СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление рассказа из личного опыта детей с использованием картин-схем. Закрепление произношения звуков [С], [З].

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. уточнение и закрепление лексики по теме «Зима»; 2. подбор родственных слов к именам существительным; 3. упражнение в подборе имён прилагательных - антонимов; 4. закрепление произношения звуков [с] ,[з]; 5. развитие зрительного внимания;  6. обучение составлению рассказа с использованием картин – схем; 7. ориентирование детей на семейные ценности.

Просмотр содержимого документа
«Составление рассказа из личного опыта детей с использованием картин-схем. Закрепление произношения звуков [С], [З].»

Составление рассказа из личного опыта детей с использованием картин-схем. Закрепление произношения звуков [С], [З].



Цели:

1. уточнение и закрепление лексики по теме «Зима»;
2. подбор родственных слов к именам существительным;
3. упражнение в подборе имён прилагательных - антонимов;
4. закрепление произношения звуков [с] ,[з];
5. развитие зрительного внимания; 
6. обучение составлению рассказа с использованием картин – схем;
7. ориентирование детей на семейные ценности.

Оборудование: изображения снегиря, Маши – героини мультфильма

« Маша и Медведь», «снежинки» на ниточках, символы звуков [с],[з], набор «Снеговик», для работы на доске, схемы-картинки для составления рассказа «Лепим снеговика», конверты для аппликации.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Восп.: ребята сегодня нас ждёт много интересного, к нам придут сказочные гости, но сначала я загадаю вам загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. Что это? (ответ детей : «зима»)


Восп.: Да, ребята, конечно, это зима, и мы с вами продолжаем разговор об этом времени года и послушаем стихи о зиме.

Чтение стихотворения детьми.

Зима .
На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.

На заборах, на крылечке
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка – 
Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине 
Ярче прежнего горят.


Восп.: Спасибо, ребята. В наших края зима приходит надолго и в русском языке много слов, родственных слову «зима». Сейчас мы их подберём :


-зимний,

-зимушка,

-зимовать,

-на зимовье.

Во всех словах общая часть «зим».

А теперь мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».
Подбор антонимов:
Горячий – холодный
Черный – белый
Тяжёлый –лёгкий
Твёрдый – мягкий
Повтор всех ответов: холодный, белый, лёгкий, мягкий – о чем так можно сказать? (ответ детей : « снег»)
А теперь подберём к этому слову родственные слова :

- снежок,

-снежный,

-снеговик,

-Снегурочка,

-снежинка,

-снегирь (снежная птичка). Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая примета «Как только пойдет первый снежок – жди снегиря».


Восп.: Сейчас я вам прочитаю «Снежное стихотворение», а вы будете внимательно слушать и добавлять слова, имеющие общую часть, то есть родственные.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …СНЕГ.
С неба падают пушинки – 
Серебристые СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью …СНЕГОВОЮ.
На просёлки, на лужок
Всё снижается …СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью…СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят – 
Всё сильнее …СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик
Мы одели…СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка – 
Эта девочка - …СНЕГУРКА.
На снегу-то , посмотри – 
С красной грудкой…СНЕГИРИ.
... Словно в сказке , как во сне,
Землю всю украсил…СНЕГ.


Во всех словах , которые вы добавили, имеется общая часть – «снег или снеж».

Восп.: А теперь произнесём «зимние» скороговорки:
Са-са-са, са-са-са,
Сани , санки , небеса.
Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? Звук [С].
Вспомним, этот звук гласный или согласный? Почему? Воздух встречает преграду, когда мы произносим звук [С]. Положите руку на горлышко. Горло дрожит? Нет, значит звук [С] глухой.


Произносим следующую скороговорку: «Звенят берёзы на морозе».

Какой звук вы слышали чаще других сейчас? Звук [З]. Этот звук гласный или согласный? Почему? Руки положим на горло. Горло дрожит? (Да.) Значит, звук звонкий.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


Давайте немного передохнем

  1. «Подуй на снежинку» – упражнение на развитие физиологического выдоха.
    Дует ветер, дует, 
    Дует, задувает.
    (Дети берут снежинки на нитках и дуют на них).


  1. Динамическое упражнение «Снежинки кружатся».



И.п. – ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.


Восп.: А вот и наши гости – красногрудый снегирь и Маша!


- Здравствуйте, ребята, - пропел Снегирь.
- Привет ! – весело сказала Маша. - Мы пришли к вам в гости, узнать, чем вы любите заниматься зимой.
ребята давайте поздороваемся со снегирём Машей:

Здравствуй, уважаемый Снегирь, здравствуй дорогая Маша. Конечно, мы всё расскажем, да не просто расскажем, а загадаем всем загадки. 
(воспитатель читает загадки и по мере отгадывания выставляет картинки)


Мчусь как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня…(коньки)


Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры – 
Помчались с горы. ( санки)


Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я -…(хоккей).


Выставляется картинка с изображением игры в снежки.

- «как называется эта игра?»


Выставляется картинка с изображением игры «Лыжники» -

-«Чем занимаются ребята, изображённые на этой картинке?»

Восп.: Все эти игры проходят на улице. Для чего нам нужно много гулять на свежем воздухе? 
( Ответ: Чтобы быть крепкими, закалёнными, сильными).

-Помогают детям стать крепкими спортивные игры, например хоккей, а кто скажет, как называются игроки в хоккей? (хоккеисты),

- на коньках катаются…(конькобежцы),

- на лыжах ходят лыжники,

- биатлоном занимаются …биатлонисты.

Итак, давайте ещё раз назовём зимние забавы – перечисляем содержание картинок. (В процессе называния убирает картинки).


Восп.: Ребята, Снегирь мне говорит, что шёл он к вам не только с Машей, был ещё один друг. Отгадайте, кто это.

Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с ёлкой.
К холодам давно привык
Наш весёлый … (Снеговик)


 Восп.: но он так спешил к вам в гости что рассыпался. Соберём его?

Игра « Собери снеговика» . Дети составляют снеговика из деталей на доске.


Восп.: А вы , ребята, умеете лепить снеговиков? Мы сейчас вспомним, как это делать, а помогут нам в этом картинки-схемы.


Восп.: Что мы делаем сначала? (Ответ. Мы катаем (лепим) большой ком. Этот ком будет нижним.)

-Какого размера должен быть нижний ком? (Ответ. Большой, тяжёлый, нижний.)
Теперь я хочу услышать полный ответ. Так какой ком мы катаем сначала? 
Полный ответ: «Сначала мы катаем большой тяжёлый нижний ком.»


Восп.: А дальше что будем делать? (Ответ. Лепим второй ком).


Восп.: Какой он должен быть по размеру? Этот ком больше или меньше, тяжелее или легче, чем первый? (Ответ. Немного меньше и легче первого).

 
Восп.: Что мы с ним должны сделать, когда слепим? (Ответ. Мы поставим сверху на большой ком.)

Восп.: Как вы думаете, его удобнее ставить одному или вдвоём? (Ответ. Вдвоём)

 
Восп.:
А почему? Потому что вдвоём не только легче и быстрее, но и надёжнее. Вдвоём ком не уронишь! Давайте дадим полный ответ, что же мы делаем со вторым комом?
Полный ответ: «Затем мы лепим ком поменьше и ставим его сверху.»


Восп.: Что мы делаем дальше? (добавить три комочка – один большой, два маленьких – голову и руки).

Ответ. Мы должны добавить три комка: побольше – это голова, два поменьше – это руки).
Полный ответ: «Затем мы лепим три небольших комка :голову и руки».


Восп.: Как вы думаете, каких деталей не хватает снеговику?

 ( Ответ. Глаз и носа, пуговичек, шапочки ).

Правильно, снеговика надо украсить.


Подумайте, из чего можно сделать глаза, рот, пуговички?

(Ответ. Из ягод рябины, камушков, принести пуговицы из дома, для носа можно использовать морковку, шишку или палочку, а ведёрко наденем как шапочку)

А если нет ведёрка? Что можно сделать?


Восп.: Мы украсили снеговика : вставили глазки , рот и глазки из ягод рябины, нос-морковку, на голову поставили шапочку из ведёрка.


Вот такой у нас замечательный снеговик! 


образец составления рассказа.


Я , ребята, представила себя маленькой девочкой, такой как Маша. И решила вам рассказать о том, какой бы снеговик получился у меня. Вот послушайте.

«Ясным зимним днём мама, папа и я вышли на улицу. Снег сверкал на солнце и всем было радостно. « Давайте слепим снеговика!» , - предложила я. « Давай.», - согласились мама и папа. Я начала лепить первый ком, а мама и папа мне помогали. Огромный получился ком. Затем мы скатали средний комок - поменьше, и мама и папа помогли мне поставить его на большой ком. Маленькие комочки - голову и ручки слепила я, а папа прикрепил их на место. Вместе с мамой мы украсили снеговика. Вы спросите как? Вместо глаз вставили ягоды рябины, носом стала морковка, на голову надели ведро. Чудесный снеговик получился!»


А теперь помечтаем (закройте все глазки) , представьте как вы пойдёте на прогулку с родителями и будете вместе лепить снеговика.

«Дело было зимним днём. Стояла солнечная морозная погода…..

Я, мама, папа, (сестра, брат) пошли гулять…»

(Выставляется первая картинка, затем дети по очереди описывают как они лепили снеговика. Дети предлагают свои рассказы.)


На последок хочу поделиться с вами чудесным стихотворением, послушайте внимательно….


Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замерзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – снеговик. 


Наши гости прощаются с вами, ребята, поблагодарим их и пообещаем, что будем ждать следующей встречи. До свиданья, Снегирь, до свиданья , Маша и Снеговик!






Итог занятия.
Ну вот и заканчивается наше занятие, вспомним о чём мы говорили :
- о зиме и снеге, подбирали родственные слова;
- о зимних забавах;
- отгадывали загадки 
- вспоминали как слепить снеговика и даже составили о этом рассказ.


А теперь вас ждёт сюрприз: в этих конвертах лежат детали снеговика, их вы заберете домой и вместе с родителями сделаете аппликацию на память и расскажите им какие друзья сегодня заходили к нам в гости и как чудесно мы провели с ними время и многому научились.