СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций»

Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций

Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций

На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

До начала 90-х годов ХХ века устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения.

До начала 90-х годов ХХ века устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения.

Авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф, показали, что на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери.

Авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф, показали, что на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций   Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций   Создана для предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях , объединяет : органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Создана для предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях , объединяет :

органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

Основные задачи РСЧС

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Основные задачи РСЧС подготовка населения к действиям при ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основные задачи РСЧС

  • подготовка населения к действиям при ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Структура РСЧС РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, охватывающий всю территорию РФ; региональный, территорию нескольких субъектов РФ; территориальный, территорию субъектов РФ; местный, территорию района (города, населенного пункта); объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.

Структура РСЧС

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • региональный, территорию нескольких субъектов РФ;
  • территориальный, территорию субъектов РФ;
  • местный, территорию района (города, населенного пункта);
  • объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.
Органы управления системы РСЧС Координирующие органы: на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти; на региональном уровне — комиссии не создаются; на территориальном уровне — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления; на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Органы управления системы РСЧС

Координирующие органы:

  • на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
  • на региональном уровне — комиссии не создаются;
  • на территориальном уровне — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Органы управления системы РСЧС Постоянно действующие органы: на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО; на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС, региональные центры; на территориальном уровне — главные управления по делам ГО и ЧС по субъектам Российской Федерации; на местном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач; на объектовом уровне — структурные подразделения организаций.

Органы управления системы РСЧС

Постоянно действующие органы:

  • на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
  • на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС, региональные центры;
  • на территориальном уровне — главные управления по делам ГО и ЧС по субъектам Российской Федерации;
  • на местном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач;
  • на объектовом уровне — структурные подразделения организаций.
Орган повседневного управления РСЧС Федеральное казенное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»   является органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Орган повседневного управления РСЧС

Федеральное казенное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»   является органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Режимы функционирования РСЧС В РСЧС установлено три режима функционирования. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; режим повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Режимы функционирования РСЧС

В РСЧС установлено три режима функционирования.

  • режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
  • режим повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Режим повседневной деятельности наблюдение за состоянием окружающей среды и обстановки на потенциально опасных объектах; планирование и выполнение мер по предупреждению ЧС и обеспечению защиты населения; подготовка органов управления; подготовка сил и средств к действиям при ЧС. создание и пополнение финансовых и материальных резервов.

Режим повседневной деятельности

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и обстановки на потенциально опасных объектах;
  • планирование и выполнение мер по предупреждению ЧС и обеспечению защиты населения;
  • подготовка органов управления;
  • подготовка сил и средств к действиям при ЧС.
  • создание и пополнение финансовых и материальных резервов.
Режим повышенной  готовности выявление причин ухудшения обстановки. выработка предложений по её нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы и наблюдение за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах; меры по защите населения и окружающей среды; приведение в готовность сил и средств; уточнение планов действий.

Режим повышенной готовности

  • выявление причин ухудшения обстановки.
  • выработка предложений по её нормализации;
  • усиление дежурно-диспетчерской службы и наблюдение за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах;
  • меры по защите населения и окружающей среды;
  • приведение в готовность сил и средств;
  • уточнение планов действий.
Режим чрезвычайной  ситуации организация защиты населения; определение границ ЧС; организация ликвидации ЧС; работы по первоочередному обеспечению пострадавшего населения; непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на аварийных объектах.

Режим чрезвычайной ситуации

  • организация защиты населения;
  • определение границ ЧС;
  • организация ликвидации ЧС;
  • работы по первоочередному обеспечению пострадавшего населения;
  • непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на аварийных объектах.
Силы и средства РСЧС Силы и средства наблюдения и контроля Силы и средства ликвидации  чрезвычайных ситуаций

Силы и средства РСЧС

Силы и средства наблюдения и контроля

Силы и средства ликвидации

чрезвычайных ситуаций

Силы и средства наблюдения  и контроля службы (учреждения) и организации, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территори­ях; формирования Госсанэпиднадзора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

Силы и средства наблюдения и контроля

  • службы (учреждения) и организации, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территори­ях;
  • формирования Госсанэпиднадзора России;
  • ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
Силы и средства наблюдения  и контроля службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за ка­чеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России; геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделе­ния Минатома России; учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуа­ций; учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Силы и средства наблюдения и контроля

  • службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за ка­чеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;
  • геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделе­ния Минатома России;
  • учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуа­ций;
  • учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
Силы и средства ликвидации  чрезвычайных ситуаций войска гражданской обороны; поисково-спасательная служба МЧС России; военизированные и невоенизированные противопожарные, ава­рийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстанови­тельные и аварийно-технические формирования федеральных ор­ганов исполнительной власти; формирования и учреждения Всероссийской службы медицины ка­тастроф;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

  • войска гражданской обороны;
  • поисково-спасательная служба МЧС России;
  • военизированные и невоенизированные противопожарные, ава­рийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстанови­тельные и аварийно-технические формирования федеральных ор­ганов исполнительной власти;
  • формирования и учреждения Всероссийской службы медицины ка­тастроф;
Силы и средства ликвидации  чрезвычайных ситуаций формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; военизированные службы Росгидромета по активному воздей­ствию на гидрометеорологические процессы; формирования ГО территориального, местного и объектового уровней; специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формиро­ваний, предназначенные для ликвидации ЧС;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

  • формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
  • военизированные службы Росгидромета по активному воздей­ствию на гидрометеорологические процессы;
  • формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
  • специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формиро­ваний, предназначенные для ликвидации ЧС;
Силы и средства ликвидации  чрезвычайных ситуаций аварийно-технические центры Минатома России; службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной служ­бы России; восстановительные и пожарные поезда МПС России; аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной служ­бы морского флота, Федеральной службы речного флота.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

  • аварийно-технические центры Минатома России;
  • службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной служ­бы России;
  • восстановительные и пожарные поезда МПС России;
  • аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной служ­бы морского флота, Федеральной службы речного флота.
Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!