СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сотрудничество педагогов и родителей – залог успешного обучения в музыкальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество педагогов и родителей – залог успешного обучения в музыкальной школе»

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ –

ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Шпота О.Э., преподаватель высшей квалификационной категории, старший преподаватель ГУ ЛНР «ЛУДО – МШ № 2»





Семья для ребёнка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. Семья - это определённый морально - психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно здесь складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. В семье прививаются чувства любви, долга, ответственности, справедливости… Стремление помочь своим детям в выборе их жизненного пути всегда было свойственно заботливым родителям. При этом многие из них, особенно живущие в крупных городах, начинают всё более отчётливо осознавать значимость разностороннего развития ребёнка для успешного вхождения в мир взрослой, самостоятельной жизни. Понимая, что выбор занятий в первую очередь связан с индивидуальностью ребёнка, родители стараются уже в раннем возрасте выявить природные склонности детей, включить их в ту или иную развивающую среду. В этом плане всё большей популярностью пользуются учреждения дополнительного образования, ориентированные на свободное творческое развитие. Cреди них особое место занимают детские музыкальные школы. В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель её – сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые изберут её своей профессией, но и всех, кто обучается в школе: ведь музыкальное воспитание должны получать и дети со средними природными данными. Каждый из них может стать подлинным любителем музыки - активным слушателем, участником школьного и домашнего музицирования. Решить эту задачу можно только сообща, включив в процесс обучения всё ближайшее окружение ребёнка. Но часто, отдав ребенка в музыкальную школу, убедившись в содержательности программ и достаточно высоком уровне профессионализма педагогов, работающих с детьми, многие родители считают на этом свою функцию выполненной: ведь ребёнок пристроен «в хорошие руки», его свободное время заполнено полезным творческим делом. Остаётся только ждать результатов обучения. Однако опытным педагогам хорошо известно, что далеко не каждый ребёнок способен прижиться в новом для него коллективе. И дело здесь не только в умении педагога создать доброжелательную обстановку во время урока. Значительную роль играет установка самого ребёнка на регулярные занятия музыкой. И вот здесь решающим образом могут помочь родители. Именно от них в значительной мере зависит то, как стабильно их чадо будет посещать занятия, какую роль в его жизни сыграет музыка. Очень важным на этом начальном этапе следует считать формирование не только у детей, но и у их родителей установки на успех ребёнка, которая может стать существенным фактором в развитии детского интереса к музыке. С первых же дней пребывания ребёнка в нашей школе педагоги стараются поддерживать общую атмосферу успешного сотрудничества школы, детей и родителей, постепенно формируя ориентацию на возможность достижения ребёнком положительного результата в учёбе. Юного музыканта важно убедить в том, что он непременно научится хорошо играть на инструменте в классе по специальности, а посещая другие занятия в музыкальной школе, узнает много нового и интересного. Одним из удачных методических приёмов в этом плане является участие детей и родителей в ежегодном празднике «Посвящения в юные музыканты», который проходит в нашей школе ежегодно в октябре. В этот день первоклашки впервые выступают на сцене: поют в хоре, читают стихи, участвуют вместе с родителями в весёлых конкурсах. Выступая на этом концерте, новенькие как бы получают аванс на дальнейший творческий рост. Этот концерт - посвящение является одновременно и первым в году родительским собранием, основная цель которого состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, впервые пришедших к нам с детьми, сформировать у них положительное отношение к музыкальным занятиям, создать установку на моральную поддержку ребёнка. Основа учебы в МШ - индивидуальный урок. Процесс овладения инструментом очень длительный, поэтому моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать ребёнка музыкальными занятиями, и тогда необходимый для этого труд станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах, где ребёнку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. И здесь также помощь родителей неоценима. Первое время они могут присутствовать на уроках и вместе со своим ребёнком постигать азы музыкальной грамоты, чтобы при выполнении домашних заданий суметь помочь малышу. Специфика учёбы в музыкальной школе требует систематических домашних занятий. Они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует длительной тренировки. И поэтому я на первом же родительском собрании настоятельно рекомендую родителям создать благоприятную обстановку для этих занятий. Это и покупка инструмента, и рациональный режим дня, и доброжелательная атмосфера в семье. Умение вовремя поддержать, похвалить за успехи, помочь в преодолении трудностей - каждодневная забота родителей. Будучи педагогом, я беседую об этом с папами и мамами моих учеников, прошу их чаще хвалить сына или дочку, интересоваться их достижениями и жить интересами и увлечениями своих детей. Ведь ребёнку так важно понять, что его самым близким людям интересно то, что интересно ему. Взаимодействие педагога с родителями с первых же занятий ребёнка значительно облегчает процесс его адаптации, поскольку способствует формированию благоприятной микросреды, создаёт положительный настрой всей семьи на систематические домашние занятия. Кроме того, эти контакты являются основой индивидуальной работы с ребёнком для лучшего понимания педагогом особенностей его личности. При общении с родителями мы определяем формы и методы работы с ними с учётом особенностей семьи. Ведь родители бывают разные. Это: - сотрудничающие - родители, которые позитивно реагируют на способы работы педагога, помогая ему и участвуя в предлагаемых совместных мероприятиях. Это - актив педагога. - неуверенные - это родители, которые чувствуют свою ответственность, но больше доверяют педагогу, чем себе, советуются с ним, вовремя и тщательно выполняют поручения, ждут поддержки и помощи. Таким родителям необходимо давать о ребёнке преимущественно позитивную информацию, чаще поддерживать роль родителя в достижениях ребёнка, приглашать на мероприятия, обращаться за помощью и непременно благодарить и хвалить за сделанное; - излишне импульсивные - родители, которые интересуются занятиями своего ребёнка, тщательно следя за режимом, содержанием занятий, болезненно реагируя на то, что, по их мнению, ребёнку уделяется слишком мало внимания. К своему ребёнку относятся слишком требовательно и строго. С такими родителями нужно предупреждать конфликтные ситуации, не жаловаться на ребёнка, чаще хвалить его, отмечая лишь его успехи и достижения. - пассивные – родители, которые свою функцию сотрудничества видят только в том, чтобы привести ребёнка в музыкальную школу, редко выходя на общение с педагогом. Таким родителям необходимо посылать приглашения о планируемых мероприятиях, доводить до них сведения об учёбе ребёнка. Но какими бы разными не были наши родители мы педагоги, решаем задачу взаимопонимания взрослых и детей, создания комфортных, благоприятных условий развития ребёнка в семье и школе. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Поэтому свою работу мы начинаем с повышения музыкальной культуры не только ребёнка, но и членов его семьи, чтобы создать благоприятную звуковую среду для юного музыканта. Для решения этой непростой задачи в нашей школе регулярно проводятся музыкальные вечера, посвящённые творчеству композиторов, произведениям различных жанров и стилей. На эти мероприятия, в которых принимают участие дети и их преподаватели, приглашаются мамы и папы юных исполнителей. В частности, успешно проведены вечера на тему: «Творчество Сергея Федорова». Такие встречи объединяют в совместном творчестве исполнителей и слушателей, способствуя воспитанию музыкального вкуса тех и других. На музыкальных вечерах используются различные формы и методы передачи информации: беседа, викторина, лекция, исполнение музыкальных произведений, показ видеоматериалов, использование современных инновационных технологий. Такие мероприятия очень сплачивают детей, родителей и педагогов. Логическим и вполне естественным продолжением таких вечеров-концертов становятся ставшие традицией в нашем классе совместные выезды детей, родителей и педагогов в филармонию, ДК им. Ленина. После концерта дети и взрослые делятся впечатлениями о наиболее понравившихся музыкальных номерах и их исполнителях. Данные мероприятия способствуют повышению музыкальной культуры и воспитывают активных слушателей . Большой популярностью в нашей школе пользуются традиционные праздники: новогодние утренники, музыкальный клуб «Играем всей семьей», сольные концерты обучающихся, отчетные концерты отдела и школы, выпускной вечер. Дети любят праздники за то, что они дарят радость, вызывая яркие эмоции. А если в таком празднике участвуют мамы и папы, то он запоминается надолго. Всё это помогает укреплять плодотворное сотрудничество родителей и учителей, расширяет сферу общения с собственным ребёнком, повышает общий тонус школьной жизни, делая её содержательнее, интереснее, эмоциональнее. На основе этих отношений формируется взаимопонимание, которое позволяет обеспечить максимальное использование положительного потенциала возможностей семьи и музыкальной школы в воспитании творческой личности.