СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сортировка мусора – сохранение природы Родного края»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Сортировка мусора – сохранение природы Родного края»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №45 города Карталы»











Информационно- познавательный проект по теме:

«Сортировка мусора – сохранение природы Родного края»


Автор проекта: Гришаева А.А.,

обучающаяся 6 класса «А»


Наставник проекта: Шаминова В. Г.,

учитель географии














Карталы, 2025 год


Содержание


Введение 3

1. Теоретическая часть 5

1.1 Мусорные проблемы и способы обращения с отходами 5

1.2 Мусоросжигательные заводы (МСЗ) 7

1.3 Раздельный сбор и переработка отходов 8

2. Практическая часть 10

2.2 Создание продукта по теме проекта в виде стенда 10

Заключение 13

Список литературы 15

Интернет источники 16





Введение


Ежегодно в мире на каждого человека образуется около 300 кг твердых бытовых отходов. По различным странам и населенным пунктам этот показатель колеблется от 120 до 650 кг/год. Прирост образования твердых бытовых отходов (ТБО) увеличивается очень быстрыми темпами - от 3 до 12% в год в различных странах. В России, по оценкам, производится более 120 млн. тонн ТБО в год. Только под мусорные свалки в стране отчуждено почти 1 млн. га земель, среди которых много плодородных.

Этот проект направлен на помощь в понимании школьников о важности сбора и сортировки мусора как одним из главных способов сохранения природы Родного края, в частности нашего города Карталы и Карталинского района.

При понимании всей важности сортировки мусора мною был разработан продукт -экологический стенд. На нём информативно и доступно изображены разные виды отходов, и дана краткая информация, сколько данные отходы разлагаются в почве и как они её загрязняют.

Актуальность моего проекта обоснована сложностями, возникающими при сортировке мусора в домашних условиях.

Мой проект охватывает большую и очень важную тему в географии – сохранение природы Родного края.

Что необходимо, чтобы современные люди услышали и поняли важность сортировки, а значит и переработки бытовых отходов? В своём исследовательском проекте попытаюсь ответить на эти вопросы. На мой взгляд, привычка сортировать мусор идёт из семьи, но и окружение, в котором находится гражданин играет большое значение. Мой продукт поможет наглядно представить, сколько по времени разлагается мусор, попадая в Землю, а значит, загрязняет её. К чему может привести такое огромное количество мусора? Почему важно сортировать мусор? В своём исследовании попытаюсь ответить на эти вопросы.

Цель проекта: изучение раздельного сбора мусора и его сортировка для сохранения природы.

Задачи проекта

  1. Изучить источники информации о раздельном сборе мусора и сортировке бытовых отходов для сохранения природы Родного края.

  2. Рассмотреть основные статистические данные по теме раздельного сбора мусора в Челябинской области

  3. Научиться систематизировать знания о раздельном сборе мусора.

  4. Проанализировать имеющуюся информацию и дать свою характеристику по данной проблеме.

  5. Создать информационный стенд по теме проекта, способствующий визуально показать важность раздельного сбора мусора для сохранения природы Родного края.

Практическая значимость: Стенд поможет учащимся представить, что будет с природой, если мусор не сортировать, а хранить на мусорных полигонах. Данный проект можно будет использовать на уроках географии, биологии, экологии и классных часах.











































  1. Теоретическая часть

1.1 Мусорные проблемы и способы обращения с отходами

Известно 3 способа обращения с отходами: захоронить на полигоне (который сначала является свалкой), сжечь на мусоросжигательном заводе и переработать вторично. Эти способы можно назвать разными стадиями опыта обращения с отходами, которые другие страны уже прошли. Стоит их рассмотреть подробнее.

Мусорные полигоны или свалки. Санитарная обстановка вокруг таких полигонов - не из лучших. Но есть и гораздо более опасные следствия, чем грязные и ужасно пахнущие окрестности. Рядом со свалками, как и с кладбищами, жить нельзя, потому что колодцы рыть нельзя. Вода из них - ядовитый коктейль. В 70-е годы ХХ века стало общепризнанным фактом загрязнение рек сточными водами с мусорных свалок. (1) На полигоны свозится много токсичных веществ, причем не только с производств, но и из квартир и домовладений. Только одна «пальчиковая» батарейка заражает солями тяжелых металлов и химикатами 20 кубометров мусора, уже не говоря о ртутных термометрах и лампах, которые также попадают на свалки. По подсчетам ученых, мусор содержит в 100 раз больше отравляющих веществ, чем все армейские арсеналы химического оружия.

Оборудованный мусорный полигон должен иметь изоляцию от проникновения токсичных веществ в грунт и затем - в грунтовые воды. Мусор на нем утрамбовывают и по исчерпании ёмкости захоранивают, т.е. покрывают слоем нейтрального материала и грунтом. На практике полигоны далеко не всегда устроены по правилам, часто под них просто выделяют землю, не заботясь об изоляции.

Специфика хранения делает свалку еще более ядовитой. Горение отходов, из-за поджогов и вследствие самопроизвольных химических реакций, мало с чем сравнимо по эффективности загрязнения окружающей среды. В России, например, свалки горят постоянно.

Вред от свалок для здоровья людей подтверждается многими данными из европейских стран. Особенно это актуально для населения, проживающего вблизи свалок. В Великобритании обследование проводилось особенно масштабно - было охвачено 9565 свалок. У живущих в зоне влияния свалок отмечаются повышенные показатели заболеваемости разными формами рака, врожденных дефектов и замедленного развития у детей. Риск врожденных дефектов для проживающих в пределах 2 км от свалок увеличивается с 1 до 8% по разным системам органов.

Недавно установили, что в недрах мусорных свалок образуется огромное количество метана. С одной стороны, метан способствует локальным взрывам и самовозгораниям, что усиливает загрязнение атмосферы, а затем и почвы. С другой стороны, метан - один из основных парниковых газов.

































    1. Мусоросжигательные заводы (МСЗ)

Долго считались основной альтернативой мусорным свалкам. Во многих регионах мира еще два десятилетия назад планы по утилизации отходов связывали главным образом с МСЗ. Особенно популярными заводы были в странах, где небольшая территория не располагает к накоплению мусорных свалок, - Японии, Швейцарии, Нидерландах и Скандинавии. Но оказалось заводы - крупные источники загрязнения. В настоящее время МСЗ ответственны за треть всех выбросов стойких органических загрязнителей. Особенно опасны диоксины и фураны. Это токсичные компоненты, которые образуются при сжигании любых полимерных материалов и изделий, содержащих хлор, - линолеума, оконных рам и электробытовой техники. К примеру, 50 микрограммов диоксинов достаточно для развития раковых опухолей у 50 тысяч лабораторных животных.

Несмотря на постоянные усовершенствования МСЗ, технологии «термической переработки отходов» по-прежнему входят в число самых «грязных».

Сторонники МСЗ настаивают, что заводы выгодны, они могут приносить прибыль за счет использования тепла, получаемого от сжигания отходов. Жизнь показала, что хотя теоретически на мусоросжигательных заводах можно заработать деньги - на сортировке мусора, на продаже тепло- и электроэнергии, такое производство глубоко дотационно. Сами эти заводы весьма недешевы. Единственный западный МСЗ, который пока соответствует всем экологическим нормам, построен в Германии. Его строительство обошлось более, чем в 800 миллионов долларов.

Все это не могло не стимулировать переработку отходов.













    1. Раздельный сбор и переработка отходов

За переработкой отходов, принципы которой были самым полным образом выражены в концепции Zero Waste - «нуль отходов», или «нуль потерь», стоит революционный переворот во взглядах на использование ресурсов. В этих взглядах есть и экологическая сторона, и этическая, и экономическая.

Экологический подход к отходам предусматривает оценку товаров по устойчивости к переработке. «Хорошие результаты» перерабатываются, а опасные и негодные — выполняются на этапе проектирования. Производители должны стремиться создавать «хорошие» вещи, а государство — их в этом поддерживать.

Этика рекомендуется не выбрасывать полезные вещи, сохраняя их сохранность и вложенный труд. Этот принцип, распространенный в Северной Европе, вдохновил концепцию Zero Waste.

Zero Waste требует изменения круговорота ресурсов, включая в себя сочетание переработки со снижением объемов и токсичности отходов, решающую проблему захоронения, потребление, изменение климата и потери биоразнообразия. Концепция «Ноль отходов» внедряется на государственном уровне в разных странах, демонстрируя существующий прогресс, «нулевую цель», хотя и не достигнутую.

Мировая экономика обеспечивает развитый сектор ресурсосберегающих технологий и управления отходами, обеспечивая занятость более 1,5 млн человек и оборот капитала свыше 160 млрд долларов. Самая сложная часть переработки - сортировка мусора, особенно муниципальных.

Успешным строительством является немецкая система сбора и переработки продукции, основанная на законе 1991 года. Производители, желающие продавать товары в Германии, постепенно приобретают фирменный «зеленый знак» для упаковки, включающий затраты на переработку. Цена значка зависит от изготовления материала и сложности обработки.

Сортировка мусора в немецкой системе осуществляется пользователями и предприятиями-участниками DSD. Потребители либо собирают упаковку в специальные желтые пакеты (Holsystem), либо сортируют ее по контейнерам (Bringsystem). Предприятия-участники закупают пакеты или устанавливают контейнеры, собирают и сортируют мусор, контролируют качество сортировки и предоставляют переработчикам. Переработка отходов осуществляется специальными объединениями DSD, добытые материалы продаются производителем упаковки.


    1. Россия и сортировка мусора

Низкий уровень переработки отходов в России (около 30% от общего объема) при накопленных запасах свыше 80 млрд тонн является серьезной проблемой, приводящей к экологическим и экономическим последствиям. Решение видится в стимулировании перерабатывающей отрасли посредством таких экономических принципов, как плата за оплату, налоговые льготы и льготное кредитование для перерабатывающих предприятий, а также прямое субсидирование деятельности по переработке.

Помимо экономического стимулирования, важны программы работы с населением и обучения муниципальных служащих. Без аналогичных мер, как в случае со странами, Россия рискует утонуть в пакете, 40% ТБО и, по прогнозам, способной роста в 5-10 раз.

Россия ставит цели по увеличению доли отходов переработки до 60% к 2030 году. Однако текущий уровень (около 20% по данным на 2022 год) и накопленные объемы отходов (более 80 млрд тонн) указывают на необходимость значительной динамики. Ключевым фактором успеха является стимулирование перерабатывающей отрасли посредством механизмов: платы за оплату, налоговых льгот и доступного кредитования для предприятий, а также прямого субсидирования.

В 2013 году в Москве образовалось около 10 млн тонн отходов в год (3 млн - промышленные, 1 млн - снос, 3,5 млн - осадки, 3 млн - ТБО). С учетом неучтенных жителей объем ТБО может достигать 4,5-5 млн тонн, общий - 11,5-12 млн тонн. Большая часть мусора вывозится на свалки, около 300 тыс. тонна сжигается без сортировки.

Несмотря на это, есть оптимистичный образ. По необходимости, в Санкт-Петербурге на переработку приходится 15-20% отходов. Эксперименты, которые люди готовы к раздельному сбору. Есть успешные примеры в регионе. Необходимы законы, обязывающие производителей продукции вкладываться в ее переработку. Сейчас перерабатывается лишь 3-4% ТБО. Важно понимать, что справиться можно не только с понятием отходов, но и вернуть средства, «отправленные в мусор».

На пути к эффективному использованию ресурсов в России есть три принципиальные проблемы:

- Несовершенство раздельного сбора ТБО.

- Недостаточное экономическое стимулирование.

- Отсутствие стимулов для развития рынка вторичной продукции.

Преодоление этих проблем зависит от активной позиции граждан, как это было на Западе, или от поиска собственного пути страны.


  1. Практическая часть

    1. Создание продукта по теме проекта в виде стенда


Экологическое образование школьников является важным фактором образовательного процесса, направленной на содействие в них экологическому мышлению, ценностного отношения к природе и поддержке активной природоохранной деятельности.

Создание экостенда в школе кажется актуальным и эффективным с точки зрения экологического просвещения. Это позволяет наглядно представить информацию об экологических проблемах, способах их решения и стимулирует интерес школьников к изучению вопросов охраны окружающей среды.

Создание и использование экостенда в школе обеспечивают повышенную грамотность и формирование экологически ответственного поведения у школьников.

Результаты данного проекта могут быть использованы в других образовательных учреждениях для создания эффективных средств экологического просвещения и повышения особой культуры школьников.

Эта теоретическая часть служит обоснованием необходимости и инновационности проекта, определяет его цели и задачи, а также описывает теоретические основы и методы исследования, которые будут использоваться для достижения поставленных целей.

Вдохновение для создания данного экостенда пришло во время летнего отдыха в Евпатории, где в городском парке был замечен информативный стенд об утилизации отходов. Наблюдение представленной информации о сроках разработки циклических ошибок и их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека оказало сильное влияние и привело к отправной точке для реализации подобного проекта в своей школе.

Реализация проекта проходила в несколько этапов:

Анализ информации и литературы: Тщательное доступное исследование по проблемам классификации мусора, его окружающей среды и возможных способов решения проблем.

Консультация со специалистами: Для получения технической информации и советов была найдена группа в социальной сети ВКонтакте, занимающаяся изготовлением экостендов. Представители группы поделились информацией о стоимости, технологиях и технической документации, условиях для создания стенда.

Для изготовления экостенда потребуются следующие материалы и инструменты:

Лист фанеры.

Пластиковые бутылки разного объема.

Крепежные элементы (саморезы, шурупы).

Принтер для печати информационных наклеек.

Краски, кисти.

Защитный лак (по желанию).

Различные виды мусора (пластик, бумага, стекло, металл, органические отходы) – реальные изображения для видимости.

На первом этапе к листу фанеры были прикреплены пластиковые бутылки, в которые вставлялись отсортированные фрагменты мусора. После распечатки информационных наклеек и их размещения на стенде стало очевидно, что такое решение не рассматривается с точки зрения эстетики.

Было принято решение создать шаблон для размещения табличек с мусором, который бы придал стенду более аккуратный и эстетичный вид.

Изготовление финальной версии экостенда:

Разработан и создан шаблон для крепления табличек.

Изготовлены таблички для каждого вида мусора.

На табличках размещена следующая информация:

Название вида мусора.

Срок его действия в условиях компромисса.

Обзор окружающей среды.

Возможности переработки.

Призыв к логической сортировке.

Таблички с образцами мусора надежно закрепляются на шаблоне.

Финальный вариант стенда покрыт защитным лаком для удаленности.

В ходе реализации проекта возникли в основном технические трудности, связанные с выбором наиболее подходящих фотографий для размещения на стенде, а также с подбором типа бумаги для печатных наклеек, обеспечения безопасности и устойчивости к внешним воздействиям.

Эти трудности были успешно преодолены путем экспериментирования с различными вариантами и заключения соглашения с родителями.

В результате проделанной работы был создан наглядный и информативный экологический стенд, который может использоваться в школе для повышения осведомленности школьников о проблемах сортировки мусора.

Формирование экологического ответственного поведения.

Стимулирование ресурсов в акциях по раздельному сбору мусора и переработке отходов.

Созданный экостенд является не только информационным ресурсом, но и практическим использованием, способствующим формированию культуры у школьников. Именно этот конкретный пример и применяется к действиям, направленным на сохранение природы родного края.





























Заключение



В ходе реализации проекта «Сортировка мусора – сохранение природы родного края» была достигнута поставленная цель – создан информационно-экологический стенд для школ, направленный на повышение осведомленности школьников о проблемах мусора и стимулирование ответственного отношения к окружающей среде.

В процессе работы были решены все поставленные задачи.

Изучены фундаментальные основы проблем мусора и его окружающей среды.

Разработан дизайн и использован наглядный и информативный стенд, включающий информацию о сроках развития различных видов растений, их негативном воздействии на природу и здоровье человека, а также о возможностях развития.

Стенд содержит призывы к раздельному сбору мусора и особым условиям определения количества отходов.

В результате реализации проекта создан практический инструмент, который можно использовать в образовательном процессе для:

Повышения особенностей грамотности школьников.

Формирование у них ценностного отношения к природе.

Увлечения в практической деятельности по сортировке и переработке мусора.

Проблема мусора является актуальной и требует активных действий по ее решению. Экологическое образование и просвещение играет главную роль в ответственном отношении к природе. Создание экостенда – эффективный способ наглядного представления информации об экологических проблемах и стимулирования интереса к их решению. Успешная реализация проекта требует тщательного планирования, подготовки материалов и активного участия школьников.

Результаты проекта могут быть использованы для дальнейшего развития экологического образования в школе. Перспективы развития проекта заключаются в расширении тематики стенда и добавление новых разделов (например, об экономии ресурсов, о переработке различных видов отходов).

Создание интерактивных элементов (викторины, тесты, игры) для привлечения большего внимания к стенду. Организация экскурсий и практических занятий по сортировке мусора на основе материалов стенда. Вовлечение в проект большего числа измерений и учителей. Распространение опыта создания экостенда в других школах.

Практическая инновационность данного проекта заключается в том, что он способствует формированию особой культуры у подрастающего поколения, стимулирует их бережному отношению к природе и активному развитию в разрешении экологических проблем. Созданный Экостенд может стать отправной точкой для реализации других экологических инициатив в школе и в местном сообществе.




Список литературы

  1. Артёмов, А. В. (2019). Экологическое образование и просвещение в школе: теория и практика. М.: Просвещение. (Внимание обеспечивает организацию экологического образования в школе, формирование особой культуры у школьников.)

  2. Бобылев, С. Н., Захаров В. М. (2015). Экономика развития: учебник для вузов. М.: Юрайт. (Рассматриваются вопросы развития, включая управление отходами и ресурсосбережение с экономическими точками зрения.)

  3. Девяткин, Е. В., Сухова Г. М. (2017). Современные технологии переработки отходов: учебное пособие. СПб.: Лань. (О современных технологиях переработки различных видов отходов, включая твердые бытовые отходы.)

  4. Николайкин, Н. И., Николкина Н. Е. (2016). Экология: учебник для вузов. М.: Дрофа. (Общие вопросы экологии, в том числе проблемы загрязнения окружающей среды и управления отходами.)

  5. Смирнова, Н. П. (2018). Раздельный сбор мусора: практическое руководство. М.: Альпина Паблишер. (Практическое руководство по организации раздельного сбора мусора для населения, предприятий и организаций.)

Статьи в научных журналах и сборниках конференций:

  1. Иванова, А. А., Петров С. П. (2020). Формирование собственной культуры школьников путем проектной деятельности . // Наука и школа, (3), 45-52. (Опыт использования проектной деятельности для экологического образования школьников.)

  2. Козлова, Е. Н. (2019). Экологическое просвещение в школе: современные подходы и технологии. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, (4), 112-120. (Современные методы и технологии экологического просвещения в школах.)

  3. Морозова, О. В., Сидорова И. П. (2017). Роль эколого-образовательных проектов в ключевой роли компетентности школьников . // Современные проблемы науки и образования, (5). (Роль экологических проектов в конечном счете является ключевой компетентностью школьников.)

  4. Сергеева, Т. А. (2018). Особенности разделения организации сбора мусора в образовательных учреждениях . // Экология и жизнь, (2), 34-39. (Опыт организации раздельного сбора отходов в образовательных учреждениях.)

  5. Федорова, Н. В., Васильева Е. А. (2015). Проблемы и перспективы развития системы управления твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика, (4), 102-115. (Анализ проблем и перспектив управления твердыми бытовыми отходами в России.)



Интернет источники


  1. Опасный мусор [электронный ресурс]: http://dddkursk.ru/number/1116/new/010843/

  2. Мусор [электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org

  3. Доклад об экологической ситуации в Челябинской области [электронный ресурс]:  https://mineco.gov74.ru/mineco/other/protectingthepublic.htm

  4. Вывоз мусора [электронный ресурс]:  http://kursk.1-top.su

  5.  Экологические проблемы Челябинской области [электронный ресурс]:  https://vtorproekt.com/article/ekologicheskie-problemy-chelyabinskoy-oblasti.html

  6. Раздельный сбор отходов. Инструкция. (Сайт с интерактивной картой пункта приема вторсырья и работников по раздельному сбору отходов) [электронный ресурс]: https://recyclemap.ru/ 

  7. Движение «РазДельный Сбор». Сайт общественного движения, занимающегося продвижением раздела сбора и переработки мусора [электронный ресурс]:  https://rsbor-msk.ru/

  8. Министерство сохранения ресурсов и экологии Российской Федерации. (Официальный сайт министерства с информацией об этой политике и программах) [электронный ресурс]: https://www.mnr.gov.ru/ 

  9. Национальный проект «Экология». (Информация о выходе проекта «Экология», направленном на улучшение ситуации в России) [электронный ресурс]: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ 

  10. Всероссийское общество охраны природы (ВООП). (Сайт общественной организации, занимающейся охраной природы и экологическим просвещением) [электронный ресурс]: https://vooprf.ru/ 

  11.  Тайные знаки на упаковках [электронный ресурс]: https://roscontrol.com

  12. Производство ПЭТ в Челябинске [электронный ресурс]: https://tarkom74.ru/

  13. Экологические проблемы Южного Урала [электронный ресурс]: https://ecoportal.su/public/region/view/1449.html