СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Составное именное сказуемое".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок в 8 классе. тема "Составное именное сказуемое". 

Просмотр содержимого документа
«"Составное именное сказуемое".»

Тема: Составное именное сказуемое. Урок в 8 классе Магомедкадиева З.Р. , учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №1  Ст. Ачи

Тема: Составное именное сказуемое.

Урок в 8 классе

Магомедкадиева З.Р. , учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №1

Ст. Ачи

Цель :  дать понятие о составном именном сказуемом; совершенствовать умение выделять грамматическую основу предложения; развивать навыки работы с таблицами; воспитывать наблюдательность и логическое мышление.

Цель :

дать понятие о составном именном сказуемом;

совершенствовать умение выделять грамматическую основу предложения; развивать навыки работы с таблицами; воспитывать наблюдательность и логическое мышление.

Задачи: закрепить умение различать простое глагольное сказуемое “быть” с глаголом - связкой “быть” в составном именном сказуемом; выяснить, какими частями речи может быть выражена именная часть; развивать познавательный интереса учащихся; развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

Задачи:

  • закрепить умение различать простое глагольное сказуемое “быть” с глаголом - связкой “быть” в составном именном сказуемом;
  • выяснить, какими частями речи может быть выражена именная часть;
  • развивать познавательный интереса учащихся;
  • развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.
 Теоретические вопросы: Что такое грамматическая основа предложения? Что называется подлежащим? Какие виды сказуемых существуют в русском языке? - Чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного? - Какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

Теоретические вопросы:

Что такое грамматическая основа предложения?

Что называется подлежащим?

Какие виды сказуемых существуют в русском языке?

- Чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

- Какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

Задание: Записать предложения, определить вид сказуемого Храбрый пули не боится. Будешь любить, коли сердце болит. Был бы друг, найдётся и досуг. Любишь браниться, умей и помириться. Много искать станешь – ничего не достанешь. Каждый трус о храбрости толкует. Есть терпенье – будет и уменье. Умел ошибиться – умей и поправиться.

Задание: Записать предложения, определить вид сказуемого

  • Храбрый пули не боится. Будешь любить, коли сердце болит. Был бы друг, найдётся и досуг. Любишь браниться, умей и помириться. Много искать станешь – ничего не достанешь. Каждый трус о храбрости толкует. Есть терпенье – будет и уменье. Умел ошибиться – умей и поправиться.
Орфографическая разминка. расстилается,   косьба, предполагал.

Орфографическая разминка.

  • расстилается,   косьба, предполагал.
Составное именное сказуемое. СИС = глагол- связка  +  именная часть.

Составное именное сказуемое.

  • СИС = глагол- связка именная часть.
Цели: - научиться находить в предложениях составное именное сказуемое; - выяснить, какие глаголы могут выступать в роли глагола – связки; - определить, какими частями речи может быть выражена именная часть

Цели:

  • - научиться находить в предложениях составное именное сказуемое;
  • - выяснить, какие глаголы могут выступать в роли глагола – связки;
  • - определить, какими частями речи может быть выражена именная часть
Таблица   Быть(в наст времени нулевая ) Ты весёлый. Ты был веселым. стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться,  представляться    Мне сделалось страшно. -   глаголы со значением движения, положения в пространстве:  приехать, прийти, вернуться,  стоять, сидеть др   Из похода мы вернулись усталые.

Таблица

Быть(в наст времени нулевая )

Ты весёлый. Ты был веселым.

стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться

  Мне сделалось страшно.

-   глаголы со значением движения, положения в пространстве:  приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др

Из похода мы вернулись усталые.

Александр Сергеевич  Пушкин 1799 - 1837

Александр Сергеевич

Пушкин

1799 - 1837

Задание 1. Составить схемы «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых Простое глагольное сказуемое глагол в форме одного из наклонений = Составное глагольное сказуемое вспомогатель-ный глаг ол = + инфинитив Составное именное сказуемое именная  часть = + глагол-связка

Задание 1. Составить схемы «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых

Простое глагольное сказуемое

глагол в форме одного из наклонений

=

Составное глагольное сказуемое

вспомогатель-ный глаг ол

=

+

инфинитив

Составное именное сказуемое

именная

часть

=

+

глагол-связка

Анализ предложения Известный литератур… вед и критик Владимир Яковлевич Лакшин долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир» вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом соверше … ого иску … тва. о , , сс нн

Анализ предложения

Известный литератур… вед и критик Владимир Яковлевич Лакшин долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир» вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом соверше … ого иску … тва.

о

,

,

сс

нн

Задание 2 (для работы на интерактивной доске) Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого. 1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. 2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. 3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

Задание 2 (для работы на интерактивной доске) Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.

1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.

3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

Тест Прочитайте текст. Отметьте галочкой или обведите кружочком правильные ответы. 1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка) I.  Простым предложением является: А 1,2. Б 2,3. В 1. Г 3,4

Тест

Прочитайте текст. Отметьте галочкой или обведите кружочком правильные ответы.

1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам.

(А.С. Пушкин. Капитанская дочка)

I. Простым предложением является:

А 1,2. Б 2,3. В 1. Г 3,4

1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка) II. Причастный оборот есть в предложении:   А 2. Б 2,3. В 3. Г 4 III. Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):   А 1. Б 2. В 3. Г 4

1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам.

(А.С. Пушкин. Капитанская дочка)

II. Причастный оборот есть в предложении:

 

А 2. Б 2,3. В 3. Г 4

III. Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

 

А 1. Б 2. В 3. Г 4

1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка) IV. Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):   А 4. Б 2,3, 4. В 1, 2. Г 2.

1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам.

(А.С. Пушкин. Капитанская дочка)

IV. Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

 

А 4. Б 2,3, 4. В 1, 2. Г 2.

1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка) V. Сказуемое в 1 предложении является: А простым глагольным Б составным именным В составным глагольным

1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам.

(А.С. Пушкин. Капитанская дочка)

V. Сказуемое в 1 предложении является:

А простым глагольным

Б составным именным

В составным глагольным

Рефлексия Какие сведения мы повторили на уроке? На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной? Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным? Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими? Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?

Рефлексия

Какие сведения мы повторили на уроке?

На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной?

Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным?

Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими?

Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?

Домашнее задание (по выбору) : 1)параграф №21, упр. 111 2)параграф № 21, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»

Домашнее задание (по выбору) :

1)параграф №21, упр. 111

2)параграф № 21, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»

Источник шаблона:  Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново  Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Интернет – ресурсы: http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фон  http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png  перо, чернильница, тетрадь  http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png перья http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png свиток  http://s3.uploads.ru/5o8gm.png рамка http:// www.bibliotekar.ru/Kartiny1/68.htm gортрет http:// 900igr.net/kartinki/matematika/Prijomy-uchebnoj-dejatelnosti/013-Ejo-tsel-i-rezultat-sostojat-v-izmenenii-samogo-subekta-dejatelnosti.html книги

Интернет – ресурсы:

http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png

фон

http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png

перо, чернильница, тетрадь

http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL

http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png

перья

http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png

свиток

http://s3.uploads.ru/5o8gm.png

рамка

http:// www.bibliotekar.ru/Kartiny1/68.htm

gортрет

http:// 900igr.net/kartinki/matematika/Prijomy-uchebnoj-dejatelnosti/013-Ejo-tsel-i-rezultat-sostojat-v-izmenenii-samogo-subekta-dejatelnosti.html

книги