Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.
До начала 90-х годов ХХ века устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения.
Авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф, показали, что на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Создана для предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях , объединяет :
органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи РСЧС
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Основные задачи РСЧС
- подготовка населения к действиям при ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Структура РСЧС
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
- федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
- региональный, территорию нескольких субъектов РФ;
- территориальный, территорию субъектов РФ;
- местный, территорию района (города, населенного пункта);
- объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.
Органы управления системы РСЧС
Координирующие органы:
- на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
- на региональном уровне — комиссии не создаются;
- на территориальном уровне — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Органы управления системы РСЧС
Постоянно действующие органы:
- на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
- на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС, региональные центры;
- на территориальном уровне — главные управления по делам ГО и ЧС по субъектам Российской Федерации;
- на местном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач;
- на объектовом уровне — структурные подразделения организаций.
Орган повседневного управления РСЧС
Федеральное казенное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» является органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Режимы функционирования РСЧС
В РСЧС установлено три режима функционирования.
- режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
- режим повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Режим повседневной деятельности
- наблюдение за состоянием окружающей среды и обстановки на потенциально опасных объектах;
- планирование и выполнение мер по предупреждению ЧС и обеспечению защиты населения;
- подготовка органов управления;
- подготовка сил и средств к действиям при ЧС.
- создание и пополнение финансовых и материальных резервов.
Режим повышенной готовности
- выявление причин ухудшения обстановки.
- выработка предложений по её нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы и наблюдение за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах;
- меры по защите населения и окружающей среды;
- приведение в готовность сил и средств;
- уточнение планов действий.
Режим чрезвычайной ситуации
- организация защиты населения;
- определение границ ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- работы по первоочередному обеспечению пострадавшего населения;
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на аварийных объектах.
Силы и средства РСЧС
Силы и средства наблюдения и контроля
Силы и средства ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Силы и средства наблюдения и контроля
- службы (учреждения) и организации, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- формирования Госсанэпиднадзора России;
- ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
Силы и средства наблюдения и контроля
- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;
- геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Минатома России;
- учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуаций;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
- войска гражданской обороны;
- поисково-спасательная служба МЧС России;
- военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
- военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
- формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
- специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
- аварийно-технические центры Минатома России;
- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- восстановительные и пожарные поезда МПС России;
- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота, Федеральной службы речного флота.
Спасибо за внимание!