УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ РАЗДЕЛА « СОСТАВ СЛОВА»
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Цели: 1) закрепить навык правописания слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова, развивать орфографическую зоркость;
2) коррекция устной и письменной речи, высших психических функций;
3) воспитывать положительной мотивации к учению.
Оборудование: шифр для словарной работы, карточки с текстами, карточки с деформированными
предложениями, ребусы.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока.
Организационный момент.
- Расшифруйте слова, поставьте ударение.
! ; : ? * = + -
ШИФР о е ь с н я р б
! ? ; * : * ! = - + :
о с е н ь н о я б р ь
- Назовите слово, в котором первый слог ударный.
- Назовите гласную в ударном слоге второго слова.
Актуализация опорных знаний.
На доске слова: сентябрь октябрь ноябрь
- Прочитайте слова. Что они обозначают? Как называется время года, где есть названия этих месяцев? Какой первый месяц осени? Второй? Третий?
- Поставьте в этих словах ударение, назовите безударные гласные.
-Можно ли проверить эти безударные гласные?
- Что надо сделать, чтобы правильно писать эти слова?
-Какие эти безударные гласные?
-Теперь назовите слово с безударной гласной Е, которое является названием времени года. Какое время года объединяет эти 3 месяца?
-Подберите к этому слову однокоренное слово. Запишите их.
-Как пишется корень в однокоренных словах?
Сообщение темы урока.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока на доске.
Повторение ранее изученного материала.
- Почему гласные называются безударными? Приведите свои примеры слов с безударными гласными.
Работа с деформированным текстом.
Ноябрь, холодный, и, был, ненастный.
Застилала, лесом, небо, туча, над, гигантская.
Показалось, робкое, и солнышко, пропало.
- Прочитайте строчки слов. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?
- Составьте предложения. (Запись лучших предложений в тетрадь).
- Прочитайте получившиеся у нас предложения. Можно ли назвать то, что у нас получилось текстом?
Докажите.
- Озаглавьте его.
-Найдите в тексте слова с безударной гласной в корне. Как проверить безударную гласную?
Динамическая пауза.
«Цветик – семицветик»
Каждый ученик выходит к доске, срывает лепесток с цветка, на котором написано слово с пропущенной безударной гласной и подбирает к нему проверочное слово. Все остальные дети следят за правильностью ответа и в случае необходимости помогают.
Зв..зда, л..сточек, цв..ток, л..сной, н..чной, гр..бок, б..гун.
Работа с текстом.
- Прочитайте текст на карточке.
Солнце село, но в л…су ещё совсем св…тло. Птицы болтливо л…печут. М…лодая тр…вка бл…стит в…сёлым блеском изумруда. Алый свет в…черней з…ри медленно ск…льзит по к…рням и ств…лам д…ревьев. Вот и самые в…рхушки потускнели. Румяное небо с…неет. Л…сной запах усиливается.
-О чём в нём говорится? Озаглавьте текст. Какие орфограммы чаще всего встречались вам в тексте?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.
(Проверка)
Ребусы
ДА
ТРА
-Какие слова у вас получились? Назовите безударные гласные в этих словах.
-Подберите проверочные слова к ним.
Подведение итогов.
-Какую тему мы повторяли на уроке? Какие гласные требуют проверки? Как проверять безударные гласные в корне слова?
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Вспомните сказку А.С.Пушкина о золотой рыбке. Запишите ответы на вопросы:
- какое жилище было у старика и старухи?
- чем занимался старик?
- что делала старуха?
- кого однажды поймал старик?
- о чём попросила рыбка?
- что сделал старик? Почему?
Найди в получившемся рассказе слова с безударными гласными в корне. Объясни их правописание.