СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопровождение построения индивидуального образовательного маршрута учащихся как эффективное средство достижения метапредметных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показано, каким образом в деятельности учителя происходит сопровождение построения индивидуального образовательного маршрута для достижения метапредметных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Сопровождение построения индивидуального образовательного маршрута учащихся как эффективное средство достижения метапредметных результатов»

Сопровождение построения индивидуального образовательного маршрута учащихся как эффективное средство достижения метапредметных результатов

Е.А.Карая

учитель начальных классов


В современных условиях проблема педагогического сопровождения становится все более актуальной. В федеральных государственных стандартах второго поколения говорится о том, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”[7]. (слайд2) Эти универсальные учебные действия (УУД) носят название метапредметных результатов, которые являются основой для развития личности, так как включают в себя: целеполагание, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Одним из возможных путей решения этой задачи является создание индивидуальных маршрутов, которые представляют собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

В основе опыта использования ИОМ лежат работы классиков и современников психологической науки: Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Георгия Алексеевича Ковалева, Бориса Данииловича Эльконина.

(слайд3) Наиболее оптимальным считаю понятие, которое предлагают Светлана Викторовна Воробьева, Алла Прокофьевна Тряпицына, представляя под индивидуальным образовательным маршрутом проектируемую дифференцированную программу, предоставляющую учащимся право выбора, разработки и реализации образовательной программы совместно с учителем [1].

(слайд4)Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, обучающегося и его родителей, в создании условий для максимального успешного обучения конкретного школьника.

В моем классе учатся ученики разного уровня учебной мотивации, с разными темпами развития. (слайд5) Проведя диагностику школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой в октябре 2014г. и сравнив ее с результатами диагностики в мае 2015 учебного года, мы увидели, что значительно увеличился процент детей с высоким и средним уровнем мотивации. Таким образом, внедрение технологии индивидуальных образовательных маршрутов эффективно сказалось на учебном процессе и развитии личности воспитанников.

В своем выступлении постараюсь рассказать, каким образом в деятельности учителя происходит сопровождение построения индивидуального образовательного маршрута для достижения метапредметных результатов. (слайд6)

На первом этапе совместно с психологом мы подбираем комплекс диагностических методик для обследования развития учащихся. Затем осуществляется диагностика каждого учащегося и обработка результатов. Анализ полученных материалов позволяет дать психолого-педагогическую характеристику каждому ученику и определяет приоритеты и темпы его развития, уровни его возможностей и т. д. На данном этапе вырабатываются рекомендации для разработки индивидуальных образовательных маршрутов школьников.

На втором этапе проходит апробация выбранной модели индивидуализации образования, формирование «групп»[8].

В каждом классе есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. В процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. (слайд7)

  1. Образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития и высоким уровнем учебной мотивации «Могу больше чем умею!» Для таких учащихся обеспечивается индивидуальный образовательный маршрут через научно-исследовательскую и проектную деятельность. Это направление позволяет сделать обучение интересным, расширить кругозор ребенка, а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у учащегося. Так же организуется работа по подготовке школьников к различным конкурсам, олимпиадам. Так, учащиеся класса, работая по ИОМ, стали победителями и призерами в конкурсах различной направленности. (слайд8)

2. Образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении «Стремлюсь к знаниям!» Для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении обеспечивается индивидуальный образовательный маршрут через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, дифференцированные задания, организацию проектно-групповой деятельности. Это направление позволяет повысить уровень учебной мотивации, развить метапредметные УУД. Так во время урока, можно организовать небольшую театрализацию процесса деления при изучении темы «Деление» во втором классе. С помощью маршрутного листа, ученик поэтапно выполняет практические задачи сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно. В маршрутном листе отмечается результат работы: что получилось, чему научился, а что еще осталось непонятым. (слайд9)

Третий этап - заключительно - обобщающий, где происходит фиксация продвижения. Мониторинг реализации индивидуальных образовательных маршрутов осуществляется через различные способы контроля каждого учащегося на основе разработанных оценочных карт и таблиц учителя, самооценки, взаимооценивания со стороны соучеников, использование разнообразных оценочных шкал.

(слайд10)Наиболее интересно и ярко проходит «Конкурс маршрутов», когда ученики защищают пройденный маршрут, говорят о его проблемах и достижениях.

В процессе обучения для реализации учеником индивидуального образовательного маршрута применяются различные методы, формы и средства работы. Уроки проходят в форме соревнований, путешествий, экскурсий, деловых игр, бесед.

(слайд11)Для реализации маршрута «Могу больше чем умею!» проводятся олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны. Применяются проектные, исследовательские, проблемные ситуации, в которых учащиеся включаются в атмосферу научного поиска, сами делают выводы. Предлагаются упражнения на развитие умения видеть проблему, задания для проведения экспериментов, используется интерактивная доска, система электронного опроса [5]

(слайд12)Для реализации маршрута «Стремлюсь к знаниям! » используются объяснительно-иллюстративный метод, практический метод, метод делового общения, электронные средства обучения, таблицы, опорные схемы. Проводятся упражнения на конструирование графического образа, на нахождение общих и различных признаков предметов. Например, игры «Закончи фразу», «Почему это происходит», «Назови отличие», «Ассоциации». «Подбери действия, противоположные данным» [6]

Для каждого маршрута подбираются карточки-задания разного уровня для организации самостоятельной работы.

Стараюсь организовать деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела. В разговоре с детьми учитель старается подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на конкретные факты.

Такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности.

Анализ полученных результатов позволяет нам сделать вывод об эффективности использования индивидуальных образовательных маршрутов.

(слайд13)В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами:

• реализуется положительная динамика качества обучения в классе;

• повышается уровень предметных и метапредметных результатов;

•повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности;

• увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад.

Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования (слайд14)



Список использованной литературы

1. Абакумова И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков [Текст] // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2008. № 3. С. 6

2. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

3. Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одарённости. [Текст] - М. Академия, 2003., С. 125

4. Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одарённые дети»: опыт реализации, перспективы. // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2003.№ 1. С. 51.

5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. [Текст] - М.: НИИ школьных технологий, 2005.с.154

6. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления [Текст]/ Е.Е. Туник - М.: Парус, 2006. С.352.

7. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/599535/

8. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. [Текст] – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000, с.195