СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составное глагольное сказуемое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Составное глагольное сказуемое»

Урок 18. Составное глагольное сказуемое

Цель урока: дать понятие о составном глагольном сказуемом и способах его выражения.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, занимательные задания.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктантпреданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат, удивлять, поражать, постамент, пьедестал, каникулы, маршрут. Составить предложения, в которых глаголы этого диктанта в форме разных наклонений выступали бы в роли простых глагольных сказуемых.

II. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы

— Что называется сказуемым?

— Каковы признаки простого глагольного сказуемого?

— Чем может быть выражено простое глагольное сказуемое? (Формами любого из наклонений, фразеологическими оборотами книжной и разговорной речи, глагольными междометиями.)

2. Задания упр. 124 (схемы предложений, морфологический разбор) — на доске (3 человека). В это время упр. 124, 126 (II) — устно, «по цепочке».

III. Закрепление темы «Простое глагольное сказуемое» (Упр. 128 — устно)

Комментарий учителя

I часть — описание, параллельная связь предложений, действия происходят одновременно; II — повествование, цепная связь, действия происходят последовательно; III — рассуждение, цепная связь, в первом предложении в составе сложного — обобщенное значение действия, действие во втором предложении согласуется с обобщенным значением.

IV. Изучение темы «Составное глагольное сказуемое»

Слово учителя.

1. Если в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в одном глаголе-сказуемом, то в составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое — в неопределенной форме глагола, грамматическое — во вспомогательном слове. Например:

Мы продолжали изучать тему. Я рад помочь вам.

2. Упр. 129.

Подчеркнем, что грамматическое значение (значение наклонения) сказуемого выражают вспомогательные слова.

3. Понятие о вспомогательных словах и нулевой связке в предложении.

— Какие слова в тексте упр. 129 являются вспомогательными?

— Какие смысловые значения они выражают?

Вывод: Вспомогательными словами бывают, во-первых, глаголы со значением начала, конца, продолжения действия: начать, кончить, прекратить, продолжить и т. д.; во-вторых, глаголы и краткие прилагательные с модальным значением, то есть со значением возможности, желательности, необходимости: хотеть, мочь, желать, рад, должен, обязан, готов, намерен и т. п. Вспомогательными словами могут быть и глаголы эмоционального отношения: любить, нравиться. Например: Любишь ты поспорить! Ему нравилось разыгрывать друзей. (Запишем примеры вспомогательных слов на доске и в тетрадях.)

Если вспомогательное слово — краткое прилагательное, при нем обязательна связка: Я намерен был уехать сегодня же. Связка может быть нулевой, если речь идет о настоящем времени: Я намерен ехать сегодня же. Для иллюстрации разберем упр. 132.

Связка легко восстанавливается, если перевести план настоящего времени в прошлое или будущее: Мы должны это уметь. Мы должны были это уметь. Мы должны будем это уметь. Обратим внимание, что в составном глагольном сказуемом вспомогательное слово может отделяться от инфинитива другими членами предложения.

V. Закрепление изученного

1. Чтение теоретического материала § 13 на страницах 61-62. На доске и в тетрадях запишем формулу составного глагольного сказуемого (СГС):

СГС = вспомогательное слово (слова) + инфинитив

2. Упр. 130: разграничение простого глагольного сказуемого, выраженного формой сложного будущего времени, и составного глагольного сказуемого.

3. Упр. 134, 135, 136 (устно): развитие речи (синонимическая замена).

VI. Словарная работа

Выписать слова в рамках: конференция, конгресс; составить с ними предложения, в состав которых входили бы простые и составные глагольные сказуемые.

VII. Занимательная лингвистика

Найдите «четвертое лишнее» среди сказуемых в предложениях:

1) В клетке соловей перестал петь.

2) Команда будет выступать на своем поле.

3) Мы будем рады видеть вас у себя.

4) Оксана любила покрасоваться.

(Ответ: во втором предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.)

Домашнее задание. §13; упр. 137 — письменно.