СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сороки" - фольклорный праздник в старшей разновозрастной группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вместе с героями: Машенькой, Солнышком, Землей-Матушкой, Птицами и Весной дети водят хоровод, поют заклички, танцуют, играют в оркестре и в казачьи игры. В заключении расписывают жаворонков, которых изготовили заранее из соленого теста с воспитателем.

Просмотр содержимого документа
«"Сороки" - фольклорный праздник в старшей разновозрастной группе.»

Сценарий фольклорного праздника «Сороки»

в старшей разновозрастной группе.

Музыкальный руководитель Абдуллаева М.В.

Март 2024г.


Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Оформление зала.

Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна. На экране - лист календаря с названием праздника. На занавесках - поговорки:

Увидел скворца – весна у крыльца.

Сколько проталин – столько и жаворонков.

На Сороки день с ночью меряются.

Зима кончается – весна начинается.

Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

Ведущий:

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День встречи весны – «Сороки» или день весеннего равноденствия мы отмечаем 22 марта.

В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки (Слушание музыки П.Чайковского «Жаворонок» из «Детского альбома»).

Существуют народные приметы: Соро́ки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Соро́ки – жди сорок холодных утренников.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

(Дети выбегают под музыку с бумажными жаворонками на палочках. Останавливаются и читают закличку):


Весна, весна красная,

Приди, весна с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С корнем глубоким,

C хлебом обильным.


Исполняется танец с платочками «Весну звали».

(Дети садятся на стулья).

Ведущий:

Вышли мы погулять, Весну красную встречать.

Необычно это как - то: где искать ее и как?

Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала:

Машенька:

Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать – звать.

Ведущий:

Ждет Маша весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки - ноги ознобила, холод – стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце.

Машенька:

Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!


Исполняется закличка «Солнышко» (а капелла):

Солнышко, солнышко.

Выгляни в окошечко.

Там твои детки, все малолетки!

Лепешки катают, тебя поджидают.


Ведущий:

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

Машенька:

Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко:

Не встретила я Весну, а видела старую Зиму. Она, лютая, от Весны ушла, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. А Весна про то не знает. Иди, красная девица, ищи Весну. Зови ее в свои края.

Ведущий:

Пошла Маша искать Весну, куда солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька:

Земля-матушка, ты Весну не встречала?






Земля-матушка:

Меня Весна разбудила,

К новой жизни пробудила,

Вот уже снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых грез нетерпеливо ждет,

Всё весны дыханием согрето,

Всё вокруг ликует и поет.


Ведущий:

А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька:

Птицы, а вы весну не видели?

Птицы:

Видели, видели!

Это она нас с юга домой позвала.

Ведущий:

Расскажите птицы, где вы бывали?

Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Птицы:

Мы скучали по деревне,

По скворечне, по деревьям.


Исполняется пьеса «Птички» на музыкальных инструментах:

свистульки, металлофон, треугольники, колокольчики.


Ведущий:

А кто приносит Весну-красну на крыльях?

Дети:

Жаворонки.

Ведущий:

Давайте попросим их помочь нам.

Дети:

Жаворонки, жаворОночки!

Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Наскучила,

Руки, ноги отморозила!

Ведущий:

Стала тут и Маша Весну кликать – звать.

Машенька:

Ой, Весна – добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.


Исполняется «Весенний хоровод».


Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нем лежат фигурки птичек из бумаги, на которых-загадки.

Весна:

Я – Весна красна!

Бужу землю ото сна!

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

Ведущий:

Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна:

Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведерка? В одном – тёмном – тёмная ночь живет. В другом – светлом – ясный день.

Ведущий:

Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна:

Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро все тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий:

Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна:

Помогает мне Солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.

Ведущий:

Весна-красна, долго мы тебя ждали: а теперь давайте петь, плясать да играть!

Ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!


Проводится игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.


Весна:

В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки. Не простые, звучащие… (Дети, отгадав птичку, слушают ее пение).

1.Спереди у птички шильце,

Позади у птички вильце!

Сама птичка мала,

А за морем была (ласточка).


2.Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).


3.В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится,

- Ку-ку…ку-ку…

Не стоит опушка,

А птицу эту звать… (кукушка).


4.Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец).


Проводятся игры «Займи домик».

Под музыку дети-птички летают вокруг обручей, с окончанием музыки, стараются быстро занять «гнездо» - домик (обруч). Кто не успел, выходит из игры.


Ведущий:

22 марта на Руси пекли из теста птичек «жаворонков», «куличков», мазали их сладким душистым мёдом.

Мы с вами уже слепили жаворонков из соленого теста, пришла пора расписать их!

Дети рассаживаются за столы, расписывают своих жаворонков и складывают на поднос, чтоб они подсохли.


Ведущий:

Мы встретились с Весною,

О ней мы всё узнали.

Хочу, чтоб о весне, прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Дети под музыку выходят из зал.