Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 тел/факс 8(30136)53-3-02 эл.адрес: nbskoshi @ yandex . ru
Педагог-психолог, классный руководитель 3 класса: Халудорова Г.Ш.
Песочная терапия обладает большим образовательным и здоровьесберегающим потенциалом. Она может выступать в качестве ведущего метода психокоррекционного и психопрофилактического воздействия при наличии у ребенка различных форм отклоняющегося развития (аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития и т.д.).
Форма проведения занятий и их содержание определяются психологическими особенностями конкретного ребенка и задачами проводимой с ним работы. В процессе работы может использоваться различный материал: сухой, мокрый и цветной песок.
Использование игр с песком способствует:
- стабилизации эмоционального состояния ребенка;
- развитию навыков коммуникации;
- развитию восприятия (зрительного, тактильного, слухового);
- развитию внимания, мышления, речи, памяти, воображения;
- развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Песочная терапия включает в себя следующие техники: рисование на песке, рисование песком, песочная анимация на песке, отпечатки на песке, создание выпуклых фигур из песка, зарывание в песок предметов и т.д.
Позитивными результатами использования игр с песком в работе с аутичными детьми являются :
- Развитие интереса к окружающему миру и увеличение потребности ребенка узнавать новое, экспериментировать и действовать самостоятельно;
- Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации;
- Снижение психоэмоциональной напряженности;
- Совершенствование предметно-игровой деятельности;
- Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и мелкой моторики.
Песочная терапия - доступная деятельность, которая используется нами при коррекции поведения умственно отсталых детей для снятия напряжения, тревоги, раздражительности и приступов агрессии. Также песочная терапия проводится для активации и стимуляции ребенка, развития мелкой моторики, а позже - для развития взаимодействия и построения диалога при совместной творческой работе.
Виды работы с
песком
Создание
скульптур из песка
Рисование на
песке
Рисование с помощью песка
- Рисование с помощью песка
Песочная анимация
Мы рассматриваем песочницу, во-первых , как среду для диагностики и коррекции личностного развития умственно отсталого ребенка.
Во-вторых , песочница выступает в качестве посредника в установлении контакта с ребенком.
В-третьих , песочная терапия позволяют снять комплекс «плохого художника» - каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.
В-четвертых , песочная терапия не имеет методических ограничений, только общечеловеческие.
В-пятых , песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир ребенка используя широкую палитру цветовой подсветки песочницы.
В-шестых , сказочная инструкция, позволяет не только перенести в песочницу эмоциональное состояние каждого ребенка, но и найти созидательные пути его изменения.
В ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год обучается 1 ребенок с РАС.
Учащийся 3 класса Антонов Матвей.
В сентябре 2023 – январе 2024 было проведено исследование по оценке абилитационного потенциала песочной терапии в работе с учащимся 3 класса.
Используется индивидуальная форма работы с ребенком РАС методом песочной терапии.
Абилитационный потенциал песочной терапии
развитие пространственного воображения, образно-логического мышления;
Сентябрь 2023
10%
нормализация эмоционального фона
Январь 2024
20%
снижение агрессивности
20%
коррекция гиперактивности
40%
20%
развитие речи и мелкой моторики через развитие сенсорного восприятия природного материала
45%
20%
выработка усидчивости, аккуратности, любознательности, самоорганизованности,
внимательности
40%
10%
30%
Следование инструкциям специалиста
10%
Творческое самовыражение
10%
20%
40%
10%
30%
Метод экспертных оценок для определения успешности абилитации методом песочной терапии
С 28 марта 2022 года Матвей принимает участие в Республиканской онлай - выставке творческих работ детей с РАС «Мир один на всех», посвященной Всемирному дню распространения информации об аутизме, на базе ГБОУ "СКОШ №3"