СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрываются основные проблемы семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями ребенка

Просмотр содержимого документа
«Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ»

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ    Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ивановская коррекционная школа № 3» Астахова Лилия Владимировна учитель начальных классов

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Ивановская коррекционная школа № 3»

Астахова Лилия Владимировна

учитель начальных классов

Мы исключили эту часть людей из общества, надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить.   Жан Ванье   Аннотация:   В презентации раскрываются основные проблемы семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также описывается психолого-педагогическое сопровождение таких семей.

Мы исключили эту часть людей из общества, надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить. Жан Ванье

Аннотация:   В презентации раскрываются основные проблемы семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также описывается психолого-педагогическое сопровождение таких семей.

Детские годы – самые важные в жизни каждого человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов. Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В федеральном Законе от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования,
  • Детские годы – самые важные в жизни каждого человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов. Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В федеральном Законе от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования,
Семейном кодексе Российской Федерации подчёркивается, что «…родители являются первыми педагогами ребенка». В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. По мнению исследователей, то каким вырастет ребенок, какие черты характера у него сформируются, на 70% зависит от родителей .
  • Семейном кодексе Российской Федерации подчёркивается, что «…родители являются первыми педагогами ребенка». В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. По мнению исследователей, то каким вырастет ребенок, какие черты характера у него сформируются, на 70% зависит от родителей .
Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все».
  • Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все».
Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.
  • Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.
В последнее время педагоги образовательных учреждений в своей практике все чаще сталкиваются с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По статистическим данным за последние годы доля здоровых детей среди новорожденных снизилась с 48,3% до 36,5% [2, с. 109]. По оценке Всемирной Организации Здоровья, (ВОЗ) сегодня в мире около 10% детей с психофизическими, интеллектуальными и иными нарушениями, среди них немалое количество детей дошкольного возраста
  • В последнее время педагоги образовательных учреждений в своей практике все чаще сталкиваются с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По статистическим данным за последние годы доля здоровых детей среди новорожденных снизилась с 48,3% до 36,5% [2, с. 109]. По оценке Всемирной Организации Здоровья, (ВОЗ) сегодня в мире около 10% детей с психофизическими, интеллектуальными и иными нарушениями, среди них немалое количество детей дошкольного возраста
Совсем недавно в педагогический словарь добавилось новое определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это особая категория детей, они отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
  • Совсем недавно в педагогический словарь добавилось новое определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это особая категория детей, они отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. В настоящий момент сопровождение этих детей стало актуальной проблемой.
  • Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. В настоящий момент сопровождение этих детей стало актуальной проблемой.
В данное время термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. А в психологии «сопровождение» – это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности
  • В данное время термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. А в психологии «сопровождение» – это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности
Термин «сопровождение» и «поддержка» используются как синонимы для обозначения системы деятельности психолога, как особого вида оказания психологической помощи. А что означает термин «сопровождать»? В словаре русского языка С.И. Ожегова «сопровождать» трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»
  • Термин «сопровождение» и «поддержка» используются как синонимы для обозначения системы деятельности психолога, как особого вида оказания психологической помощи. А что означает термин «сопровождать»? В словаре русского языка С.И. Ожегова «сопровождать» трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования. Что позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
  • Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования. Что позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создать условия для полноценного развития детей с ОВЗ
  • Технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создать условия для полноценного развития детей с ОВЗ
 Основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ : 1. Умышленное ограничение в общении. Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

Основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ :

  • 1. Умышленное ограничение в общении. Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека. Является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Дети окружены излишней заботой, начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, либо инфантильны, часто манипулируют взрослыми, требуют повышенного внимания. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест». 3. Воспитание ребенка по типу «кумир семьи». Проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.
  • 2. Гиперопека. Является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Дети окружены излишней заботой, начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, либо инфантильны, часто манипулируют взрослыми, требуют повышенного внимания. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
  • 3. Воспитание ребенка по типу «кумир семьи». Проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.
4. Эмоциональное отвержение. Воспитание посредством лишения любви, либо посредством вызова чувства вины. 5. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка. Не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
  • 4. Эмоциональное отвержение. Воспитание посредством лишения любви, либо посредством вызова чувства вины.
  • 5. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка. Не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
В помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только дети, но их родители. Родителям в первую очередь нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Результаты исследования определили поиск новых подходов и методов в работе с семьей. Совместная работа специалиста и педагогов (педагог-психолог, социальный педагог, учитель) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах, делает родителей действительно участниками образовательного процесса. 
  • В помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только дети, но их родители. Родителям в первую очередь нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Результаты исследования определили поиск новых подходов и методов в работе с семьей. Совместная работа специалиста и педагогов (педагог-психолог, социальный педагог, учитель) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах, делает родителей действительно участниками образовательного процесса. 
Оптимальные этапы психологического сопровождения родителей, имеющих ребенка с ОВЗ: 1. Диагностический блок (диагностика позиции родителей, особенностей детско-родительских отношений, воспитательных умений родителей, динамики развития семейной ситуации). 2. Развивающий блок (тренинги общения для родителей, имеющих детей с особыми возможностями здоровья, родительской позиции).

Оптимальные этапы психологического сопровождения родителей, имеющих ребенка с ОВЗ:

  • 1. Диагностический блок (диагностика позиции родителей, особенностей детско-родительских отношений, воспитательных умений родителей, динамики развития семейной ситуации).
  • 2. Развивающий блок (тренинги общения для родителей, имеющих детей с особыми возможностями здоровья, родительской позиции).
3. Просветительский блок (памятки, буклеты, рекомендации). 4. Консультативный блок (особенности консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ, этапы консультирования). 5. Профилактический блок (тренинги снятия напряжения, тревожности, формирования жизненной стойкости)
  • 3. Просветительский блок (памятки, буклеты, рекомендации).
  • 4. Консультативный блок (особенности консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ, этапы консультирования).
  • 5. Профилактический блок (тренинги снятия напряжения, тревожности, формирования жизненной стойкости)
В работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, нами используется индивидуальный подход, что позволяет каждого обратившегося за консультацией родителя нацелить на достижение положительного результата своего ребенка.
  • В работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, нами используется индивидуальный подход, что позволяет каждого обратившегося за консультацией родителя нацелить на достижение положительного результата своего ребенка.
В нашем учреждении мы применяем активные формы и методы работы с родителями:  индивидуальные беседы;  общие и групповые консультации, рекомендации на стендах, дни открытых дверей; выставки детских работ; совместные беседы с родителями и детьми, семинары-практикумы.
  • В нашем учреждении мы применяем активные формы и методы работы с родителями:  индивидуальные беседы;  общие и групповые консультации, рекомендации на стендах, дни открытых дверей; выставки детских работ; совместные беседы с родителями и детьми, семинары-практикумы.