Сообщение: Рекомендации по развитию у учащихся правильных речевых навыков.
Учитель-логопед: Затынайченко Л.И.
Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, вызвать неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.
В основном, у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восприятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать свои мысли.
Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушение нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют неправильную речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи. Своевременно не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправлению, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков.
Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи ребёнка является потребность высказываний. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержания материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
Третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.
Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).
На уроках и занятиях необходимо:
- всесторонне развивать личность учащегося;
- учитывать возрастные особенности детей;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
- добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
- широко использовать наглядность, различные игровые приемы;
- заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки;
- следить за правильным произношением звуков детей;
- давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии ( ребенка важно научить определять место заданного звука в слове, делить слова на слоги; осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук);
- правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной речи;
- Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительности речи);
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…);
- Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
- Развитие связной речи (составление рассказов по картинке…)
- Развитие грамматического строя речи (составление предложений (нераспростран. и распростр.) по предметным, сюжетным картинкам, с заданными словами, т.д.)
- Задания и упражнения, направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.
- поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях школы, под контролем учителя, воспитателя, логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи, т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии.
Начало формы
Конец формы