Выступление заместителя директора по УВР Картавцевой Н.В.
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения.
(Сл1)В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».
(Сл2)Следовательно, важным условием реализации ФГОС в общеобразовательной организации является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.
(Сл3)Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
(Сл4)К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день педагогу необходимо обладать определенным набором компетенций.
(Сл5)Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Система повышения квалификации.Образование.
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Остановимся на некоторых пунктах подробнее, рассмотрим уровень владения профессиональными компетенциями нашими педагогами и пути его повышения.
(Сл6) Система повышения квалификации
Прохождение курсов повышения квалификации за 3 года
![]()
Мониторинг прохождения курсов за 3 учебных года показывает, что в нашей образовательной организации достаточно активно проходит обучение всех педагогов на курсах повышения квалификации (раз в 3 года). В этом учебном году (второе полугодие) 5 педагогов записаны на курсы в НИПКиПРО, 6 педагогов проходят КПК дистанционно (один из них проходит переподготовку по географии). Учитель технологии и искусства обучается заочно в НГПУ, воспитатель в педколледже им. Макаренко. Однако,есть педагоги (в том числе и воспитатели), которые преподают предметы не в соответствии со специальностью, прописанной в дипломе об образовании. Это немецкий язык(2 педагога), география(2 педагога), экономика (1 педагог), физическая культура (1 педагог), технология и искусство (1 педагог), воспитатель (2). Можно сделать вывод о том, что на ближайший учебный год перед педагогами стоит задача о прохождение профессиональной переподготовки на базе педагогического или иного высшего или среднего профессионального образования.
(Сл7) Образование
По данным мониторинга из 21педагога (в том числе, администрация) высшее образование имеют 14 педагогов(67%), среднее профессиональное 7(33%)- среди них только 1 педагог учится на заочном обучении. Поэтому, педагогам имеющим среднее профессиональное образования необходимо поступление в ВУЗ.
(Сл8)Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста
профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация - это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.
Квалификационная структура кадрового корпуса
![]()
В течение трёх последних лет изменилась квалификационная структура кадрового корпуса ОО. Уменьшилось количество педагогов с первой квалификационной категорией, на соответствие занимаемой должности увеличилось, так как к школе присоединили дошкольную группу. Не все педагоги аттестованы (один воспитатель вышел из декретного отпуска, один принят с 1.09.2016г). Подтвердила первую категорию соцпедагог. Защитилась на высшую категорию учитель химии и биологии Савенкова И.Г.заместитель директора по УВР. В ближайшее время планирует подать на первую кв.категорию учитель физической культуры ,воспитатели на соот.занимаемой должности. Однако в ОО недостаточно учителей с высшей категорией, что свидетельствует о дальнейшем развитии кадрового корпуса.
(Сл9)Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов
деятельности:
систематическое повышение квалификации;
изучение современных психологических и педагогических методик;
участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
просмотр телепередач, чтение прессы.
знакомство с педагогической и методической литературой.
использование интернет - ресурсов;
демонстрация собственного педагогического опыта;
В данном направлении педагоги школы активно посещают районные предметные семинары, конференции, круглые столы на базе УО (пропускают исключительно по уважительным причинам), а так же выездные - в школы района. 5 педагогов делились опытом работы по теме «Проектная деятельность» на районном семинаре заместителей директоров по УВР в 2015году (показывали мастер-классы, открытые уроки). Следует отметить повышение активности участия педагогических работников в тематических семинарах, вебинарах. Фиксируется повышение уровня владения информационными технологиями. В 2015-2016 г 50% учителей стали участниками сетевых педагогических сообществ, 30% имеют публикации на образовательных сайтах. Более 50% имеют собственные сайты, где демонстрируют собственный педагогический опыт
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять образовательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников с внедрение ФГОС НОО и ООО, освоение современных педагогических технологий (в том числе проектно-исследовательская деятельность).
(Сл10)Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства
Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.
Однако, на протяжении 3-х лет учителя нашей школы достаточно успешно принимали участие в конкурсе «Учитель года».
ФИО педагога (руководителя) участника конкурса с указанием должности | Название конкурса (полностью как в положении или приказе) | Дата проведения конкурса | Результат участия (участник или призёр, с указанием места) |
Лазовская Светлана Леонидовна | Областной профессиональный конкурс «Лучшая разработка образовательных программ по математике» | Ноябрь 2015г | Благодарность в номинации «Рабочая программа учебного предмета» |
Петрушина Любовь Давыдовна | Областная предметная олимпиада «Учитель физики - Профессионал» (очная форма) | Ноябрь 2015г | Призёр |
Савенкова Ирина Геннадьевна | Областная предметная олимпиада «Учитель химии- Профессионал» (очная форма) | Ноябрь 2015г | Участник |
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
(Сл11)Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
(Сл12)Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.
Таким образом, мы видим, что одна из задач методической работы в школе в условиях реализации ФГОС - обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к ходе реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.
Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников - главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.
(СЛ)В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача - «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых, я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Образование
![]()