к жизни в обществе.

Направления неразрывно связаны между собой: социальный педагог, педагог-психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывают конкретную помощь нуждающимся в ней учащимся, родителям, педагогам, мастерам, классным руководителям.

Разрабатываемая и внедряемая модель выпускника (профессиограма) является ориентиром в перспективном определении направления деятельности.

В личностном и профессиональном становлении учащихся используются новые технологии и методы социально-психологической поддержки, различные тренинги, ролевые игры, способствующие формированию способностей к самоактуализации, навыков адаптации к изменяющимся условиям и требованиям времени.

В системе организации службы социально– психологического сопровождения можно выделить:

– социальное сопровождение, осуществляемое социальным педагогом,

– психологическое – педагогом– психологом,

– медицинское – медицинским работником,

– педагогическое – педагоги-предметники, классные руководители.

Для каждого специалиста вид сопровождения будет отражать специфику его работы, но суть одна (Приложение 1).

Психологическое сопровождение.

Поподробнее рассмотрим систему психологического сопровождения обучающихся в процессе профессионального обучения, т.к. это является основной деятельностью психолога, направленной на создание условий для максимального содействия личностному и профессиональному развитию каждого обучающегося. При этом он создает условия для развития не только обучающихся, но и педагогов и родителей.

Направления работы.

1 этап. Психологическое сопровождение профориентации и профессионального отбора.

Первоначально на этом этапе психолог участвует в профориентационных беседах с учащимися школ района с целью предварительного комплектования контингента. С ними же реализуется программа допрофесиональной подготовки. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами выбора профессии, с многообразием мира профессий, со своими индивидуальными особенностями, соотнося их с выбранной профессией. По результатам работы готовят проектную работу “Я и моя профессия”.

С поступившими первокурсниками организовано психологическое обследование с целью определения соответствия профессии. В этот период происходит анализ личных дел, изучение данных психологического обследования. После чего организуется собеседование с учащимися и их родителями (законными представителями), на котором их знакомят с результатами диагностики и особенностями обучения в колледже. Обучающимся предлагаются рекомендации по успешной адаптации к новым условиям обучения.

Формы работы: занятия “Твоя профессиональная карьера” для учащихся 9 классов школы, занятие с элементами тренинга “Самомаркетинг – путь к успешному трудоустройству” (для участников “Ярмарки профессии”), участие в профориентационных классных часах для учащихся 9 классов, тестирование, анализ личных дел, собеседование.

Важность работы на данном этапе, в том, что происходит процесс самоопределения учащихся школ. У них формируется активная социальная позиция, развиваются способности производить значимые изменения в своей жизнb

2 этап. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения.

В этот период продолжается изучение учащихся, выявление их интересов, способностей к обучению, лидерских способностей, психологического климата в ученических коллективах через тестирование, организацию наблюдения за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, классными руководителями и мастерами ПО. Одновременно с этим происходит ознакомление педагогов с особенностями учащихся. В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с другими обучающимися в группе. С этой целью по группам проводятся часы знакомства с элементами тренинга. Происходит анализ конфликтных ситуаций, возникающих среди учащихся, между учащимися и педагогами, причин затруднений в период адаптации. Вся полученная в процессе данной работы информация используется при проведении круглого стола для учащихся, педагогов, родителей по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”. Данное мероприятие позволяет выявить те трудности, с которыми сталкиваются все субъекты образовательного процесса, а также найти пути выхода из создавшейся ситуации, выслушав мнение самих обучающихся, их родителей и педагогов.

Психолого-педагогический консилиум по адаптации первокурсников является обобщающим мероприятием в данном направлении. На консилиуме происходит обсуждение педагогами особенностей обучающихся как индивидуально, так и особенностей группы, выявляются проблемы и разрабатывается план по ликвидации данных проблем.

В результате этого для учащихся сокращается период адаптации, педагоги могут эффективно организовать учебный процесс.

Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, часы знакомства с элементами тренинга, анализ конфликтных ситуаций, круглый стол для учащихся, родителей и педагогов по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”, профориентационные часы “Мир профессий”, “Моя профессия”, психолого-педагогический консилиум по адаптации обучающихся (по группам).

3 направление. Психологическое сопровождение оценки и развития профессионально-важных качеств (ПВК) личности обучающегося, способствующего профессиональному самоопределению, соотнесению своих возможностей с реальными требованиями выбранной специальности. Формирование ПВК происходит в ходе освоения профессиональной деятельности. В целом эта работа приводит к образованию ключевых квалификаций, которые формируют готовность специалиста к профессиональной деятельности.

Формы работы: развивающие занятия с элементами тренинга (групповые и индивидуальные), профориентационные часы, психологические игры, акции, занятия с элементами тренинга по развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникативных качеств личности.

4 этап. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников, подготовки их к самостоятельной трудовой деятельности.

В процессе обучения педагог ведет мониторинг личностного и профессионального развития обучающихся, результаты которого становятся основой для построения траектории дальнейшего профессионального развития выпускников. Для них организуются занятия по профессиональному самоопределению, на которых они знакомятся с особенностями трудоустройства, возможностями продолжения обучения в соответствии со своими интересами и способностями, определяется наиболее подходящая для них профессия, подбирается учебное заведение. По результатам обучения за трехлетний период обучения проводится психолого-педагогический консилиум по профессионально-личностной компетентности выпускников, на котором педагогами и мастерами ПО обсуждаются успешность профессионального обучения и личностного развития выпускников, выявляются недоработки и рассматриваются пути изменения данной ситуации в работе. После того, как учащиеся покидают стены колледжа, с ними продолжает поддерживаться связь в плане их дальнейшего обучения или трудоустройства.

Задача этого этапа – способствовать развитию личностных компетенций учащихся ведущих к профессиональной и жизненной успешности.

Формы работы: занятия по профессиональному самоопределению (“Куда пойти учиться?”, “Как устраиваться на работу”), консилиум по профессионально-личностной компетентности выпускников, профориентационные консультации, беседы со специалистами, мониторинг трудоустройства

Работа в данном направлении обеспечивает профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста.

5 направление. Психологическое сопровождение обучающихся “группы риска”.

Первоначально выявляются учащиеся с трудностями в адаптации, отклонениями в поведении на основе наблюдения, результатов диагностики, бесед с педагогами. Педагогом-психологом разработаны факторы риска, по накопляемости которых данные учащиеся на заседании ССПС относятся либо к “группе внимания” или к “группе риска”. После чего для каждого учащегося “группы риска” разрабатывается индивидуальный план работы с ним, в соответствии с которым организуется работа всех сотрудников ССПС, заводится индивидуальная карта, в которой фиксируется работа с данным учащимся, отслеживаются изменения в его развитии.

Формы работы: наблюдение за обучающимися, тестирование, психолого-педагогический консилиум по адаптации, заседание ССПС по уточнению списков учащихся “группы риска”, составление индивидуального плана работы с учащимися “группы риска”, индивидуальные коррекционные беседы, индивидуальные коррекционные занятия, профилактические беседы.

В результате работы с данными детьми наблюдается положительная динамика в направлении снижения агрессивности, повышения мотивации обучения, освоении правил социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

В данном направлении разработана программа, которая включает в себя цикл занятий по знакомству педагогов с индивидуально-возрастными особенностями учащихся и учетом их в учебной деятельности, формированию навыков личностно-ориентированного общения с учащимися, навыков, необходимых для решения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением дисциплины на уроке, умений саморегуляции своего эмоционального состояния, профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Формы работы: тестирование, практические занятия, занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы, тренинговые занятия.

Организационная и аналитическая деятельность.

Для более эффективной работы выявлены различные группы обучающихся, имеющие свои особенности и различные направления работы с ними: обучающиеся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки”, способные обучающиеся по всем предметам, по общеобразовательным предметам, по профессиональным предметам, с ослабленным здоровьем. Для отнесения обучающихся к той или иной группе выработаны различные параметры (факторы риска), что позволяет также осуществлять индивидуальный подход.

Организующим элементом являются заседания ССПС, на которых рассматривается планы работы по различным направлениям, в том числе индивидуальные планы работы с учащимися “группы риска”, уточняются списки учащихся названных выше групп.

В рамках функционирования Службы организуются психолого-педагогические консилиумы с целью обсуждения всеми членами образовательного процесса проблем, возникающих на разных этапах обучения (адаптация, совершенствование ПВК, подготовка к трудовой деятельности) и выработке коллективного решения по их разрешению. Эта деятельность позволяет своевременно решать возникающие трудности учащихся, педагогов в процессе учебно-воспитательного процесса, а также владеть информацией по каждому ребенку

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение это не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с обучащимися, но оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения здоровья и планирования своего профессионального будущего.

Используемая литература:





М. Н. Слышкина

(ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 6, г. Михайловка»)



НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО



«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.… От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.



Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии».



Владимир Путин, 8 февраля 2008 г.



Отличительное для нашего времени изменение в характере образования – осуществление подготовки специалистов на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на компетенциях. В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт – главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении.



Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, представленные в виде компетенций. Под результатами образования в стандарте ФГОС понимаются наборы компетенций – общих (ОК) и профессиональных (ПК) – выражающих, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей Основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту приоритетной целью профессионального образования становится формирование у студентов способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также, в определенной широкой области (ОК). Совокупность требований к личности студента, заключенных в ОК, говорит об усилении личностной направленности образовательного процесса. Это соответствует новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.



Длительное время российская профессиональная школа находилась на позициях гностического, так называемого «знаниевого» подхода. При таком подходе основной образовательной задачей считалось вооружить студента прочными систематизированными знаниями. Сейчас стратегической целью образования провозглашается формирование у студента компетенций. Это не значит, что роль знаний каким-либо образом принижается. Но они из основной цели образования превратились в средство развития личности студента. Это должно нацеливать образовательные учреждения на обеспечение не столько набора определенных учебных предметов, курсов, дисциплин, сколько на приобретение обучающимися востребованных компетенций, в первую очередь, способности самостоятельно приобретать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в познавательной и профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, а значит, при решении нестандартных задач.



Главным для педагогического коллектива становится не передача знаний, готовых решений в различных ситуациях или жизненного опыта, а стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности студентов, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. В преподавательской среде постоянно идёт поиск и разработка педагогических технологий, позволяющих обеспечить указанный уровень образовательной деятельности. Какова технология психолого-педагогического сопровождения в современных условиях?



Обсуждение этой проблемы захватило всех – ведь речь идёт о будущем молодых людей, страны. Идет поиск путей ее решения, выходит много разных статей, в том числе и критических. То, что новый стандарт выделяет в качестве основных результатов образования компетенции (общие и профессиональные), открывает интересное поле для осмысления новых требований к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях изменений в системе СПО.



В процессе подготовки к введению ФГОС СПО в нашем колледже была организована рабочая группа, в задачи которой входило обеспечение координации действий педагогического коллектива, информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта, организация введения ФГОС СПО на уровне образовательного учреждения. Указанные проблемы обсуждались на заседаниях ЦМК, методического и педагогического советов. Были разработаны необходимая нормативная и учебно-методическая документация, вариативная модель психолого-педагогического сопровождения. И первое, на что мы обратили внимание в процессе разработки – сложившиеся у преподавателей стереотипы мышления и работы. Есть одна психологическая особенность: знания со временем не только и не столько устаревают, но превращаются в привычку. А там где есть привычка, есть уверенность, что это правильно. Вопрос о необходимости изменений вызывает эмоциональное напряжение. Одной из основных сдерживающих причин является страх перед внедрением чего-то нового, как писал Ги де Мопассан: «По-настоящему боишься только того, чего не знаешь».



Актуальными проблемами, с которые мы столкнулись, были:



Осмысление сущности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях изменений в системе СПО и наполнение его новым содержанием.

Усиление роли педагога-психолога в условиях введения ФГОС СПО;

Создание пространства профессионального взаимодействия.

Анализ современных научных публикаций и собственный опыт дает нам следующее смысловое наполнение психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации ФГОС СПО – это система мер по формированию гуманистического сознания и установлению межличностного гуманистического общения между всеми субъектами образовательного процесса; психолого-педагогическая поддержка всех субъектов учебно-образовательного процесса, направленная на осознание ими своих возможностей и творческих способностей, определение перспектив ближайшего развития; информационно-психологическая безопасность всех субъектов образовательного процесса, направленная на овладение широким диапазоном не только узкопрофессиональных, но и психолого-педагогических знаний, органичное приобщение к духовному и материальному миру человеческой деятельности.



Психолого-педагогическое сопровождение предполагает целостный, и непрерывный комплекс мероприятий, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса и включает в себя следующие направления работы:



социально-психологический мониторинг;

социально-психологическая экспертиза;

социально-психологическое проектирование;

оказание помощи всем участникам образовательного процесса;

совершенствование деятельности самой психологической службы.

Становится очевидным, что для реализации требований Стандарта необходима совместная активная и содержательная работа педагогического коллектива и психологической службы образовательного учреждения. Без высокой педагогической и психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов и психологов, добиться желаемого результата невозможно.



С введением ФГОС нового поколения повышается значимость педагога-психолога в образовательном процессе. Новые веяния несут в себе большую работу как над профессиональным уровнем самого психолога, так над повышением психологической культуры всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся). Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС нового поколения становится более значимой.



Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на данном этапе должно включать в себя:



систему методического и психологического сопровождения по вопросам проектирования и реализации разрабатываемых педагогами, в контексте нового ФГОС, образовательных программ;

систему обучения преподавателей, предполагающую проведение семинаров, консультаций, тренингов и др. по повышению психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в условиях перехода и реализации ФГОС;

организацию и проведение мониторинга для оценки изменений в образовательном процессе колледжа, уровня освоения компетенций обучающимися на разных этапах.

В первую очередь в нашем колледже была организована работа по повышению психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса посредством:



проведения для преподавателей обучающих семинаров, консультаций, тренингов и др. по актуальным вопросам внедрения ФГОС СПО;

оказания психологической помощи участникам образовательного процесса через систему мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных ситуациях.

Наиболее актуальной проблемой социально-психологического сопровождения на этом этапе стало выявление уровня мотивационной деятельности у преподавателей. Формирование учебной мотивации у студентов без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов у обучающихся. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении преподавателем мер педагогического воздействия (влияния).



С целью выявления уровня мотивационной деятельности и для создания условий, способствующих ее повышению, был проведен мониторинг среди студентов и преподавателей колледжа, который позволил определить уровень мотивации деятельности студентов, оценить деятельность преподавателей и наметить управленческие решения по повышению положительной мотивации.



Для реализации требований стандартов необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения. Задача педагога-психолога – анализ ситуации с точки зрения психологических и возрастных особенностей обучающихся, психологического климата в педагогическом коллективе, с учетом интересов потребителей и т. п.



Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию образовательного процесса в образовательном учреждении и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.



Перспективные направления в деятельности педагога-психолога:



1. Консультирование преподавателей по вопросам совершенствования образовательного процесса.



2. Диагностика состояния образовательного процесса в учебном заведении. Задача состоит в том, чтобы дать оценку текущего состояния учебного процесса как по отдельным учебным дисциплинам, так и в целом по всему циклу дисциплин с точки зрения требуемых компетенций обучающихся по завершении определенного этапа обучения или при выпуске из учебного заведения.



3. Профессиональная коммуникация. Раньше это называлось психологическим просвещением. Необходимость введения нового термина связана с задачей преодоления широко распространенных в последнее время ложных и надуманных психологических знаний. То есть стоит задача преодоления поверхностного психологического просвещения, последствий распространения информации, наукой не подтвержденной. Надо преодолеть мифы относительно психологических закономерностей обучения и развития современных подростков, которые широко бытуют как среди воспитателей, так и родителей.



Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку преподавателей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом в деле организации образовательного процесса.



Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых студенту в семье, колледже, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения и развитие студентов в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами колледжа, взаимодействия с административным звеном.



Таким образом, роль психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС СПО, на наш взгляд, состоит в специальной деятельности всего педагогического коллектива на уроке и вне уроков, направленной на развитие у студентов процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и самореализации; создание в колледже рефлексивно-инновационной среды, которая формирует у обучаемых гуманистическую позицию, а проблема, вышедшая на первый план – формирование психолого-педагогической компетенции преподавателей.



Мониторинг качества формирования компетенций представляет собой непрерывную научно обоснованную диагностико-прогностическую оценку, прежде всего, личностного развития всех субъектов учебно-образовательного процесса. Без психолого-педагогического мониторинга невозможно увидеть реальную картину формирования компетенций выпускника. Для этого необходим валидный диагностический инструментарий.

Психолого-педагогическое сопровождение современного занятия.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК…

1. Для проведения  качественного  урока, учитель обязан знать следующее:

-Структура урока состоит: тема образовательная, развивающая, воспитательная.

-Задачи урока:  организация взаимодействия; усвоение знаний, навыков; развитие     способностей, опыта творческой деятельности, общении и др.

-Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие  творческой активности;  формирование личностных ориентаций;

Для эффективной  организации  и  проведения  урока  необходимо  соблюдение определенных  правил: определение целей урока, уточнение типа урока, уточнение  вида урока.

 Цель обучения предполагает  – формирование у учащихся новых понятий, способов действий, системы научных знаний и т.п.

 Например: – обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей;

- обобщить и систематизировать знания;

-отработать навыки ( какие);

- устранить пробелы в знаниях;

- добиться усвоения у учащихся понятий (каких?).

Цели воспитания. Необходимо воспитывать нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др.

Перечень целей воспитания на уроке:

- воспитание патриотизма;

-гуманности;

-эстетического вкуса;

- добросовестное  отношение к труду;

- толерантности.

Цель развития предполагает воспитать на уроке психических качеств учащегося: мышления, внимания и памяти, познавательных умений.

Дидактические требования к современному уроку:

-четкое определение образовательных задач каждого урока;

-рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей Определение  структуры  урока,  соответствие  целям,  задачам,  содержанию  и  методам  обучения.

Цель деятельности педагога – это познавательное стремление, осознанное решение изменить уровень обучения,  воспитания и развития учащихся.

-внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

- рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

- творческий подход к формированию структуры урока;

- сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

- обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

- научный расчет и мастерство проведения урока.

- четкое формулирование триединой дидактической цели4

-определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока с учетом уровня подготовки учащихся;

-выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия  на каждом этапе урока;

-выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в реализации на уроке  всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку.

Психологическая цель урока:

- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

-учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

-применение отдельных средств  психолого – педагогического воздействия , методов, приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока.

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- побуждение учащихся к деятельности ( комментарии, вызывающие положительное чувство в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей,  т.д) и принуждение ( напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.;

- подготовленность к уроку – осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению.

-рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость, в осуществлении поставленной целью, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогические находки;

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.

- выполнение учителем и учащимися  проблемно – эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- особенности самоорганизации учителя;

Организация познавательной деятельности учащихся.

-.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

Планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

Использование различных форм для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

-Организация  деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

Определения уровня сформированности знаний и  умений у учащихся  на уровне конкретно  чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования и выводов;

Опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления у учащихся: 

-система вопросов, создание проблемных ситуаций;

-разные уровни проблемно – эвристического  решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными; 

-организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

-использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

Закрепление результатов работы: Формирование  навыков  путем упражнений;

Организованность учащихся.

Отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

Возможные  группы учащихся  по уровню обучаемости, учет этих  обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке

Воспитательные требования к уроку:

-определение воспитательных возможностей учебного  материала,  деятельности на уроке, формирование и постановку реально  достижимых воспитательных  целей;

-постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

- формирование жизненно необходимых качеств:  усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности и др.;

- внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку:

-формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно – познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы, активности;

-проведение учебных занятий на «опережающем уровне», стимулирование наступления

новых  качественных изменений в развитии;

- прогнозирование « скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Требования к технике проведения урока.

1.Урок должен быть  эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3. необходим полный  контакт во взаимодействии учителя и учащихся  на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов в условиях среднего профессионального образования как важный фактор самоопределения

Лямкина Лариса Сергеевна

ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум», преподаватель русского языка и литературы.



Психолого-педагогическое сопровождение студентов в условиях среднего профессионального образования как важный фактор профессионального самоопределения





Психолого-педагогическое сопровождение; профессиональное самоопределение; профессиональное просвещение; профессиональная информация, пропаганда и агитация; профориентирование; ОК и ПК.



В статье представлены способы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления студента, в оказании своевременной помощи и поддержки личности, в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.

Спрос рабочих профессий на рынке труда демонстрирует востребованность образовательных организаций среднего профессионального образования. Однако многие школьники, абитуриенты и первокурсники не имеют четких представлений о своей будущей профессии вообще или не совсем ясно представляют свою будущую работу. Для достижения эффективности подготовки молодежи к взвешенному, реалистическому выбору профессии, будущего места работы, учебы, важную роль играет процесс профессионального самоопределения. Эффективность этого процесса во многом зависит от психолого-педагогического сопровождения, которое осуществляет формирование молодого специалиста.



Психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии. Таким образом, можно говорить о том, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения нужно начинать как можно раньше. Сопроводить обучающегося – значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; индивидуальную, групповую или общую. Сопровождение профессионального самоопределения студенты может выражаться в профессиональном просвещении, включающем профессиональную информацию, пропаганду и агитацию. Но важным акцентом в профессиональном сопровождении является развитие интересов и склонностей обучающихся к различным видам профессиональной деятельности. Оно складывается из формирования креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи, то есть обучение через развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся различных специальностей СПО.

Согласно закону об образовании РФ от 26.12.12г. «важнейшей задачей ОО является не обеспечение «усвоения знаний», а создание условий для становления и развития индивидуальных (собственных) образовательных и культурных потребностей». Поэтому ОО СПО должна предоставить обучающемуся не только доступ к соответствующей образовательной среде, но и помочь ему самореализоваться в ней.



В ГОУ СПО ПСТ психолого-педагогического сопровождение реализуется в несколько этапов. Во-первых, это регулярно обновляемый путеводитель-сайт по регионально-муниципальному спектру возможностей продолжения образования и профессионального становления студентов. Во-вторых, это официальная организационная и правовая информация о правах студентов на получение «образовательной услуги». В-третьих, это характеристики и координаты любых потенциальных «помощников», связанных с оказанием помощи обучающимся в проектировании профессионального будущего, профориентирование.



Практика показывает, что у многих студентов СПО отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отноше¬нию к общеобразовательной и профессиональной подго-товке и в результате к отсеву обучающихся; затрудняет приобщение их к общественно значимым цен¬ностям. Причины названных недостатков различны. Они носят социально-экономический и психолого-педагоги¬ческий характер. В нашем техникуме мы нашли решение через создание банка сертифицированных и несертифицированных образовательных достижений, то есть, «портфолио», открытая, презентационная часть внутренних ресурсов, размещённая на сайте ОО.



Таким образом, можно говорить о том, что психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.



Подводя итог, необходимо отметить, что роль психолого-педагогического сопровождения профессионального становления заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этих условий обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.





«Взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний психолога и педагога – необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения», - неоднократно подчеркивала доктор психологических наук,                     профессор РАО г. Москвы И. В. Дубровина. С этим нельзя не согласиться. Еще в конце 20-х годов профессор педологии И.А.Арямов привел следующие статистические данные: «В результате исследования 8000 школьников оказалось, что в возрасте 11-13 лет школьными болезнями страдало  30-40%учащихся, а в 16-17-летнем-60-70%.Всевозможные нервные страдания в приготовительном классе наблюдались в 8% случаев, в 6 классе -44%,в 8 классе -69%.К началу 21 века ситуация принципиально  не изменилась - негативное влияние школы на здоровье учащихся является одной из важнейших психолого-медико-педагогических проблем.

Опыт показывает, что в среднем от 25% до 30% учащихся любой школы испытывают те или иные трудности школьной адаптации. Мониторинг, проведённый Центром психосоциальной работы при Консорциуме «Социальное здоровье России» г. Москвы    в 1998-1999гг., показал, что в 55% случаев это проявляется в плохой учёбе, в основе чего: недоразвитие речи(40%); собственно речевые проблемы(40%); другие причины, в том числе психосоматические нарушения, школьные неврозы, ЗПР и даже олигофрения(20%).

Подросток, оказавшийся несостоятельным в учёбе, рискует стать либо изгоем среди сверстников (отсюда проблемы общения), либо начинает самоутверждаться  через отклонения поведения (проблема поведения). Такие дети нуждаются не только во внимании педагога, но и в курации психолога. Педагог и психолог должны работать совместно. Государственный стандарт не позволяет менять усложняющуюся программу, остаётся только изменить её условия усвоения. Для этого к учебному процессу должны привлекаться психологи.

Я работаю учителем немецкого языка в среднем и старшем звене. Для оптимизации учебного процесса я совместно со школьным психологом проектирую и анализирую свою деятельность и хотела бы поделиться опытом  работы в 5 классе ЗПР, рассказать о психолого-педагогическом сопровождении уроков для учащихся, имеющих задержку психического развития.  

В начале работы в этом классе, проанализировав особенности развития этих детей, изучив их психолого-педагогические карты, побеседовав с психологом и учителем начальных классов в начале учебного года, я выделила проблемы, которые предстояло решить:  

  • сужение объёма слухоречевой памяти;

  • недоразвитие речи;

  • несформированность навыка чтения;

  • проблемы концентрации и распределения внимания;

  • проблемы с развитием мыслительных процессов;

  • проблемы включения в деятельность;

  • низкая работоспособность и повышенная утомляемость( особенно в конце учебного дня).

Проведя диагностику,  я спроектировала для корректировки выявленных трудностей серию уроков, переработав данные методики применительно к урокам в классах ЗПР. Мною были разработаны развивающие упражнения на коррекцию психических процессов у учащихся: на развитие памяти, внимания, мышления. (Приложения №1-3.) В этих упражнениях учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: задания усложняются.

Кроме того, в этом классе необходимы 2-3 физминутки для активизации психических процессов, для создания благоприятного психологического климата на уроке, для снятия напряжения. Я провожу их на немецком и на русском языках, используя разработанные мною по рекомендации психолога пальчиковые игры, физические упражнения, упражнения на расслабление. (Приложение №4.)

Изучая учебные возможности пятиклассников, мною составлена карта обучаемости и работоспособности учащихся. (Приложение №5.)При определении каждому ребёнку уровня обучаемости очень важна высокая степень точности, которая достигается, если обследование реализуется через две диагностические линии: собственно психологическую диагностику и педагогическое наблюдение. Изучение личности учащегося по двум независимым линиям имеет своё обоснование: во-первых, создаётся возможность сопоставления двух характеристик, что повышает степень достоверности выводов; во-вторых, стимулируется тщательность и взаимная ответственность педагога и психолога при проведении диагностики развития личности и уровня учебных возможностей учащихся.

Для определения уровня обучаемости я пользуюсь следующей методикой:

  1. Выбираю небольшой по объёму новый учебный материал базового характера на 7-8 минут работы;

  2. повторяю перед изучением нового материала изученный материал, необходимый для изучения нового материала;

  3. объясняю новый материал;

  4. учащиеся делают задания по образцу и в изменённой ситуации;

  5. организую самостоятельную работу учащихся;

  6. провожу диагностику.

Основные учебные умения и навыки, которые должен сформировать учитель немецкого языка - это умения и навыки аудирования, чтения, говорения и письма. Например, возьмём чтение. Сначала я подбираю небольшой текст, который содержит новую лексику. Затем я ввожу эту лексику на уроке, с использованием наглядности, тренирую её произношение в хоровой и индивидуальной работе. После этого выполняем вопросно-ответные упражнения по картинкам для закрепления лексики и её первичного запоминания. Затем работаем с текстами, включающими эту лексику, а уже после этого учащиеся получают текст для самостоятельной работы: прочитать, понять, ответить на пять вопросов.

Следующий этап: я провожу контроль, используя разработанные мною критерии. Если отвечено на все вопросы, ставлю 3 балла (высокий уровень обучаемости). Если отвечено на 3-4 вопроса, ставлю 2 балла (средний уровень обучаемости). Если отвечено на 2 и менее вопроса, ставлю 1 балл (низкий уровень обучаемости). Подобным образом провожу анализ сформированности умений и навыков устной речи, аудирования и  письма. Все данные я заношу в карту развития ученика, проанализировав которую, я определяю уровень обучаемости учащихся по своему предмету. (Приложение №6).

Работоспособность учащихся я определяю через педагогическое наблюдение, используя следующие критерии:

  • высокий уровень: ученик сохраняет работоспособность в течение всех уроков;

  • средний уровень: ученик сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня;

  • низкий уровень: ученик обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости, и раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок и т.д.

 Я отслеживаю обучаемость и работоспособность учащихся в течение учебного года. Одновременно работаю в тесном контакте с психологом над развитием у детей психических процессов, что ведёт к повышению их учебных возможностей. В конце 1-ого полугодия и в конце учебного года после диагностики я корректирую таблицу обучаемости и работоспособности учащихся: кто-то из детей с низкой обучаемостью и работоспособностью перейдёт в среднюю,  кто-то из средней  в высокую. Таким образом, учащиеся переходят от одного образовательного уровня к другому, более высокому, что и является результатом нашей работы.  

Для индивидуального подхода психологом ведутся психолого-педагогические карты на каждого ребенка.  Карта содержит результаты как психолого-педагогической диагностики, так и результаты наблюдений ребенка психологом, педагогом, социальным работником, логопедом и медработником, что способствует созданию комплексной характеристики ребёнка. (Приложение №7.).

Согласившись с мнением доктора психологических наук, заведующей лабораторией психологии Психологического института РАО, профессором кафедры психологии МПГУ Митиной Л. М. , что «те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребёнка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализациии», считаю, что  педагог, в известном смысле, может и должен являться «заказчиком» по отношению  к психологу, формулируя запрос, как обучать конкретного ребёнка с определённой проблемой. Психолог, в свою очередь, помогает определить, какие проблемы можно решить средствами только обучения, а какие требуют специфической коррекционной работы. Причём педагога необходимо вооружить стратегией работы, чтобы тактические вопросы он мог решать самостоятельно. Реальное взаимодействие между психологом и педагогом возможно в том случае, если обе стороны говорят друг с другом на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций.