СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление конспекта урока подготовки и проведения сочинения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Написание сочинения-описания.

Тип урока: урок развития речи (сочинение)

Цель: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения;

Задачи:

  • путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях обучающихся;
  • воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;
  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Составление конспекта урока подготовки и проведения сочинения»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»




специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании



Составление конспекта урока подготовки и проведения сочинения




Выполнила:

студентка 3 курса группы Вкш

школьного отделения

Поддубная Валерия Алексеевна





Краснодар, 2021 г.

Тридцатое января.

Практическое занятие.

Составление конспекта урока подготовки и проведения сочинения.

Тема: Написание сочинения-описания.

Тип урока: урок развития речи (сочинение)

Цель: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения;

Задачи:

  • путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях обучающихся;

  • воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;

  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование: репродукция картины И. С. Остроухова “Золотая осень”, музыкальный альбом П. И. Чайковского “Времена года”, выставка рисунков детей, плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами словарной работы, “Орфографический словарь” Д. Н. Ушакова, плакат с эпиграфом урока: Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… (А. С, Пушкин).


Ход урока

Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес; беседа на уроке изобразительного искусства и живописи и о жанре пейзажа.

Этапы

Содержание урока

Примечания

Организация начала урока

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Психологический настрой детей на работу


Рассказ о художнике и истории создания картины

1. Вступительное слово учителя и беседа с обучающимся.

– Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски проявились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).

– На уроке изобразительного искусства мы говорили о то, что рисунок, картина с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Илья Семёнович Остроухов.

Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями. В юные годы он увлекался коллекционированием образцов флоры и фауны. Живопись на протяжении всей жизни оставалась для Остроухова лишь одним из его многочисленных занятий.

Первый раз Остроухов попробовал себя в роли художника только в 1879 году. Причем познавать азы художественного мастерства ему приходилось самому. Остроухов руководствовался рекомендациями И.И. Шишкина, И.Е. Репина. Чтобы овладеть мастерством художника, он в начале восьмидесятых отправляется в Санкт-Петербург, где берет уроки у П.П. Чистякова. Большую роль в становлении Остроухова как художника сыграл кружок в Абрамцево, где собирались люди, интересующиеся культурой.

Известность приходит к художнику уже в середине восьмидесятых. Он работает в духе Левитана над «пейзажами настроения». Появляются картины «Первая зелень», «Золотая осень». От работ Левитана эти полотна отличаются тем, что драматизм бытия не пронизывает весь пейзаж, напротив, они показывают всю красоту жизни.

Настоящим триумфом Остроухова стала картина «Сиверко», написанная в 1890 году. Она представляет собой панорамный пейзаж. Эта работа отличается повышенной степенью обобщенности, в ней выражается вся та гамма чувств, которые волнуют человека при взаимодействии с природой. Полотно приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков, назвав картину «Сиверко» лучшей в ряде пейзажей галереи.

К несчастью, эта картина так и осталась единственным полотном Остроухова, которое имело большой успех. Почти все его время занимало коллекционирование. Остроухов собирал иконы, живопись. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова». Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России.


Беседа по картине

2. Рассматривание репродукций картины И. С. Остроухова “Золотая осень”.

А) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа “Золотая осень”?

В) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Остроухова, – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

Г) Вывод-обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель).


Словарно-стилистическая работа по теме урока

А) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

Б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

В) Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

- Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)

Г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.


Составление плана сочинения

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Остроухова?

План:

  1. И. С. Остроухов, история создания картины «Золотая осень»

  2. Краски осени. Цветовое решение картины.

  3. Моё отношение к картине.


Написание первого варианта сочинения (редактирование)

- Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого обучающегося)

Материал к сочинению

Осень 

Яркая, золотая, волшебная, праздничная 

Лес 

Сказочный, таинственный, загадочный

Старые клены 

Огромные, роскошные, раскидистые

Молодые клены 

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле 

Как ковер из крупных разноцветных листьев

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется

Сороки 

Белобокие, скачущие по траве

Сплетенные деревья 

Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями 

Небо 

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток

Настроение 

Радостное, праздничное, восторженное 



Информация о д/з

отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.


Итог урока

Расскажите, что сегодня на уроке у вас получилось, а с чем возникли затруднения?