СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление и оформление информационных писем и писем-приглашений.Практическая работа №10

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: формирование умений, практических навыков составления и оформления информационных писем, писем-приглашений.

Просмотр содержимого документа
«Составление и оформление информационных писем и писем-приглашений.Практическая работа №10»

Практическая работа № 10

 

Тема работы: «Составление и оформление информационных писем и писем-приглашений».

 

Цель работы: формирование умений, практических навыков составления и оформления информационных писем, писем-приглашений.

 

Составление и оформление информационных писем и писем-приглашений.

При подготовке писем используется специальный бланк для письма, оформляемый в соответствии с требованиями СТБ 6.38-2016. Подготовить письмо можно и на чистом листе бумаги формата А4 или А5, однако использование бланков не только создает положительный имидж организации, но и упрощает восприятие документа, а главное – значительно экономит время на подготовку документов (согласно действующим требованиям при подготовке документа на чистом листе бумаги должны воспроизводиться все реквизиты бланка). В связи с этим Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, предусмотрено обязательное использование бланков при оформлении писем. Чистые листы бумаги используются только при подготовке совместных писем, исходящих от двух и более организаций.

Наличие бланка, оформленного в соответствии со всеми требованиями нормативных документов, еще не гарантирует правильности составления письма. При подготовке этого вида документа используется большое количество реквизитов, оформление которых также регламентировано нормативными правовыми актами.

Одним из таких реквизитов является «заголовок к тексту». Согласно СТБ 6.38-2016 без заголовка допускается составлять лишь письма формата А5, т.е. текст которых не превышает 5-7 строк (как правило, сопроводительные письма).

Заголовок письма формулируется при помощи существительного (прямого или отглагольного) в предложном падеже и отвечает на вопрос «О чем?».

Пример:

«Об организации курсов повышения квалификации работников государственных архивных учреждений»;

«О согласовании проекта Плана мероприятий по сокращению теневого денежного оборота в сфере игорного бизнеса»;

«Об оказании методической помощи аспирантам и соискателям»;

«О расчете нормативов численности работников территориальных (районных и городских) архивов»;

«О планировании работы архивных учреждений на 2019 год»;

«О ходе выполнения постановления Совета Министров Республики Беларусь от … № …».

Важнейшим реквизитом, который всегда присутствует в письмах, является реквизит «адресат». Его располагают в правом верхнем углу рабочей площади документа под бланковыми надписями (на уровне реквизитов «дата» и «регистрационный индекс»).

Основным информационным элементом любого документа, в т.ч. письма, является текст. В зависимости от вида письма (служебное, коммерческое, рекламное, информационное и т.п.) его текст будет иметь свои особенности. Что касается общих требований к тексту письма, то они заключаются в следующем: во-первых, письмо должно быть посвящено одному вопросу, во-вторых, оно не должно быть большим по объему (как правило, до 1 страницы, в исключительных случаях – до 5). Если необходимо обратиться в организацию по нескольким разным вопросам, то следует составлять отдельные письма по каждому из них.

Деловое письмо должно быть написано деловым стилем. При составлении писем рекомендуется пользоваться простыми предложениями, применять устойчивые (трафаретные) словосочетания и словесные формы.

Пример:

«Сообщаем, что в период с … по …»;

«Направляем согласованный с …»;

«Направляем на рассмотрение и утверждение …»;

«В соответствии с договоренностью, достигнутой …»;

«Просим Вас рассмотреть вопрос о …»;

«Просим Вас изыскать возможность …» и др.

В деловой переписке принята форма изложения текста от первого лица множественного числа («просим», «направляем, «сообщаем», «предлагаем» и т.д.), так как должностное лицо, подписавшее письмо, выступает от имени организации. В некоторых случаях, например, если письмо носит конфиденциальный характер или содержит персональное обращение к адресату, допускается форма изложения текста письма от первого лица единственного числа («прошу», «предлагаю»).

Применяя в деловом письме узкоспециальные термины (профессионализмы) и не имея уверенности в том, что адресатом они будут поняты, следует в скобках объяснить их значение.

В тексте письма при обозначении даты используется цифровой способ: 23.12.2007. Словесно-цифровой способ оформления даты допускается использовать в письмах финансового характера, например в гарантийных письмах.

Приступая непосредственно к составлению текста письма, следует продумать его композицию, т.е. последовательность расположения отдельных смысловых частей текста (обращение, вступление, аргументация, заключение и др.). С точки зрения композиции все письма можно разделить на простые и сложные.

Простые письма создаются в случаях, когда не требуется детального описания сложившейся ситуации, раскрытия организационных, правовых и иных вопросов, связанных с проблемой, которая излагается в тексте письма. Тексты простых писем обычно имеют одну или две смысловые части. К ним относятся, например, тексты сопроводительных писем (одна смысловая часть).

Пример:

«Направляем для исполнения приказ Председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 29.09.2005 № 43 «Об утверждении норм времени и выработки на основные виды работ, выполняемые в государственных архивах Республики Беларусь».

Текст письма, состоящего из 2 смысловых частей, включает в себя краткое обоснование (причины, мотив) и заключение – просьбу, отказ, предложение и т.п.

Пример:

«В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 20.11.2005 № 109/15 прошу подготовить справку о задолженности Государственного архива Минской области по коммунальным платежам и представить ее в Белкомархив до 15.12.2005».

К типу простых писем относятся, как правило, сопроводительные письма, приглашения, извещения, напоминания, гарантийные письма и т.д.

Сложные письма создаются в случаях, требующих, детального описания управленческой ситуации, анализа поднимаемых в письме вопросов, изложения доказательств, причин принятия соответствующего решения или подготовленного предложения. Сложные письма с точки зрения композиции состоят из трех или более самостоятельных частей: вступления, основной части и заключения. Эти части могут дополняться также обращением, которое обязательно в коммерческой переписке, а также желательно при обращении к конкретному должностному лицу.

Приведем примеры различных форм обращения.

Пример:

Уважаемый Владимир Иванович!

Уважаемый господин (или г-н) Бодров!

Уважаемый господин директор!

Уважаемые господа! (если неизвестны имена получателей)

Уважаемые коллеги!

При обращении к высшим должностным лицам государства, а также должностным лицам высших и центральных органов государственной власти, президентам (председателям) обществ, компаний, фирм допускается обращение с указанием должности без фамилии.

Обращение следует указывать при адресовании писем частным лицам. В то же время в текущей деловой переписке при решении служебных вопросов, связанных с исполнением законодательства и поручений вышестоящих органов, злоупотреблять применением обращения не стоит.

Форму обращения «господин» в условиях трансформации социально-экономического устройства страны следует применять осторожно, лишь в тех случаях, когда автор письма уверен, что ее использование не вызовет негативной реакции у адресата.

При употреблении формы обращения «господин» следует помнить, что она может сокращаться только в начале и середине фразы, а также в реквизите «адресат» следующим образом: «г-н». Слово «господа» сокращается только в середине фразы (при этом точка ставится после второго «г»). В начале и в конце фразы это сокращение не допускается. При употреблении слова «господин» вначале пишется фамилия, а затем инициалы. При употреблении фамилии и инициалов без слова «господин» даже при наличии наименования должности перед фамилией пишут инициалы, а затем фамилию.

Пример:

«Приглашаем заместителя директора по хозяйственной части г-на Иванова Г.М.», но: «Приглашаем заместителя директора по хозяйственной части Г.М.Иванова».

Основная смысловая нагрузка сложных писем заключается во вступлении, основной части (иногда их объединяют в одну) и заключении.

Во вступлении формулируется тема письма, объясняющая причины или повод его написания.

В основной части тема раскрывается через описание сложившейся ситуации, а также дается ее анализ. В этой части приводятся также доказательства, позволяющие сделать выводы (предложения) и (или) высказать просьбу в заключительной части письма.

Заключение – это итог рассмотрения темы или предмета письма. В заключении излагаются выводы, предложения, просьбы и т.п.

Приведем пример текста сложного письма.

Пример:

«Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 (в редакции Декрета Президента РБ от 17.12.2007 № 6) утверждено Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Согласно пп.42-57 указанного Положения документы ликвидируемой коммерческой организации подлежат передаче на хранение в территориальные (городские или районные) архивы местных исполнительных и распорядительных органов (вступление).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.1998 № 464 «Об основных направлениях развития архивного дела и делопроизводства в Республике Беларусь до 2000 года» территориальные (районные и городские) архивы местных исполнительных и распорядительных органов созданы во всех областях страны, за исключением Брестской области и г.Минска. Отсутствие территориальных (городских и районных) архивов в Брестской области и г. Минске препятствует выполнению указанного выше Декрета Президента Республики Беларусь (основная часть).

В связи с изложенным просим принять меры по созданию территориальных (районных и городских) архивов местных исполнительных и распорядительных органов на территории Брестской области (заключение)».

В некоторых случаях текст сложного письма может дополняться еще одной частью – опровержением. Опровержение используется тогда, когда у адресата может возникнуть ощущение неубедительности приведенных доказательств, примеров.

Пример:

«Комитетом по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь при проведении проверки оказания платных услуг Национальным историческим архивом Беларуси установлено, что на протяжении многих лет Белинюрколлегия не производит оплату исполненных архивом запросов. Актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности КРУ Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску от 24.11.2005 архиву было предписано взыскать с Белинюрколлегии задолженность по оплате выполненных запросов в сумме 516 долларов США по курсу Национального банка Республики Беларусь (вступление).

Однако до настоящего времени выставленные архивом счета по погашению указанной задолженности не оплачены, в результате чего решение КРУ Министерства финансов Республики Беларусь по г.Минску остается не исполненным (основная часть).

Просим принять необходимые меры к погашению образовавшейся задолженности по оплате исполненных архивом запросов (заключение).

Систематическая неоплата Белинюрколлегией исполненных архивом запросов дает законное основание Национальному историческому архиву Беларуси прекратить исполнение поступающих запросов Белинюрколлегии вплоть до погашения задолженности (опровержение)».

Завершать текст письма рекомендуется заключительной формулой вежливости, которая является традиционной: «С уважением, …». Эту формулу следует употреблять во всех случаях, если в начале письма было использовано личное обращение. После формулы вежливости располагается подпись автора письма.

Достаточно часто вместе с письмом адресату направляются другие документы, связанные с содержанием этого письма, а также разнообразные бланки, формы, эскизы, образцы и т.п. Все они имеют обобщенное название - «приложение». В некоторых случаях приложение разъясняет, детализирует, уточняет, дополняет отдельные вопросы, изложенные в письме. В этом случае письмо является основным документом, направляемым адресату. С другой стороны, основным документом может быть приложение, а письмо лишь разъясняет, с какой целью он направляется адресату (эту функцию выполняет так называемое сопроводительное письмо). В любом случае при наличии приложения в письме об этом делается специальная отметка («Отметка о наличии приложения»), которая оформляется согласно СТБ 6.38-2016.

Напечатав в проекте письма отметку о наличии приложения, следует оформить подпись. «Подпись» является одним из реквизитов, придающих документу, в т.ч. письму, юридическую силу, без подписи документ будет недействительным. Подпись в письмах оформляется согласно требованиям СТБ 6.38-2016 и Методических указаний по его применению.

Исходящие письма подлежат визированию на общих основаниях. Визы в исходящих документах оформляются на экземплярах, остающихся в организации-отправителе (отпусках).

Обязательным реквизитом письма является также отметка об исполнителе, оформляемая согласно установленным требованиям.

Полностью оформленное и завизированное письмо представляется на подпись руководителю. Вместе с 1-м экземпляром письма одновременно подается его копия, которая останется в организации после отправки письма. Руководитель подписывает лишь первый экземпляр документа, который отправляется адресату, а отпуск заверяется службой документационного обеспечения управления (ДОУ).

Для придания письму юридической силы в большинстве случаев достаточно подписи, а также реквизитов бланка и регистрационных данных, поэтому печать на письмах не ставится. Проставление печати является обязательным только на гарантийных письмах, которые связаны с расходованием денежных и материальных средств.

Подписанное письмо регистрируется службой ДОУ: сведения о письме заносятся в регистрационно-учетные формы (журнал или регистрационно-контрольную карточку), а на самом документе проставляется регистрационный индекс. Дата, проставляемая на письме, должна совпадать с датой подписания и проставляется лицом, подписавшим документ. Регистрационные данные переносятся на отпуск, после чего 1-й экземпляр письма отправляется адресату, а его заверенная копия подшивается в дело согласно номенклатуре дел организации.

Информационное письмо (письмо-сообщение) сообщает адресату о каком-либо факте или мероприятии. В отличие от письма-приглашения в нем нет «прямой» инициативы, но обычно оно содержит косвенное предложение совершить определенные действия. Часто с помощью информационных писем пропагандируют деятельность какой-либо организации, выпускаемую продукцию, издаваемую литературу, т.е. к ним прибегаю в рекламных целях. Используются выражения «Сообщаем Вам (извещаем, уведомляем) о том, что...».

Письма-приглашения предлагают адресату принять участие в каком-либо мероприятии. Они могут адресоваться как конкретным лицам, так и учреждениям. В данном виде писем раскрывается характер проводимого мероприятия, упоминаются сроки проведения и условия участия в нем.

 

Пример:

 

«Уважаемая Анна Дмитриевна!

Приглашаем вас принять участие в праздновании Дня народного единства 4 ноября 2018 года в ресторане «Золотая Аллея» по адресу г.Новосибирск, ул. Декабристов д.34, вход с торца здания».

«Уважаемый Даниил Михайлович!

Приглашаем вас посетить конференцию «Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве в 2018 году», которая состоится 22 ноября 2017 года в малом конференц-зале ДК Железнодорожник г. Екатеринбург по адресу г. Екатеринбург, ул. Железнодорожная д.23 (главный вход, 2 этаж)».

 

 

 

 

Пример оформления инициативного исходящего письма

Эмблема

 

ТАВАРЫСТВА З ДАДАТКОВАЙ АДКАЗНАСЦЮ
«КНIЖНЫ ДОМ»
(ТДА «Кнiжны дом»)
вул.Я.Коласа, 34, 220113, г.Мiнск
тэл./факс (017) 232 18 96
Р.р. 3041223650029 у ААТ «Белiнвестбанк» 
г.Мiнска, код 739
04.07.2006 № 4-9/131 
на № _______ ад ____________

ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«КНИЖНЫЙ ДОМ»
(ОДО «Книжный дом»)
ул.Я.Коласа, 34, 220113, г.Минск
тел./факс (017) 232 18 96
Р.с. 3041223650029 в ОАО «Белинвестбанк» 
г.Минска, код 739

Директору ООО «Публицист»
Перовичу В.Л.
ул.Кропоткина, 57
220002, г.Минск-02

О проведении международной
книжной выставки

 

Уважаемый Вячеслав Леонидович!

ОДО «Книжный дом» проводит 20-25 сентября 2006 г. в г.Минске традиционную международную выставку-продажу книг научного, учебного, методического, производственно-практического и справочного характера. На выставке будут представлены ведущие белорусские издательства, а также издательства Великобритании, Германии, Казахстана, Польши, России, Украины и других стран.

Так как Ваша фирма осуществляет выпуск литературы соответствующего профиля, приглашаем Вас принять участие в организуемой выставке. Для этого необходимо до 01.08.2006 направить в наш адрес заявку по прилагаемой форме, а также два экземпляра каталога (перечня) изданий, которые Вы бы хотели представить на выставке, с указанием стоимости каждого издания.

 

Приложение:

1. Программа выставки в 1 экз.
2. Форма заяки на участие в выставке на 1 л. в 2 экз.

С уважением,
Генеральный директор ОДО
Вертинский 232 51 38                             Подпись                       Г.М. Брегер

Пример оформления совместного письма

Государственный таможенный
комитет Республики Беларусь 

ул.Коммунистическая, 11
220031, г.Минск-31
тел./факс 234 03 73

02.02.2006 № 5-9/181-3-5/102

Комитет по архивам и 
делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь

ул.Коллекторная, 10
220004, г.Минск-04
тел./факс 220 51 20

 

Государственные архивы и таможни Республики Беларусь

 

Об изучении организации работы 
с документами в таможнях

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» и планом работы Белкомархив на 2006 г. учреждениями Государственной архивной службы Республики Беларусь планируется изучение организации работы с документами в таможнях.

В этих целях необходимо:

1. Государственным архивам изучить организацию работы с документами в таможнях, состав и содержание отложившихся в их деятельности документов с целью включения таможен в число источников комплектования госархивов.

2. Таможням оказать содействие работникам Государственной архивной службы Республики Беларусь и обеспечить представление необходимых документов с целью их изучения для отбора и передачи на государственное хранение.

Председатель Государственного
таможенного комитета
Республики Беларусь

Подпись В.В.Макаревич

Сомов 234 13 22
Петрашкевич 220 88 30

Председатель Комитета по

архивам и делопроизводству при Совете Министров

Республики Беларусь
Подпись В.И.Адамушко

 

 

 

Контрольные вопросы.

Дать характеристику документу «отпуск», перечислить реквизиты, которые располагаются при оформлении писем.

Перечислить отличия коммерческих писем от некоммерческих писем.

 

Задание.

Согласно требованиям СТБ 6.38-2016 и Методических указаний по его применению:

- составить и оформить документы, предложенных вариантов;

- определить входящие и исходящие письма;

- применить необходимые реквизиты в составленных документах.

 

Вариант 1

Составить и оформить письмо-приглашение агентства “информационно-правовые системы” об участии в семинаре “Технологические и правовые аспекты защиты коммерческой информации.

 

Вариант 2

Составить и оформить информационное письмо управления дошкольного образования и воспитания Администрации города в адрес всех руководителей дошкольных учреждений города с напоминание о том, что в текущем году полугодовой отчет о воспитанниках необходимо предоставить к 30 июня. Недостающие данные укажите самостоятельно.

 

Вариант 3

Составить и оформить информационное письмо. Московский радиотехнический колледж Министерства образования РФ (Москва, ул. Б.Декабрьская, 5, 124000, тел.: 252-11-84, факс: 253-32-36) разослал информационные письма директорам школ города с сообщением об открытии в новом учебном году двух факультетов: современные информационные технологии и юридический. В письме сообщалось также о том, что правила приема на указанные факультеты общие. Письмо было составлено исполнителем Степановой и подписано директором Л.Б.Мартынюком 15 марта текущего года.

 

                                             Вариант 4

Ваша организация решила провести практический семинар для бухгалтеров партнерских фирм по использованию новых информационных технологий. Цель семинара – повышение квалификации бухгалтеров. Отправьте  письмо - приглашение  для участия в семинаре. Затем составьте письмо-сообщение о времени и месте проведения семинара.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Альбом форм организационно-распорядительных документов / авт.-разр. Э.Н. Давыдова (и др.). Мн., 2002.

2.СТБ 6.38-2016. Унифицированная система ОРД. Требования к оформлению документов.

3.Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь», 2017.

4.Рыбаков, А.Е. Основы делопроизводства