«Сопровождение обучающихся
с ТМНР
в образовательном пространстве в рамках ФАООП (УО) НОО и ОО»
ПОНЯТИЕ
Тяжелое множественное нарушение развития-Совокупность различных психофизических нарушений, преимущественно, вследствие
органического поражения центральной нервной системы;
Высокая степень выраженности нарушений, в первую очередь интеллекта
Потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, ока
Актуальность проблемы обучения детей с ТМНР
Совсем недавно многие дети с ТМНР считались необучаемыми, но на данный момент обучаться может каждый ребёнок.
Обучение таких детей осложнено тем, что часто они не усваивают программу 2 варианта обучения ввиду очень низких психофизических возможностей. Поэтому специалистами, которые работают с конкретным ребёнком, составляется СИПР (специальная индивидуальная программа развития). В СИПР закладывается перечень навыков, которые формируются в процессе обучения. Далее отслеживается уровень сформированности навыков.
Таким образом, справедливо подметить, что СИПР абсолютно индивидуальна уникальна
Цель образования детей с ТМНР
● Введение в культуру общества н нормализация жизни детей в процессе их обучения и воспитания
● Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести проблем
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда
они вырастут. Аристипп древнегреческий философ)
«Функциональная грамотность - одна из составляющих обновлённых ФАОП»
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений А. А. Леонтьев
Простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Математическая грамотность
– способность человека определять и понимать роль математики в обыденной жизни, а также использовать математику для решения задач в разнообразных практических ситуациях, удовлетворяющих потребности гражданина.
-В адаптивной школе уроки математики содействуют формированию математической грамотности посредством различных практических задач, связанных с повседневной личной жизнью обучающегося и его семьи
Естественнонаучная грамотность
– это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам(на сколько это возможно), связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Читательская грамотность
– это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, требуемых обществом и ценных для индивида, с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития.
«… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
Для развития читательской грамотности у детей с ТМНР
необходимо решать следующие коррекционно-развивающие задачи:
-Корректировать и развивать связную устную речь (правильное произношение, пополнение и обогащение словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через составление слов и предложений и проговаривание их.
-Корректировать и развивать память (кратковременную, долговременную).
-Развивать слуховое восприятие (прослушивание инструкций).
-Корректировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости, умение выражать свои чувства) через работу в парах и группах.
Финансовая грамотность -
знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
Креативное мышление -
это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
Креативное мышление
Раннее начало. Чем раньше начинается работа, тем существеннее и значительнее результат.
Окружающая среда, система отношений. Необходимо создать среду и систему отношений, которые стимулировали бы разнообразную творческую деятельность.
Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше.
Свобода выбора деятельности. Желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что напряжение ума пойдёт на пользу.
Помощь взрослых. Нельзя делать за ребёнка то, что он может сам сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Глобальные компетенции
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.