СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение.Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление педагога  на педсовете по теме  "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"

Просмотр содержимого документа
«Сообщение.Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения.»

Выступление заместителя директора по УВР Картавцевой Н.В.

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения.

(Сл1)В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».

(Сл2)Следовательно, важным условием реализации ФГОС в общеобразовательной организации является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

(Сл3)Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

(Сл4)К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

  • интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

  • коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.

  • информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.

  • рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день педагогу необходимо обладать определенным набором компетенций.

(Сл5)Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Система повышения квалификации.Образование.

  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

  • Самообразование педагогов.

  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.

  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

  • Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.


Остановимся на некоторых пунктах подробнее, рассмотрим уровень владения профессиональными компетенциями нашими педагогами и пути его повышения.












(Сл6) Система повышения квалификации

Прохождение курсов повышения квалификации за 3 года

Мониторинг прохождения курсов за 3 учебных года показывает, что в нашей образовательной организации достаточно активно проходит обучение всех педагогов на курсах повышения квалификации (раз в 3 года). В этом учебном году (второе полугодие) 5 педагогов записаны на курсы в НИПКиПРО, 6 педагогов проходят КПК дистанционно (один из них проходит переподготовку по географии). Учитель технологии и искусства обучается заочно в НГПУ, воспитатель в педколледже им. Макаренко. Однако,есть педагоги (в том числе и воспитатели), которые преподают предметы не в соответствии со специальностью, прописанной в дипломе об образовании. Это немецкий язык(2 педагога), география(2 педагога), экономика (1 педагог), физическая культура (1 педагог), технология и искусство (1 педагог), воспитатель (2). Можно сделать вывод о том, что на ближайший учебный год перед педагогами стоит задача о прохождение профессиональной переподготовки на базе педагогического или иного высшего или среднего профессионального образования.

(Сл7) Образование


По данным мониторинга из 21педагога (в том числе, администрация) высшее образование имеют 14 педагогов(67%), среднее профессиональное 7(33%)- среди них только 1 педагог учится на заочном обучении. Поэтому, педагогам имеющим среднее профессиональное образования необходимо поступление в ВУЗ.






(Сл8)Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста

профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация - это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.

Квалификационная структура кадрового корпуса



















В течение трёх последних лет изменилась квалификационная структура кадрового корпуса ОО. Уменьшилось количество педагогов с первой квалификационной категорией, на соответствие занимаемой должности увеличилось, так как к школе присоединили дошкольную группу. Не все педагоги аттестованы (один воспитатель вышел из декретного отпуска, один принят с 1.09.2016г). Подтвердила первую категорию соцпедагог. Защитилась на высшую категорию учитель химии и биологии Савенкова И.Г.заместитель директора по УВР. В ближайшее время планирует подать на первую кв.категорию учитель физической культуры ,воспитатели на соот.занимаемой должности. Однако в ОО недостаточно учителей с высшей категорией, что свидетельствует о дальнейшем развитии кадрового корпуса.

(Сл9)Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов

деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;

  • изучение современных психологических и педагогических методик;

  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;

  • просмотр телепередач, чтение прессы.

  • знакомство с педагогической и методической литературой.

  • использование интернет - ресурсов;

  • демонстрация собственного педагогического опыта;

В данном направлении педагоги школы активно посещают районные предметные семинары, конференции, круглые столы на базе УО (пропускают исключительно по уважительным причинам), а так же выездные - в школы района. 5 педагогов делились опытом работы по теме «Проектная деятельность» на районном семинаре заместителей директоров по УВР в 2015году (показывали мастер-классы, открытые уроки). Следует отметить повышение активности участия педагогических работников в тематических семинарах, вебинарах. Фиксируется повышение уровня владения информационными технологиями. В 2015-2016 г 50% учителей стали участниками сетевых педагогических сообществ, 30% имеют публикации на образовательных сайтах. Более 50% имеют собственные сайты, где демонстрируют собственный педагогический опыт


Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять образовательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников с внедрение ФГОС НОО и ООО, освоение современных педагогических технологий (в том числе проектно-исследовательская деятельность).

(Сл10)Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства

Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.

Однако, на протяжении 3-х лет учителя нашей школы достаточно успешно принимали участие в конкурсе «Учитель года».


ФИО педагога (руководителя) участника конкурса с указанием должности

Название конкурса

(полностью как в положении или приказе)

Дата проведения конкурса

Результат участия (участник или призёр, с указанием места)

Лазовская Светлана Леонидовна

Областной профессиональный конкурс «Лучшая разработка образовательных программ по математике»

Ноябрь 2015г

Благодарность в номинации «Рабочая программа учебного предмета»

Петрушина Любовь Давыдовна

Областная предметная олимпиада «Учитель физики - Профессионал» (очная форма)

Ноябрь 2015г

Призёр

Савенкова Ирина Геннадьевна

Областная предметная олимпиада «Учитель химии- Профессионал» (очная форма)

Ноябрь 2015г

Участник


Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

(Сл11)Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

(Сл12)Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.

Таким образом, мы видим, что одна из задач методической работы в школе в условиях реализации ФГОС - обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к ходе реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников - главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.

(СЛ)В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача - «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых, я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».



Образование