СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав слова и словообразование, 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Состав слова и словообразование, 7 класс»

Тема: Состав слова и словообразование. Способы образования слов

Цели: организовать деятельность учащихся по закреплению и обобщению сведения о морфемах слова и способах словообразования; содействовать развитию у учащихся умений и навыков делать словообразовательный разбор, различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова; способствовать воспитанию орфографической зоркости, словообразовательного чутья; содействовать воспитанию у учащихся корректного отношения к своим и чужим высказываниям.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Постановка темы и целей урока

- Ребята, в течение 40 минут мы будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Состав слова и словообразование», поэкспериментируете над словом, проявите себя не только индивидуально, но и как единое целое, так как впереди вас ждут групповые задания, для которых необходима коллективная работа всех учащихся класса.

ІІІ Работа над материалами урока

1. Вступительное слово учителя.

- Давайте подумаем и ответим на вопрос: «Что изучает раздел языка «Состав слова и словообразование?»

(на какие части делятся слова и какими способами они образованы).

-А с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема?

(с орфографией).

-Что изучает орфография?

(правильное написание слов).

2. Задания на закрепление ранее изученного материала.

1). Словарный диктант.

Задание: списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить их написание.

Пр…плыть, пр…градить. пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…рода, пр…думать, пр…лечь, к…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный.

2). Игра «Угадай словечко».

-А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам.

- Что такое морфема? ( часть слова).

- Мы проведём игру «Угадай словечко».

-На доске «спрячу» слово, догадайтесь какое. Я напишу первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово?

(нет). (слово тигрята)

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее?

(нет).

-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать?

(окончание существительного или глагола).

- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой

(машина, улица, взяла, приняла).

- А вот другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).

- Для чего нужно окончание?

(для связи слов в предложении и словосочетании).

- А бывают ли части речи без окончаний?

(наречие)

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?

игрята).

- Благодаря какой морфеме вы догадались?

(корню).

-Какой вывод можно сделать. Что такое корень?

(корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).

- А что обычно находится после корня?

(суффикс)

- Для чего он служит?

(для образования новых слов)

- Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?

(- ят - обозначает детёнышей животных, птиц)

- Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом.

(котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)

- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове?

(основу)

-Что такое основа?

(всё слово, кроме окончания)

3). - Есть такая книга К.И.Чуковского «От 2 до 5». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям. Выполним задание№4 на листочках.

1. Я задверил руку (прищемил руку дверью)

2. Замолоточь этот гвоздик! (забей молотком этот гвоздик)

3. Я намакаронился (наелся макарон)

4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (можно)

5. Из трубы дым трубится (вьётся, струится)

4). Словообразовательный разбор (по группам).

- А теперь давайте выясним, какими способами образуются слова в русском языке. Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Кто готов, поднимает руку.

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу?

(нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное слово)

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

5 Мороженая рыба } переход

Съел мороженое } в другие части речи.

Подведение итогов словообразовательного разбора.

5). А теперь выполним тест по теме урока. Можно работать в группе, обсуждать ответы, совещаться, но неправильно не писать.

  1. одного слова являются:

1) подобрался; 2) подобрать; 3) подобравшийся; 4) подбиравшегося; 5) подберутся


2. Нулевое окончание есть в словах:

1) добр; 2) требуя; 3) твой; 4) погожий; 5) верблюжий


3. Основа слова выделена правильно в словах:

1) замешкались; 2) ничей; 3) стерлядь; 4) теплее; 5) нёсся


4. В основу слова не входят:

1) словообразовательный суффикс; 2) словоизменительный суффикс; 3) соединительная морфема; 4) постфикс –ся (-сь), -то, -либо, -нибудь; 5) окончание


5. Состав слова ∩^^ имеют слова:

1) старинный, 2) покачивала; 3) аппетитно (выглядеть); 4) баночка, 5) бегунья


6. Нулевой суффикс и нулевое окончание есть в словах:

1) вылет; 2) вылез; 3) волос; 4) вверх; 5) восход


7. Непроизводными являются слова:

1) бочка; 2) дочка; 3) кочка; 4) ночка; 5) точка


8. Приставочным способом образованы слова:

1) прабабушка; 2) обеднить; 3) собрат; 4) развесёлый; 5) разбушеваться


9. Восстановите пропущенное звено в словообразовательной цепочке:

Белый → ……….. → побелить → побелка


10. Словоизменительными морфемами являются:


1) суффиксы инфинитива – ть, ти, чь; 2) окончания; 3) приставка кое-; 4) суффиксы – оньк, - еньк; 5) суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий – ее (-ей), - е, - ше.



Анализ трудных задания

6). Обобщение

- Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?»

- Для чего мы должны знать состав слова?

(чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).

- Без какого раздела языка нам не обойтись?

(без орфографии)

IV. Подведение итогов

V. Д/з6 §§ 10 – 20, упр. 160 (у)