Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в образовательном пространстве коррекционной
школы как условие их успешного социального становления
А.М. Горький утверждал, что игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, умение планировать и согласовывать свои действия с партнерами, справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. В процессе игры ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести на себе ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, социализирующую, коррекционную, коммуникативную, развлекательную. Основными отличительными признаками ролевых игр являются:
- формулирование единой цели всего коллектива;
- определение «штатной» структуры и распределение ролей между участниками игры;
- система взаимодействия участников игры;
- поддержание эмоционального настроя в течение всей игры.
Требования к ролевым играм:
1. Игра должна стимулировать мотивацию обучения, вызывать интерес и желание хорошо выполнить задание.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой участников.
4. Ролевая игра непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у обучаемых чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя участник в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может успешно исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы участники могли в активном общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый материал и максимально подойти к возможному разрешению проблемной ситуации.
Таким образом, ролевая игра – это совместная групповая игра, в которой ее участники с целью рассмотрения и разрешения проблемной ситуации распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли. Помимо воспитательного, игре присущ и дидактический аспект. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра - это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней - наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей. Ведя речь об игре, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет - сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др.
Все эти требования и условия я попыталась учесть при разработке урока по развитию речи «Описание уральской шкатулки», проведенного в рамках учебно – социального проекта «Прикоснись к родному краю». Форма урока – ролевая игра. Сюжет – профессиональный. Учитель – руководитель рекламного агентства. Учащиеся 9 «А» и «Г» классов – сотрудники агентства (копирайтеры – создатели рекламных текстов, фотограф, он же художник, исполнительный директор) должны были описать шкатулку из натурального камня, разработать макет рекламного буклета. Эта работа, на мой взгляд, способствовала социальной адаптации подростков в дальнейшей жизни, раскрывала возможности их самореализации. Игра – это отражение жизни. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. Ролевые игры на уроке необходимо использовать для того, чтобы продемонстрировать ситуацию, в которой участники могут оказаться когда-нибудь в будущем.