СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состояние и перспективы развития туризма в Кожевниковском районе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается определение понятию "туризм". Прослеживаются основные этапы развития туризма.Дается конкретное положение вещей в этой сфере. Рассматриваются проблемы развития туризма в Кожевниковской сфере.ом районе, дается описание положительного опыта в эт

Просмотр содержимого документа
«Состояние и перспективы развития туризма в Кожевниковском районе.»

К.В.Михайлов

Студент 1 курса ОГБПОУ «КТАБ» специальность: Механизация сельского хозяйства

Руководитель: О.И.Синявина преподаватель ОГБПОУ «КТАБ»


Состояние и перспективы развития туризма в Кожевниковском районе.


Для того чтобы дать характеристику современному состоянию сферы досуга и туризма необходимо рассмотреть само понятие «туризм». Дать краткое и при этом полное определение этому понятию из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. В процессе развития давались различные толкования этому термину, и каждое из них отражает те или иные стороны туризма. Базовыми критериями для определения «туризма» являются:

  • Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания.

  • Пребывание в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 и более месяцев).

  • Оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).

Туризм как специфическая форма деятельности возник сравнительно недавно, но корни его уходят в древние времена.

С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определённых услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т. д. В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. Римская аристократия активно участвовала в рекреационных путешествиях — на свои виллы, к морю, в горы.

На востоке в древности путешествовали караванами на верблюдах. В средние века среди путешествий усилился религиозный фактор — огромные массы людей устремлялись к христианским и мусульманским святыням. И только эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые люди нередко отправлялись в тур по Европе, прежде чем заняться профессией. Европейское общество отдыхало на курортах Швейцарии, Германии, Австрии, Греции, Италии.

Этапом массового туризма можно считать зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг (XIX век), а также становление массового и социального туризма (до Второй мировой войны) и быстрое развитие индустрии туризма и массового конвейерного туризма (до 80-х годов XX века).

Туризм становится стилем жизни, усиливается тенденция к расширению ассортимента услуг, появлению новых объектов рекреации. Популярными становятся индивидуальные туры, экологический и спортивный туризм.

В СССР развивалась сеть профсоюзных лечебно-профилактических и курортных учреждений, детский сезонный и спортивный туризм. Выездной туризм за пределы СССР был обставлен многочисленными препонами и доступен только узкой группе лиц. Путешествия за границу семьями не допускались[2]. Наряду с этим СССР по размаху туристического движения занимал одно из первых мест в мире.

На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.

В этих условиях социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала[1]. Годовой доход от международного туризма ещё в1995 году оценивался в 373 млрд. долл. При этом совершено было 567 млн. международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн. человек[1]. На сферу туризма приходится около 6 % мирового ВНП, 6 % рабочих мест, 11 % мировых потребительских расходов[1].

Быстрое усиление финансово-экономических позиций туристской отрасли привело к тому, что во многих странах мира туризм стал существенным фактором регионального развития.

Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Интенсивность туризма — показатель, дающий представление о том, какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну поездку. Когда интенсивность туризма выше 50 %, можно говорить, что в данной стране туризм имеет массовый характер. Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом.

С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг — в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990-х годов, когда одновременно шло три процесса: распад предприятий советского времени (экскурсионных бюро, бюро путешествий); создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами и турагентами; модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали Европейская часть России, Кавказ и горы Западной Сибири. Это отдых в приморских городах — (Сочи, Геленджик, курорты калининградского взморья) и познавательный туризм в культурно-исторических центрах («Золотое кольцо России», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Псков, Углич, Ярославль, Дмитров, Казань). Экологический и спортивный туризм, сафари-туры (охота, рыбалка) развиваются практически на всей территории страны, популярны речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, морские круизы на Дальнем Востоке. Зимние виды туризма, альпинизм, водный туризм, треккинг культивируются на Урале, в частности на севере Пермского края, Алтае, Кавказе, Камчатке, в Карелии, Архангельской области. Все большее значение в России приобретает альтернативный— туризм нестандартных достопримечательностей техногенного, архитектурного, природного и др. характера.

Каково же положение туристической сферы, и каковы перспективы ее развития в нашем районе? Пока о развитии туризма в нашем районе больше говорится, нежели делается. На создание инфраструктуры нужны огромные финансовые ресурсы, которых нет в бюджетах наших поселений. Для бизнеса сельский туризм не стал привлекательным направлением вложения средств. Красот в нашей природе мало для того, чтобы люди вместо Турции и Крыма стали ездить в Старую Ювалу, Вороново или Уртам. В районе можно показать Базойский кедровник, самый большой в Томской области ботанический памятник природы, козоферму Г.А.Прокопьевой, КФХ Дудкиных, КФХ И.С.Мошняги, где начали изготавливать сыр, сметану, масло. Интересны были бы для туристов праздники, проводимые в Руян-городе, Сабантуй в Батурине.

Еще в начале 2014 года предлагался проект создания школьных туристических маршрутов. Дети не знают, как живут и чем занимаются люди в селах нашего района. А маршруты могут быть разные: исторические, природоведческие, этнические, культурные и деловые. Например, в Еловке проводились раскопки древних стоянок людей, в Новосергеевке обнаружены кости мамонта. Есть интересные производства, коллективные и частные предприятия.

Одним из привлекательных направлений в Кожевникове может стать производственный туризм. Жителям и гостям района, прежде всего детям, будет интересно посетить пивзавод, ООО «Красная горка» (производства рапсового масла), ООО «Подсобное» (молочный и колбасный цеха), ООО «Царина» (пошив мягкой игрушки), ООО «Дары полей» (цех по производству крупы «Геркулес»). В райцентре есть спрос на услуги гостевого туризма: горожане проживают несколько дней в деревенских условиях, вместе с детьми ухаживают за скотиной, поливают грядки, топят баню. В Дубровке наиболее реальна организация однодневных туристических туров. В хозяйстве ЗАО «Дубровское» есть своя конюшня, гостям можно предложить верховые прогулки на конях, зимой – на тройках. В схему маршрута производственного туризма войдут колбасный цех, молочно-товарный комплекс, пекарня.

Часто можно услышать, что развивать туризм у нас не стоит : морозы, комары. Но опыт Аляски говорит о том, что туризм можно развивать практически на пустом месте. На Аляске комаров не меньше, чем у нас, а из-за близости океана и ледников гораздо холоднее, чем у нас. В столице штата по улицам лоси ходят. К услугам туристов - множество сувенирных лавочек, маленьких музеев, полно приезжих. Есть небольшие гостиницы, где условия проживания прямо спартанские, но есть горячая вода и теплые туалеты. Поражает обилие рекламы.

В нашем районе с 2014 года запущен туристический эко-проект «Кожевниковский район – «Южные врата» Томской области». В рамках этого проекта успешно начал работу подпроект «Озерные колыбели». В районе с. Базой построены и обустраиваются рыбацкие домики, проведены работы по обустройству пляжа. В Базое успешно развивается придорожный гостиничный комплекс «Дилижанс» (предприниматель Александр Николаевич Федоров). Туристам предлагаются номера для проживания, автостоянка, автосервис, баня, кафе. В Базое начал работу туристический комплекс «Моя деревенька»

(предприниматель Сергей Николаевич Корсак). Туристам предлагают экскурсии с блинами, пирогами, чак-чаком. Здесь же можно полакомиться шашлыком, посидеть в летнем кафе, покататься в карете, запряженной лошадью. В нашем районе есть пример достаточно успешного развития бизнеса в сфере оказания туристических услуг: предприниматель Александр Викторович Ломакин взял в аренду озеро и оказывает платные услуги рыбалки и отдыха на воде. База отдыха «Дом рыболова» в Кожевниковском районе пока единственный крупный долговременный бизнес-проект в сфере туризма. Почему? По словам А.В Ломакина, вложения на начальном этапе слишком велики. Лично его, например, выручает бизнес в городе: заработанные средства вкладываются в обустройство озера. Налоговых льгот не предусмотрено. Чтобы сократить расходы пришлось отказаться от аренды части прилегающей к озеру территории. Конечно же, помогает Администрация района: за счет субсидии, выигранной в районном конкурсе стартующего бизнеса, удалось приобрести снегоуборщик. – Обратного хода в развитии бизнеса у меня нет, - считает Александр Викторович.- Несмотря на трудности, приходится идти вперед.

Туризм- это, прежде всего бизнес. Местные жители должны зарабатывать на услугах. Но люди пока не готовы встречать и обслуживать гостей, никто не научил их зарабатывать на этом поле. Это самая главная преграда в развитии туризма. Многие горожане отдыхают в Чилино, но мало кто знает, какими возможностями обладает село, хотя горожане любят рыбачить на реке Кинде.

Кожевниковский район, безусловно, обладает ресурсами для развития туризма, но они, практически, не используются. Дальше всего продвинулся Киреевск, население которого летом за счет отдыхающих увеличивается в несколько раз. Мало кто знает о наших озерах, о голубой глине, об Уртамском яре. Нужна целенаправленная реклама, пиар-кампания. Например, в краеведческом музее Северска есть фотография Вороновской мельницы, горожанам интересен этот объект, а в районе, практически, готовый туристический бренд не используется.

Уверен, что перспектива для развития туризма в районе есть: у нас богатейшие природные ресурсы, много уникальных уголков, которые признаны памятниками природы. У нас есть уникальная система озер и прудов, целебный воздух, кедрачи. Этот потенциал так и останется невостребованным, если не подавать идею туризма в подобающей обертке. Это, прежде всего, пиар и реклама.

О туризме можно долго рассуждать, но на современном этапе, в нашем Кожевниковском районе, пока гораздо эффективнее заниматься животноводством и полеводством с применением современных технологий. На мой взгляд, туризм в нашем районе стоит развивать прицепом к существующему и стабильно работающему бизнесу.



Список литературы

 1.Арефьев В. Е.  Введение в туризм: Учебное пособие. Изд-во АГУ, 2002. — 282 с.

2. Шевырин С. За границу! (из истории зарубежного туризма в СССР)

3.Материалы газеты Знамя труда»: №12 от 14 февраля 2015г. «Помощь на старте»,№11 от 10 февраля 2015г. «Туризм: с чего начать?», «Может ли сельский туризм стать успешным бизнесом?» (блиц-опрос)



Заявка на участие в конференции

Ф.И.О. студента

Михайлов Кирилл Владимирович

Полное наименование учебного заведения

Областное Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» (ОГБПОУ «КТАБ»)

Почтовый индекс, юридический адрес, контактные телефоны учебного учреждения

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кожевниковский техникум агробизнеса»

Почтовый адрес: 636160 Томская область, с. Кожевниково, ул. Гагарина, 36/3

ОКПО 02523713, ОГРН 1027003154606

ИНН/КПП 7008002517/7008011001

E-mail: [email protected]



Название доклада

Состояние и перспективы развития туризма в Кожевниковском районе.


Контактный телефон студента

8-913-106-76-81

Адрес электронной почты студента

-

Ф.И.О. научного руководителя, должность, звание, ученая степень

Синявина Ольга Ивановна, преподаватель

потребность в технических средствах для сопровождения выступления, помимо компьютера и проектора

нет

необходимость получения печатного сборника статей (да, нет)

да