Урок 83 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; создать условия для формирования умения работать с графической информацией |
Тип урока | Постановочный |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, оперируют базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия и термины | Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол |
Образовательные ресурсы | Схема «Части речи» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Веселый щенок громко лает | Списывают с образца | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи учебник, с. 38 | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | На доске расположены слова. Щенок, веселый, лает, машина, красная, проехала, прошел, дождь, весенний - Рассмотрите слова на доске. Распределите эти слова на три группы. - как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? – Прочитайте название раздела, с которым начинаем знакомиться. – Чему будем учиться? – Прочитайте вопрос, на который мы должны найти ответ. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | Читают слова. распределяют их в три группы. – Части речи. Читают. – Что такое части речи? | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа с рисунком упр. 68 | Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий, практический. Работа с рисунком, беседа, письмо | – Рассмотрите рисунок. Определите его тему. – Выполните задания к рисунку. – Составьте по рисунку предложение. Запишите его | Работают с рисунком. Определяют тему. Отвечают на вопросы к рисунку. Составляют по рисунку предложение. Записывают его | Извлекают информацию из рисунка. Распознают названия предметов, их признаки, действия. Размышляют, высказывают свое мнение | Беседа по рисунку, письмо |
2. Части речи. Правило. Схема «Части речи» учебник, с. 40– 41, упр. 69 | Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение, работа со схемой, беседа | – Прочитайте правило. Что нового для себя вы узнали? Организует работу со схемой «Части речи» | Читают правило, работают со схемой «Части речи», отвечают на вопросы учителя | Овладевают умением работать со схемой, извлекать из нее информацию. Осмысленно отвечают на вопросы учителя | Беседа по схеме |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Если я назову слово, обозначающее предмет вы хлопаете, если слово-признак – прыгаете, если действие – садитесь. Машина, красный, гулять, теплый, взял, парта, открывать, белка, ласковый | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие речи. Части речи в «Сказке о рыбаке и рыбке» (упр. 70) | Индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. Из какой сказки эти слова? Расскажите начало сказки. – К каким частям речи относятся слова каждой группы? – Составьте и запишите предложение | Рассказывают начало сказки. 1. Существительные. 2. Существительные. 3. Прилагательные. 4. Глаголы | По набору слов определяют название сказки, рассказывают ее начало, соблюдая логику повествования. Классифицируют слова по частям речи. Умеют работать со схемой | Рассказ, работа со схемой, беседа, письмо |
2. Части речи Упр. 72 | Индивидуальная. Практический. Письмо | Организует работу учащихся с упражнениями, контролирует их выполнение | Самостоятельно читают предложения, записывают выбранное по памяти | Распознают части речи в тексте. Осуществляют синтез | Упражнения |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. Упр. 71(всем) Дополнительные карточки для хорошоуспевающих детей | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |