СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав слова. однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. однокоренные слова»











«СОСТАВ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»


Урок по русскому языку в 4 классе









\Состав слова. Однокоренные слова

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «однокоренные слова»; обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (место в слове, способ нахождения, значение); совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу; способствовать развитию навыков написания сложных слов, выделения в сложных словах соединительной гласной; содействовать воспитанию интереса к русскому языку.

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «однокоренные слова»; научатся выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; писать сложные слова; выделять в сложных словах соединительную гласную («о», «е»); составлять схемы слов; подбирать слова по данным схемам

Метапредметные УУД

Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Оборудование

Электронное приложение к учебнику. Учебные таблицы. Индивидуальные карточки.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I.Орг.момент





II.Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

2.Инд.задание






ФИЗ.МИН

Определяется готовность к уроку.

Мы внимательные.

Мы старательные.

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.(с.52,упр.80)

– Прочитать однокоренные слова по группам.

– Объяснить подбор родственных слов.

– Выделить корень.



Задание: прочитай, найди и зачеркни лишнее слово. Выдели корень в однокоренных словах.

1.Вода, водный, водичка, водить.

2.Смелый, храбрый, смелость, смельчак.

3.Соринка, сор, сорвал, насорил.


Хоровое проговаривание организационного стихотворения.




Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.






Выполняют задание. (1мин)

Два ученика работают на закрытых досках;

- рефлексия

- взаимопроверка

Выдвигать

гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную

цель и задачу.

Продолжение табл.

1

2

3

4

3.Работа над словами с непроверяем. Написанием


ИКТ (электронное приложение к учебнику)

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Костюм [каст*ум]

– Запишите словарное слово в тетрадь.


«Родственные слова – пояснение.» (2кл)


– Подберите однокоренные слова:

Костюм, костюмчик, костюмер, костюмерная.

- Разберите слово по составу, которое соответствует схеме

«Корень, суффикс, приставка» (3кл.)

- Формулировка определений значимых частей слова.

1.Выборка картинки костюма из вариантов одежды.

2.Заимствованное слово (французское), лексическое значение;

3.Составление словосочетаний (устно)

-спортивный костюм, водолазный костюм, костюм пожарника, карнавальный костюм и т.д.

4. Просматривают материал электронного приложения;

5.Записывают родственные слова к слову костюм;

6.Фронтальный опрос правил о значимых частях слова.


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

После анализа страницы учебника предлагает сформулировать детям тему и цели урока.

С.53 №81, №82

– Какие слова называются однокоренными? (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.)

– Прочитайте тему урока. (на доске)

– Сегодня на уроке будем учиться подбирать однокоренные слова, видеть и различать части слова, разбирать слова по составу.

Заранее подготовленные ученики инсценируют рассказ.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Читают и объясняют правило в стихах.


Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.


Из корней слова растут,

Родственными их зовут

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать

находить общее и различия, делать выводы.



1

2

3

4

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение

над языковым

материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Расскажите, что вы знаете о каждой части слова. Начнем с корня.

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

– Приставки – большие труженицы. Они образуют тысячи слов, хотя самих их всего около 50.

За корнем суффикс

Выбрал местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку.

Лес в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила.


1.Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. (с.52)


2.Работа с учебной таблицей.




Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Продолжение табл.

1

2

3

4



– Возвращение к карточке, разбор каждого слова по составу.


Пояснение способа образования родственных слов.



– Подчеркните в словах изученные орфограммы.

– Вспомните алгоритм разбора слова по составу.





1.Вода, водный, водичка.

2.Смелый, смелость, смельчак.

3.Соринка, сор, насорил.


Три ученика продолжают работу с карточками у доски.

Рефлексия.




Самопроверка работ с инд.карточками.

-Определяют способ образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный)

- Самооценка.


V. Первичное

закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 81).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. (Данные слова имеют общий корень и близкое значение.)


– Обсудите, при помощи какой значимой части

(или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов.


Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работают в парах. Записывают слова в группы по способу образования.


Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

Продолжение табл.

1

2

3

4

Демонстрация табл. с порядком разбора

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Выполняют разбор слова по составу.

боте в паре. Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 82).

– Прочитайте стихотворение Л. Яхнина. Обсудите, все ли слова с частью -вод- являются однокоренными? (Нет, так как у слов разные значения.)

– Выпишите сложные слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную гласную букву «о». Объясните значение слов.

– Выпишите слова, однокоренные слову «вода». Выделите в них корень.

Или

Читает загадки, отгадки дети разбирают по составу (мясорубка, пылесос, кофеварка).

Работают в парах. Выписывают сложные слова, выделяют в них корни и подчеркивают соединительную гласную букву «о». Объясняют значение слов.


Выписывают слова, однокоренные слову «вода». Выделяют в них корень.

Или

Отгадывают загади:



1.Не боится пыль глотать,

Носом – хоботом вдыхать,

Хобот- носик как насос,

Он зовётся… (Пылесос).

2.Ей набили мясом рот,

И она его жуёт.

Жуёт, жуёт и не глотает-

Скорей в тарелку отправляет. (Мясорубка).

3.Я проснулся утром рано

И налил Американо.

На обед, читая прессу,

Заказал себе эспрессо.

(Кофеварка).


Продолжение табл.

1

2

3

4

VI. Дальнейшая работа

по закреплению и обобщению.




VII. Итог урока. Рефлексия

Организует работу в рабочей тетради.


Выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительные гласные.



Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему

и где нам могут пригодиться полученные знания?

– Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.


Выполняют задание в рабочей тетради. Выделяют корни в сложных словах.





Зная состав слова, можно объяснить, как оно образовалось. Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или выясняю их правописание по словарю.


седника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения.



Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.










Домашнее

Задание


Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. С.54, упр. №84

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.