Просмотр содержимого документа
«Сопровождение программы «Школа родительской любви»»
Планирование и организация просвещения родителей через реализацию программы «Школа родительской любви»
ВЫПОЛНИЛИ:
Лыщик Марина Тадеушевна,
МБОУ ОШ № 14 г. Мончегорск
объект исследования - организация родительского просвещения предмет - программа для родителей по основам детской психологии и педагогике цель - повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и развития личности детей, через реализацию программы родительского всеобуча
Гипотеза: Системное освоение программы для родителей по основам детской психологии и педагогике в полном объеме позволит:
- выстраивать позитивные детско-родительские отношения;
- грамотно разрешать споры и конфликтные ситуации в семье;
- повысить уровень правовой культуры в области семейного права;
- формировать и повышать экономическую грамотность семьи;
- пропагандировать семейные традиции и ценности российской семьи.
В соответствии с пунктом 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. N 2876-Пр
по итогам встречи с участниками форума «Качественное образование во имя страны»
Региональная образовательная программа «Основы детской психологии и педагогики»
авторы-составители: Ткач Н. Ф., ректор ГАУДПО МО «ИРО»; Стрельская Н. И., проректор по научно-методической работе ГАУДПО МО «ИРО», Сапачева Л. Р., доцент ГАУДПО МО «ИРО», Ковалева И. Ю., доцент ГАУДПО МО «ИРО», Нечаева К. М., доцент ГАУДПО МО «ИРО»
Категория слушателей : родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся 1-9 классы.
Формы реализации программы : очная; очно-заочная, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары, видеолекции в сети «Интернет», социальные сети, электронная почта).
Объем программы: 72 часа. Программа рассчитана на 9 лет обучения.
Межведомственный подход.
(сотрудничество со специалистами правоохранительных органов, ЦПМСП «Доверие», городского ЦЗН, учреждений культуры и здравоохранения.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить родителей с основами психологических, педагогических и правовых знаний, необходимых для эффективного построения семейных, в т.ч. детско-родительских отношений и благоприятного формирования личности детей.
Формирующие (развивающие ):
- формировать мотивацию родителей к работе над собой, самопознанию и самосовершенствованию в сфере семейных отношений;
- формировать навыки эффективной семейной коммуникации, эмпатии и толерантности в детско-родительских отношениях;
- развивать умение родителей оказывать детям помощь и поддержку в решении актуальных жизненных задач.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное и ценностно-ориентированное отношение к институту семьи в целом и к построению своей семьи в частности;
- воспитывать уважительное отношение к личности ребенка, понимание ценности и неповторимости его внутреннего мира, понимание основного принципа взаимодействия с ребенком - «не навреди»;
- способствовать воспитанию чувства ответственности за формирование благоприятной семейной среды для развития и становления личности ребенка.
Этапы реализации курса:
- Подготовительный (диагностический).
- Основной этап . Взаимодействие с родителями проходит по результатам диагностики.
- Заключительный (итоговый). Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.
При организации занятий учитываются основные принципы организации педагогического просвещения родителей:
- Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка.
- Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала.
- Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала.
По окончании реализации программы родители должны: знать:
- психолого-педагогические основы воспитания, формирования личности и развития способностей ребенка в условиях семьи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- закономерности создания наиболее благоприятных семейных условий для полноценного и гармоничного развития ребенка;
- основные методы и приемы психолого-педагогической помощи и поддержки детей в семье;
- основы коммуникативной грамоты;
уметь:
- использовать на практике современные методы и приемы воспитания и психолого-педагогической поддержки детей в условиях семьи;
- создавать в условиях семьи благоприятную психологическую атмосферу для развития и самореализации ребенка;
- эффективно и с соблюдением этических норм выстраивать семейные взаимоотношения, в том числе между родителями и детьми;
- анализировать, отбирать и адаптировать к восприятию ребенка информацию, адекватно его возрастным и индивидуальным особенностям;
владеть:
- основными подходами к воспитанию и развитию личности детей в условиях семьи;
- коммуникативной и рефлексивной культурой;
- методами саморегуляции.
Учебно-тематический план
Содержание программы Тема 1. Основы семейной психологии
- Характер эмоциональных связей в семье. Кто эти дети? Дети с ОВЗ. Мотивы родительства, забота и внимание членов семьи. Эмоциональное отношение ребёнка к родителям. Особенности межличностной коммуникации в семье, конфликты и способы их разрешения. Психологическое здоровье. Особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Особенности стрессового состояния у детей. Детская злость и агрессия. Эффективные методы укрепления психологического здоровья ребенка.
- Практические занятия. Методы работы с детьми с задержкой психического развития . Родительское внимание как основа сохранения психического здоровья ребенка. Родительское внимание и эмоциональный мир ребёнка. Психологическое здоровье ребенка.