Сценарий фольклорного праздника «Сороки»
в старшей разновозрастной группе.
Музыкальный руководитель Абдуллаева М.В.
Март 2024г.
Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Оформление зала.
Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна. На экране - лист календаря с названием праздника. На занавесках - поговорки:
Увидел скворца – весна у крыльца.
Сколько проталин – столько и жаворонков.
На Сороки день с ночью меряются.
Зима кончается – весна начинается.
Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
Ведущий:
В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День встречи весны – «Сороки» или день весеннего равноденствия мы отмечаем 22 марта.
В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки (Слушание музыки П.Чайковского «Жаворонок» из «Детского альбома»).
Существуют народные приметы: Соро́ки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Соро́ки – жди сорок холодных утренников.
По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
(Дети выбегают под музыку с бумажными жаворонками на палочках. Останавливаются и читают закличку):
Весна, весна красная,
Приди, весна с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
C хлебом обильным.
Исполняется танец с платочками «Весну звали».
(Дети садятся на стулья).
Ведущий:
Вышли мы погулять, Весну красную встречать.
Необычно это как - то: где искать ее и как?
Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».
Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала:
Машенька:
Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать – звать.
Ведущий:
Ждет Маша весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки - ноги ознобила, холод – стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце.
Машенька:
Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!
Исполняется закличка «Солнышко» (а капелла):
Солнышко, солнышко.
Выгляни в окошечко.
Там твои детки, все малолетки!
Лепешки катают, тебя поджидают.
Ведущий:
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
Машенька:
Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?
Солнышко:
Не встретила я Весну, а видела старую Зиму. Она, лютая, от Весны ушла, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. А Весна про то не знает. Иди, красная девица, ищи Весну. Зови ее в свои края.
Ведущий:
Пошла Маша искать Весну, куда солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.
Машенька:
Земля-матушка, ты Весну не встречала?
Земля-матушка:
Меня Весна разбудила,
К новой жизни пробудила,
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых грез нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё вокруг ликует и поет.
Ведущий:
А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.
Машенька:
Птицы, а вы весну не видели?
Птицы:
Видели, видели!
Это она нас с юга домой позвала.
Ведущий:
Расскажите птицы, где вы бывали?
Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?
Птицы:
Мы скучали по деревне,
По скворечне, по деревьям.
Исполняется пьеса «Птички» на музыкальных инструментах:
свистульки, металлофон, треугольники, колокольчики.
Ведущий:
А кто приносит Весну-красну на крыльях?
Дети:
Жаворонки.
Ведущий:
Давайте попросим их помочь нам.
Дети:
Жаворонки, жаворОночки!
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да лето теплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Наскучила,
Руки, ноги отморозила!
Ведущий:
Стала тут и Маша Весну кликать – звать.
Машенька:
Ой, Весна – добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.
Исполняется «Весенний хоровод».
Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нем лежат фигурки птичек из бумаги, на которых-загадки.
Весна:
Я – Весна красна!
Бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
Ведущий:
Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна:
Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведерка? В одном – тёмном – тёмная ночь живет. В другом – светлом – ясный день.
Ведущий:
Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна:
Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро все тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Ведущий:
Кто же тебе помогает, Весна-красна?
Весна:
Помогает мне Солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.
Ведущий:
Весна-красна, долго мы тебя ждали: а теперь давайте петь, плясать да играть!
Ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!
Проводится игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
Весна:
В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки. Не простые, звучащие… (Дети, отгадав птичку, слушают ее пение).
1.Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была (ласточка).
2.Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
3.В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится,
- Ку-ку…ку-ку…
Не стоит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
4.Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
Проводятся игры «Займи домик».
Под музыку дети-птички летают вокруг обручей, с окончанием музыки, стараются быстро занять «гнездо» - домик (обруч). Кто не успел, выходит из игры.
Ведущий:
22 марта на Руси пекли из теста птичек «жаворонков», «куличков», мазали их сладким душистым мёдом.
Мы с вами уже слепили жаворонков из соленого теста, пришла пора расписать их!
Дети рассаживаются за столы, расписывают своих жаворонков и складывают на поднос, чтоб они подсохли.
Ведущий:
Мы встретились с Весною,
О ней мы всё узнали.
Хочу, чтоб о весне, прекрасной
Родным вы дома рассказали!
Дети под музыку выходят из зал.