Предмет: русский язык | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Тема урока: | Состав слова. Значимые части слова |
Цель содержательная: | Формирование умений разбирать слово по составу |
Цель деятельностная: | Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов |
Задачи: | 1) формировать умение выделять значимые части слова, выполнять разбор слова по составу, составлять схему слова; 2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; 3) воспитывать интерес к предмету. |
Основное содержание темы, термины и понятия: корень, приставка, суффикс, окончание |
Личностные результаты -развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Метапредметные результаты Регулятивные УУД -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; -анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные УУД -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Предметные умения: познакомятся с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; с алгоритмом разбора слова по составу; научатся выделять части значимые слова; выполнять разбор слова по составу; делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам |
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | экран, компьютер, мультимедийный проектор; задания для групповой работы; наглядный материал |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. -Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Отвечают |
II. Минутка чистописания | - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) -Для чего нам нужна минутка чистописания? -Где нам понадобится умение красиво писать? -Для того чтобы узнать, какую букву вы пропишите, прочитайте слова: Парта, пальто, пейзаж - Какая согласная повторяется во всех словах? Верно, П п. -Охарактеризуйте звук «п»в первом слове (согл., глух, твёрд.); в третьем слове (согл., глух., мягк.) - Пропишите заглавную и строчную букву П. -Помните о правильной посадке во время письма. -Закончили. Поменялись тетрадями. -Оцените работу друг друга по критериям: наклон, высота, ширина, элементы. -Вернули тетради. У кого 4 «+»? У кого 3? 2? Над чем вам нужно поработать? -Как можно исправить эти минусы? (больше тренироваться в написании букв и буквосочетаний) | Отвечают на вопросы учителя , Определяют, какую букву будут писать Прописывают букву оценивают |
III. Словарная работа | -Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом. -Кто скажет, зачем мы изучаем новые словарные слова? -Молодцы. -Чтобы узнать, что это за слово, отгадайте загадку: Чтобы скуке не поддаться — Ярче нужно одеваться! Я в нем печален и угрюм, Не надену что? (костюм)- -Что такое костюм нам скажет толковый словарь. Найдите определение в толковом словаре. -Какая же орфограмма прячется в этом слове? -Верно, безударная гласная о, непроверяемая ударением. -Запишите это слово, выделите в нём орфограмму. | Отгадывают загадку Высказывают своё мнение один ученик зачитывает определение Называют орфограмму Записывают слово |
IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | – Составьте предложение с этим словом. Я купил новый костюм. – Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Чем они выражены? -Что повторили, выполнив это задание? | Один ученик работает у доски, остальные в тетради |
V. Этап выявления места и причины затруднения | -Чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на доску: -На доске появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать? - Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? Что он обозначает? - Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку? -Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова) - Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока? Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова» | Работают со значками Расставляют значки по порядку формулируют тему |
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Что должны вспомнить? -Сформулируйте задачи нашего урока, используя опорные слова на слайде. - Что значит разобрать слово по составу? Какие части есть в слове? (приставка, корень, суффикс, окончание) - Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу? Верно: если знаешь части слова, то напишешь их толково! -Где вам понадобится новое знание? - Где можем проверить правильность вывода? -А сейчас, прежде чем продолжить, позволим вашим глазкам отдохнуть. Физминутка для глаз. | Отвечают на вопросы учителя Проводят физминутку |
VII. Этап реализации построенного проекта | --Проверим, верные ли предположения вы сделали. Откройте учебник на с.52, упр. 79. -Поработаем устно. Вам предлагают прочитать таблицу и составить по ней сообщение. -Закончили. Отвечаем. Опрос нескольких учеников -Для чего выполняли это задание? Что повторили? | Работают с учебником Составляют сообщение Подводят итоги |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | -Для того чтобы проверить, как вы поняли тему, выполните упр. 80 , цифра 1-2. -Что необходимо сделать? Прочитать, объяснить однокоренные слова или нет, почему. Записать однокоренные слова группами. -Что может помочь в выполнении упражнения? (правило) -Приступаем. Под цифрой 1 выполним вместе. Сырник-сыр Сырой-сырость-сыроватый (по составу) -Слово «сыроватый» разберём по составу. Как найдём окончание? Корень? -Кто не понял? -Приступаем, под цифрой 2. Выделим корень, разобрать слово «липовый» по составу. Липа-липовый Липкий-липнуть-липучий Тем ребятам, которые справятся раньше, раздаются карточки -Закончили. Проверим. -У кого так? Поставьте себе +. Кто ошибся? Поставьте -. -Что нужно делать, чтобы не ошибаться? -Для чего выполняли это задание? Физминутка | высказывают свое мнение работают с упражнением один ученик объясняет у доски работают самостоятельно, один ученик работает с обратной стороны доски проверяют |
IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | -А сейчас поработаете в группе. Вспомним правила работы в группе. Молодцы. -У вас в карточках прописан алгоритм разбора слова по составу. Ваша задача - указать порядок выполнения. -У вас 3-5 минут. -Закончили, проверяем. Все остальные слушают. -Молодцы, справились. Для чего вы выполняли это задание? Поставьте себе +. -Чему теперь научились? | Слушают учителя повторяют правила выполняют задание проверяют |
X. Этап включения в систему знаний и повторения | - Что нового узнали на уроке? -Из каких частей может состоять слово? - Чего вы не знали до этого урока? Игра «Верные и неверные утверждения». - Давайте проверим, как каждый из вас понял данную тему, для этого поиграем. Будьте очень внимательны, если вы считаете, что утверждение верное, ставите (+), если нет (-). 1. Корень – это главная часть предложения. (-) 2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+) 3. Основа – это часть слова с окончанием. (-) 4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (-) 5.Окончание – это изменяемая часть слова. (+) -Молодцы. | Подводят итоги урока Играют |
ХI. Домашнее задание | С.53, таблица, упр.86 | Записывают |
XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «Шкала» Проанализируйте свою работу на уроке от 1 до 10 баллов. Отметки за урок | Анализируют свою работу |