СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Состав самого витаминного супа". Проектная работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа "Состав самого витаминного супа". Данная работа может проводиться в 3-4 классах.

Просмотр содержимого документа
«"Состав самого витаминного супа". Проектная работа.»

19



СОДЕРЖАНИЕ.


  1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….…. 3

  2. ЭТОТ ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ СУП………………………….5

    1. Мы варили суп, суп…. …………...…….…………...…………………..5

    2. Наш самый «витаминный» суп…….….………………………………..7

    3. Долгая дорога в суп (интересное об овощах)…………………….......11

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….16

    1. Что мы узнали нового ………..……………………………………..…16

    2. Выводы и рекомендации…………...………….……………………...16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………...……………...18

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...19

















  1. ВВЕДЕНИЕ


  1. Актуальность.

В каждом доме, в каждой семье мамы и бабушки обязательно готовят супы. И всегда нам говорят, что суп очень полезен, и за обедом нужно съесть хотя бы «половину тарелочки».

В школьной столовой мы обратили внимание, что наши одноклассники, да и мы тоже, не очень любим есть первое блюдо.

Когда мы спросили у ребят: «Чем же полезен суп?», то мы услышали вот какие ответы:

  • суп очень полезен, потому что в нём лежит мясо;

  • в продуктах, из которых приготовлен суп много витаминов;

  • в супе много овощей;

  • когда дети едят суп, они растут и выздоравливают,

  • горячий суп хорошо есть, когда холодно.

Получается, что все ребята слышали о пользе супа, но чем он полезен, мы слышали только от взрослых. Да и в детском саду воспитатели внимательно следили за тем, чтобы все дети обязательно съедали суп. И все-таки, почему же взрослые так настойчиво просят нас за обедом не отказываться от горячего супчика?

На все эти вопросы сразу и не ответишь, поэтому мы решили выбрать именно эту тему для изучения.

Чтобы узнать что-нибудь интересное о супе мы обратились в школьную и городскую библиотеку. Там нам выдали много книг. Среди них были книги о супе, об овощах, о витаминах.

  1. Цель и задачи.

Цель:

Изучить состав супа и выявить его пользу для организма человека

Задачи:

  1. Отбор и изучение материала по теме

  2. Анализ состава различных супов.

  3. Знакомство с технологией приготовления супов в столовой МКОУ «Большезадоевская СОШ»

  4. Составление практических рекомендаций.

  1. Предмет исследования.

Пища: первые блюда.

  1. Объект исследования.

Супы.

  1. Гипотеза.

Мы предполагаем, что суп – это полезное для организма питание, которое, благодаря витаминам, находящимся в нем, является необходимым.

  1. Методология.

А) работа с научно-популярной, справочной и энциклопедической литературой;

Б) анкетирование;

В) анализ технологии приготовления борща в школьной столовой;

Г) сравнительные и аналитические методы;

Д) метод проектов.












II. ЭТОТ ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ СУП

2.1. Мы варили суп, суп…


В словаре слово «суп» объясняется так: «Жидкое кушанье, представляющее собой отвар (из мяса, рыбы, грибов и т. п.) с приправой из овощей, крупы и т. п.».

Жидкие блюда на русском столе занимают центральное место, а в крестьянском питании ещё в начале этого века они были главным, а иногда и единственным блюдом. Несмотря на это, не было до XVII века в нашем языке собирательного слова обозначающего жидкое блюдо. Были уха, щи, борщи, похлёбки, лапша, кальи (затем рассольники), ушное, а слово «суп» пришло к нам из немецкого языка и получило распространение в Петровскую эпоху.

Вначале так назывались только лёгкие малокалорийные супы европейской кухни в ресторанах, которые содержали иностранные хозяева. Потом это слово приобрело широкий смысл, а теперь супом называют любое жидкое блюдо. Есть даже холодные и сладкие супы, молочные и пивные.

Супы стали привозить иностранцы в Россию консервированными в начале XIX века. Поэтому история консервов в России началась именно с супов. Например, на званом обеде можно было отведать черепаховый суп, изготовленный в Ост Индии, а присланный из Лондона.

Супы являются важной составной частью обеда; они питательны и ими быстро наедаешься; их подают к столу первыми, так как в них много полезных веществ, которые улучшают работу пищеварительных органов, возбуждают аппетит.

В классе мы с ребятами решили нарисовать и устроить «защиту» самого любимого супа. Оказалось, что наши мамы готовят очень много разных супов. В «защите» участвовали почти все ученики нашего класса. Каждый рассказывал про свой суп так хорошо, что многим сразу захотелось его попробовать.

Основой супов служат мясные, грибные, рыбные бульоны, овощные и фруктово – ягодные отвары, а также молоко и квас. Супы на бульонах готовят заправочные, прозрачные и пюреобразные.

Кроме того, что суп нужно правильно приготовить, его необходимо и правильно подать и поесть. Суп подают как в глубоких тарелках, так и в специальных чашках. С тарелкой почти всё ясно. Из неё едят суп ложкой. Правда, до сих пор идут споры, в какую сторону наклонять тарелку, доедая суп, - к себе или от себя.

А вот с чашкой дело обстоит сложнее. Если чашка с одной ручкой – бульон из неё пьют, а заправленный суп едят ложкой. Если же у чашки две ручки – то пить нельзя ни в коем случае. Только ложкой!

Мы в нашем классе на «защите» познакомились с такими супами:

  • уха;

  • борщ;

  • гороховый;

  • с гречкой;

  • фасолевый;

  • куриная лапша;

  • из щавеля;

  • овощной с фрикадельками;

  • щи из свежей капусты.

Получился целый альбом наших любимых супов. Оказалось, что любителей горохового супа и борща оказалось больше. Потом мы решили выбрать самый витаминный суп. Всем, и взрослым и детям, чтобы быть здоровыми нужны витамины, поэтому суп тоже может нам помочь в этом. Общим голосованием «победил» борщ. Чем же он так хорош?





    1. Наш самый «витаминный» суп.


После того, как «победил» борщ после голосования мы стали читать книги и узнали много интересного. Оказывается, борщ - это блюдо, которое считается исконно украинским, но варят его охотно все. Слово «борщ» появилось задолго до того, как появился сам борщ из свёклы. Так называли травянистое дикорастущее растение, и существовал такой совет «по огороду вдоль тына, где крапива растёт, борщ насеять и по весне щи варить, а на зиму сушить и солить». Такие щи стали называть «борщевыми». А само растение так и называется до сих пор Борщевик.

Современный вариант украинских борщей сложился совсем недавно: в рецептуры большинства из них входит картофель, появившийся на Украине в XIX веке.

Борщами называют супы, в которых основную массу составляют свёкла и капуста. Весной и летом капусту можно заменить свекольной ботвой или листьями щавеля.

Ассортимент борщей, как выяснилось, очень велик. Наиболее известны борщ украинский (с салом и чесноком), московский (с мясным набором), флотский (на бульоне с копченостями), сибирский (с фасолью и фрикадельками) и др. Овощи для борщей нарезают соломкой, капусту – шашками, картофель – кубиками. Подают со сметаной и зеленью.

Вместе с одноклассниками мы выбрали борщ с фасолью. В этом супе, на наш взгляд, должно быть больше всего витаминов, потому что в нём много разных овощей, и он не сложен для приготовления. Вот его мы и попытаемся «приготовить». На наш взгляд, если человек умеет варить хоть какой-нибудь суп, то он никогда не останется голодным.

В кастрюлю с кипящей водой положить мясо. Нужно внимательно следить за наступлением закипания, для этого снять крышку и убрать с бульона собравшуюся пену, потом убавить огонь, чтобы бульон был прозрачным. Через час-полтора после начала варки следует добавить соль. Варить бульон не более 1,5 –2часов. После окончания варки мясо вынимают, бульон процеживают, а на бульоне готовят суп.

Чтобы приготовить вкусный и полезный борщ важно, чтобы овощи не варились слишком долго, потому что при длительной варке теряются витамины, поэтому лучше придерживаться наших рекомендаций.

В кипящий бульон или воду кладут нарезанную дольками или брусочками картофель, а через 10 минут – шинкованную свежую капусту, варят 10 – 15 минут, добавляют тушёную или варёную свёклу, нарезанную соломкой. Для того, чтобы сварить борщ с фасолью, нужно заранее фасоль перебрать, промыть, залить холодной водой и варить на слабом огне до готовности. Чтобы уменьшить время варки фасоли её можно предварительно замочить в воде на 4 – 6 часов. Фасоль кладут в борщ за 5 – 10 минут до его готовности. Добавляют обжаренные овощи – лук, морковь, помидоры и варят до готовности. В конце варки добавляют соль, сахар, специи. После того, как суп снят с огня, добавить укроп, петрушку, чеснок.

Закладка. Свёкла - 2 штуки, капуста свежая - полкочана, картофель - 2 - 3 штуки, морковь – 1 штука, репчатый лук – 1 штука, помидор – 1 штука или томат – паста 1 – 2 столовые ложки, фасоль – 40 граммов. Зелень укропа, петрушки, мелко нарезанный чеснок. При подаче добавить сметану.

Внимание! Если борщ слабо окрашен, в него добавляют краску. Для её приготовления используют свёклу, нарезанную тоненькими пластинками. Свёклу заливают горячим бульоном или водой в соотношении 1 : 2, добавляют уксус 30 граммов на 1 литр и доводят до кипения. Затем отвар снимают с огня и настаивают. Процеживают, вводят в конце варки борща, не кипятят.

Все овощи, которые мы предлагаем положить в суп, очень полезны и богаты витаминами. Так, например, картофель богат витаминами С, РР, К, витаминами группы В.

Кочан капусты – кладовая витаминов. Пожалуй, нет ни одного из известных в настоящее время витаминов, который бы не был обнаружен в этом овоще. А витамина С в ней столько же, сколько в апельсинах и лимонах: достаточно съесть 200 граммов сырой капусты, чтобы удовлетворить суточную потребность в этом витамине. Он сохраняется и при квашении капусты. Всё же больше в капусте, по сравнению с другими витаминами, витаминов РР, Е, К, группы В.

Свёкла содержит витамины С и РР.

Морковь по содержанию витаминов А, С, группы В, РР, К, Е превосходит не только все овощи, но даже молочные и мясные продукты. Есть в моркови в достаточном количестве фитонциды (летучие вещества, убивающие микробов).

Помидоры в своих плодах содержат витамины А, группы В, К, РР, С.

Фасоль не только улучшает вкусовые качества блюд, но и содержит витамины А, группы В, К.

Лук и чеснок богаты фитонцидами, кроме того они содержат витамины группы В и витамин С.

В укропе и петрушке находятся ароматные эфирные масла, благодаря которым блюда приобретают неповторимый аромат. Зелень этих растений содержит витамины С, А, К, группы В.

При недостатке в организме витамина А нарушается сумеречное зрение, при котором глаза после светлого помещения не сразу привыкают к темноте. Если вы начинаете различать предметы в тёмной комнате больше, чем через 10 секунд после того, как вошли в неё, значит, вам не хватает витаминов. Это явление получило в народе название «куриная слепота». Ещё при недостатке витамина А медленно заживают раны, шелушится кожа, волосы становятся ломкими, ногти мягкими.

При недостатке витаминов группы В наблюдается забывчивость, отсутствие аппетита, малокровие, нервные расстройства. Если не хватает в организме витаминов этой группы, откажитесь от кофе, он может «съедать» его почти полностью. Витамины этой группы хорошо растворяются в воде и окисляются, поэтому овощи, в которых он содержится, надо варить в небольшом количестве воды и при закрытой крышке, а лучше тушить. Это касается и витамина С.

При недостатке витамина С наблюдается повышенная утомляемость воспаление и кровоточивость дёсен, медленное заживление ран. Витамин С впрок не накапливается, организм нуждается в нём постоянно, его нужно пополнять каждый день.

При недостатке витамина РР наблюдается бессонница, головные боли.

Малые поступления в организм витамина Е способствуют развитию малокровия, преждевременному старению. Витамин Е особенно благотворно влияет на пожилых людей. При постоянном поступлении его в организм прибавляются жизненные силы, организм омолаживается, у человека появляется уверенность в себе.

При недостатке витамина К заболевают печень и желчный пузырь, разжижается кровь, медленно заживают раны.

Чтобы сохранить в супе как можно больше витаминов нужно:

  • Заранее не нарезать овощи для супа, потому что за 30 минут в нарезанных овощах разрушается почти половина витаминов;

  • Излишняя варка супа приводит к большим потерям витаминов, особенно С;

  • При варке овощи нужно закладывать в кипящую воду и варить на медленном огне при закрытой крышке;

  • Длительно не хранить суп после его приготовления. Так, например если в готовом супе сохранилось 50% витаминов, через 3 часа после приготовления в супе остаётся их только 20 % всех витаминов, через 6 часов – 10%.

  • Значительное количество витаминов теряется при повторном разогреве супа.

  • Зелень, нарезанный чеснок лучше раскладывать непосредственно в тарелки перед подачей супа на стол.

Соблюдение этих правил поможет вам приготовить самый витаминный суп и быть всегда здоровыми, и наши желудки будут здоровы.

    1. Долгая дорога в суп (интересное об овощах).

Нам стало интересно, как и откуда привезены овощи, которые попали в наш борщ. Нам пришлось прочитать вместе с мамами и папами много книг, сходить в библиотеку. Своими новыми знаниями мы хотим поделиться с вами.

Картофель. В наши дни не сыскать, пожалуй, в мире человека, который бы не знал вкуса картофельных клубней, или просто картошки. Родина картофеля – Южная Америка (См. карту приложения № 3). Его начали выращивать более 14 тысяч лет назад. Местные жители его называли «папа» или «папас».

Разводимый в то время индейцами картофель существенно отличался от известного нам. Его клубни были горького вкуса, их не ели в свежем виде, а готовили из них чуньо. Клубни рассыпали по земле, слегка подмораживали, а потом после оттаивания на солнце, выдавливали из них босыми ногами воду. Отжатые клубни высушивали. Для получения продукта лучшего качества – белого чуньо, из которого потом делали муку, - клубни предварительно на два месяца помещали в проточную воду.

Считается, что о картофеле узнали первыми участники одной из испанских военных экспедиций в Южную Америку в 1538 году, а в Европу картофель привезли испанские корабли в 1565 году под названием «земляной орех». Итальянцы со временем назвали новое растение «тартуфоль», это название произошло от названия грибов трюфелей, которые растут под землёй.

В Россию же картофель привезли при Петре I. И в нашей стране он и получил своё нынешнее название.

Картофель теперь любимый продукт питания в каждом доме, и не зря ведь это высокопитательный и даже целебный продукт. В состав картофеля входит столько полезных веществ, что, пожалуй, легче перечислить те, которых в нём нет.

Австралийские врачи обследовали 1500 жителей, в пище которых 94% картофеля и 3% жиров. Состояние их здоровья оказалось отличным. У них не наблюдалось ни сахарной болезни, ни ожирения, ни повышенного давления.

Утверждают, что из картофеля можно приготовить 999 блюд. А ведь каких-то 200 лет назад о нём в России и не знали.

Капуста. О том, что капусту использовали уже первобытные люди, рассказывают археологические находки. Конечно, это была дикая листовая капуста, встречающаяся и поныне на островах и побережьях Средиземного моря. Местные жители называли её «ащи».

В Киевскую Русь капуста попала в XI –XII веках, где прочно внедрилась на огородах.

Капуста очень полезна для организма человека, так как в ней много витаминов. Важна и капустная клетчатка, которая выводит из организма избыточный холестерин.

Свёкла. Выращивать свёклу начали уже за 2 тысячи лет до н. эры в Ассирии, Вавилоне, Иране, Армении, но применяли больше для лекарственных целей. Корнеплод появился на столе значительно позже. По-разному учёные объясняют происхождение названия этого корнеплода. Одни говорят, что он попал к нам из Византии с искаженным греческим названием «сфекели», которое преобразовалось в свёклу. Другие настаивают на том, что в Вавилоне её называли «силква». У славян это слово постепенно превратилось в «свёклу».

В Европу свёкла попала с Востока (сначала к грекам, где, однако, не пользовалась особыми симпатиями и на первых парах служила символом неурядиц). Желая, например, высмеять ссорившихся супругов, им в подарок посылали свёклу, а перед входом в их жилище соседи вешали венок, сплетённый из свёклы.

Исключительной популярностью свёкла пользовалась на Руси. В Киевской Руси её выращивали уже в X веке.

Свёклу используют врачи при лечении сердечно – сосудистых заболеваний, при гипертонической болезни.

Овощ, служивший, когда-то символом раздоров, сегодня по праву занимает прочное место на нашем обеденном столе.

Морковь. Этот всем нам известный овощ был знаком людям ещё за 2 тысячи лет до нашей эры. В Древнеримском государстве морковь широко выращивалась на полях и огородах.

В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье: если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови обязательно найдёшь слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

В Европе широкое распространение получила в XIV – XVI веках. В более позднее время морковь была завезена в Америку, Австралию и Новую Зеландию. В России широко выращивается с незапамятных времён. В воспоминаниях иностранцев XVI века говорится, что не только повсеместно в России, но и вокруг Москвы было множество огородов с морковью.

Ещё в старину люди заметили, что морковь обладает целебными свойствами. В России уже в XVI веке морковным соком лечили болезни печени и сердца, его рекомендовали как средство от кашля и желтухи. А витамин А способствует росту и делает морковь очень полезной детям. Этот витамин необходим для нормального зрения, поддерживает в хорошем состоянии кожу.

Лук и чеснок. Репчатый лук известен человечеству вот уже около 5 тысяч лет, хотя дикие формы его не найдены до сих пор. Его родиной считают Среднюю Азию и Афганистан. На Руси он появился в XII – XIII веках. Чеснок также выходец из Средней Азии. В нашей стране дикий чеснок растёт в горах Средней Азии, на юге Казахстана, на Кавказе.

Разные виды лука и чеснока встречаются во многих районах земного шара. А в горах Тянь – Шаня так много дикого лука, что китайцы назвали эти горы Дзунглинь, что значит Луковые горы. И в Киргизии есть Луковая гора – Суганташ.

С давних времён лук и чеснок использовали для лечебных целей. В древней Греции их вешали на грудь под панцирь воины перед боем. Лук и чеснок должны были предохранять воинов от ран. Не случайно лук по-гречески называется «хромион», то есть панцирь.

В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса, высочайшее из каменных сооружений мира высотой 146 метров. 20 лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не болели, им ежедневно давали лук и чеснок. За 20 лет было истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого серебра.

Лук и чеснок богаты летучими веществами – фитонцидами (убивающими микробов), содержат много витаминов, повышают аппетит, регулируют пищеварение. Эфирные масла чеснока расширяют кровеносные сосуды, способствуют улучшению кровообращения.

Помидоры. Томат, или помидор, - одно из самых распространённых овощных растений на земле. Томат происходит из тропических районов Южной и Центральной Америки. Многообразные формы дикого помидора найдены в Мексике. Поэтому родиной томата считают Мексику.

Слово «помидор» пришло к нам из итальянского и французского языков. Итальянцы именуют плод этого растения «помо доро», то есть золотое яблоко, а французы – «помо дамур» - яблоко любви. Эти названия превратились в русском языке в «помидору». На родине же растения, в Мексике, помидоры называют «туматль».

Помидоры очень полезны, они повышают аппетит, усиливают пищеварение, подавляют рост кишечных бактерий. В плодах томата много витамина А. Чтобы поддержать и даже улучшить зрение ежедневно нужно выпивать 1 стакан томатного сока (лучше из свежих плодов). Ешьте больше помидоров в пору их сбора! Этим можно создать запас полезных веществ в организме. Помидоры особо полезны лицам, страдающим ожирением. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы, и желудочно-кишечного тракта.

Фасоль встречается до сих пор в диком виде в странах Азии, Африки и Америки. Первое упоминание об этом растении встречается в древних китайских летописях, относящихся к 2800 году до новой эры.

Фасоль была известна и древним римлянам. Но римляне видели в фасоли не столько продукт питания, сколько сырьё для приготовления муки, из которой, в свою очередь, приготовляли знаменитое в то время косметическое средство, заменявшее римлянкам пудру. По их мнению, это превосходно освежало кожу, способствовало уничтожению морщин.

Европейцы восприняли фасоль, как прекрасное кушанье лишь после открытия Америки, где с давних времён выращивали фасоль индейцы.

Петрушка. Родина петрушки – Испания и Средиземноморье, где она растёт в тенистых местах среди скал. В Европе петрушку стали выращивать в IX веке.

Соком петрушки народ давно пользовался для лечения ран и воспалений, вызванных укусами ядовитых насекомых. Как овощ её стали выращивать в России лишь в прошлом столетии.

Укроп. Родина укропа восточное побережье Средиземного моря. В Западной и Северной Европе он распространился с XVI века. Укроп содержит много витамина С, эфирных масел.

Все «борщевые» овощи попали в наш кроссворд (См. приложение № 2).

















III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


3.1.Что мы узнали нового.


Вот мы и закончили нашу работу. Всё, что смогли найти о супе, прочитали. Нарисовали и защитили свои любимые супы, сделали альбом, сочинили кроссворд. А потом сели все вместе и решили подумать о том, что же мы узнали нового и интересного. Оказалось, мы узнали:

  • как варить суп;

  • чем интересен борщ;

  • какие витамины и полезные вещества содержат овощи;

  • что нужно помнить, чтобы в супе сохранилось больше витаминов;

  • почему нужно есть суп;

  • какие витамины находятся в овощах;

  • чем полезны витамины;

  • где находится родина всем нам известных растений;

  • как назывались овощи раньше;

  • как использовали овощные растения раньше;

  • как использовать овощи для улучшения здоровья.

А ещё мы научились варить борщ. Рассказывали маме и папе, всем знакомым о нашем исследовании, и даже давали советы о том, как сохранить в супе больше витаминов. Нам было очень приятно, что взрослые слушали нас с интересом, а некоторые секреты приготовления супа мамы даже не знали.


    1. Выводы и рекомендации.


Каждая хозяйка хочет варить вкусную и полезную пищу. Но часто при варке супов не обращает внимание на правила их приготовления. Мы можем доступными нам средствами помочь нашему организму быть здоровым и крепким, сохраняя при приготовлении первых и вторых блюд витамины в овощах. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  1. Заранее не нарезать овощи для супа, потому что за 30 минут в нарезанных овощах разрушается почти половина витаминов;

  2. Излишняя варка супа приводит к большим потерям витаминов, особенно С;

  3. При варке овощи нужно закладывать в кипящую воду и варить на медленном огне при закрытой крышке;

  4. Длительно не хранить суп после его приготовления. Так, например если в готовом супе сохранилось 50% витаминов, через 3 часа после приготовления в супе остаётся их только 20 % всех витаминов, через 6 часов – 10%.

  5. Значительное количество витаминов теряется при повторном разогреве супа.

  6. Зелень, нарезанный чеснок лучше раскладывать непосредственно в тарелки перед подачей супа на стол.

Приятного Вам аппетита и крепкого здоровья! Мы надеемся, что наши советы Вам пригодятся.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Ермакова В.И. Кулинария. – М.: Просвещение, 1993г.

  2. Карпенко М.Т. Сборник загадок. – М.: Просвещение, 1988г.

  3. Книга о вкусной и здоровой пище. /Под. ред. Сиволап И.К./. – М.: Пищепромиздат, 1962г.

  4. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. /Под. ред. Бондаренко А. Б./. – М.: Советская энциклопедия, 1960г., 2 том.

  5. Кудян А.Н. Хозяйке о продуктах питания. – Минск: Ураджай, 1978г.

  6. Небесный С. Юным овощеводам. – М.: Детская литература, 1988г.

  7. Популярная медицинская энциклопедия. /Под. ред. Бакулевой А.Н. Петровой Ф.Н./. – М.: Советская энциклопедия, 1961г.

  8. Словарь русского языка. /Под. ред. Евгеньевой А.П., Разумниковой Г.А./. – М.: Русский язык, 1984г.

  9. Чаркова Ф.В. Азбука здоровья. Журнал «Начальная школа» №7, 2001 год.

  10. Чудакова Н. Этикет от А до Я для детей и взрослых. – М.: АСТ, 1997г.