СОТРУДНИЧЕСТВО: ВОСПИТАТЕЛЬ – ДОШКОЛЬНИК – СЕМЬЯ – ПСИХОЛОГ.
В первую очередь нужно заниматься воспитанием личности, ибо знания, полученные без воспитания, составляют угрозу человечеству, в будущем они таят в себе опасность на продолжении всей его жизни.
Аль – Фараби.
Воспитание личности - важнейшая функция школы и семьи – определено в Комплексной программе воспитания в организациях РК.
Необходимое условие полноценного развития детей – создание духовной и образовательной среды, включающей учащихся, родителей, педагогов, общественности и т.д. Родители и педагоги могут выступать по отношению друг к другу партнерами, но для этого необходимо, с одной стороны – единый взгляд и согласие, а с другой – разграничение сферы компетентности и ответственности.
Сегодня родители в большей степени определяют социализацию детей. Они хотят, чтобы д/с и школа давали широкий спектр знаний, специализацию в зависимости от возможностей и способностей ребенка, чтобы педагоги были внимательны к состоянию здоровья детей, чтобы в образовательных учреждениях царила атмосфера дружелюбия.
Для того, чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию своих детей, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщиться к делам д/с и школы, встречали доброе отношение педагогов.
Что может способствовать этому?
Мы не раз видели, что на детских праздниках родители преображаются – тает ледок, загораются глаза. Часто родители впервые видят своего ребенка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую – то роль. Большинство родителей это радует, вызывает новое видение своего ребенка и, быть может, новое, более теплое к нему отношение. Возникает благодарность к тем, кто с ребенком занимается, кто в него что-то вкладывает.
Помогает сближению и такой прием, как раздача родителям в конце дня работ детей. Очень важно, если при этом воспитатель скажет хотя бы одно два слова похвалы ребенку – как он старался, что преодолел, чему научился.
Нужно советовать родителям сохранять детскую работу, найти ей в доме видное место – это стимулирует ребенка к новым достижениям.
Большинство родителей хотят знать, как их ребенок проявляет себя без них. При этом они хотят знать только положительное, ибо им часто не хватает именно позитивного видения своего ребенка. Как правило родители больше ругают, чем хвалят своих детей. Поэтому каждое доброе слово об их ребенке, как бальзам на душу. В конце дня можно индивидуально побеседовать с родителями, рассказать о его ребенке и попытаться решить возникшие проблемы вместе и при этом не обижая и не унижая достоинство ребенка и его родителей.
Мы говорим: «Доброе слово и кошке приятно». Это не шутка. Только добром и терпением можно вырастить хорошего человека. Зло пробуждает зло, а добро – добро. Это простая истина, но она еще не вошла по-настоящему в нашу жизнь. Всем нам надо учиться видеть хорошее, видеть его в 1-ую очередь, а несовершенное стараться видеть меньше.
Семья, разумеется, наиболее благоприятная среда для ухода за ребенком и его воспитания. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо детское общество. Вне семьи, в социальном круге друзей – в д/с, школе, он равноправный член группы, где существуют определенные правила и требования к каждому члену этой группы. Такое положение в детском объединении развивает в нем новые социальные, нравственные и эстетические чувства, качества и позиции, сообразуемые с мнением других, умение уступать их желаниям, чувствовать и координировать личные потребности с потребностями товарищей, принимать их условия и требования, согласовывать интересы и т.д.
Все дети разные, поэтому часто у педагогов возникает потребность в личностно-ориентированном подходе к ребенку. Педагоги пришли к пониманию необходимости внимательного изучения особенностей индивидуального психического развития детей. Осознали, насколько важен непосредственный контакт педагога и психолога.
Психолог призван работать в 3-х основных направлениях:
с детьми (заниматься диагностикой и коррекцией)
с семьей
с пед. коллективом (повышать общий уровень психологических знаний педагогов, составлять план совместной работы по коррекции или развитию отдельных детей).
Каждое из этих направлений само по себе объемно и сложно, но вместе с тем лишь их взаимосвязь делает работу значимой и эффективной. Ведь только при грамотной диагностике, тесном контакте с семьей и педагогом, при взаимопонимании, выборе общих средств – возможно максимальное развитие личности ребенка.
Огромное достоинство психологии как раз и заключается в том, что она способна объяснить скрытые механизмы поведения ребенка, с определенной долей вероятности предсказать влияние на него различных способов воздействия. (пример из практики)
Планируя воспитание и обучение, педагог опирается на знание возрастных и индивидуальных возможностей детей. Появление практикующего психолога в образовательном учреждении позволит сделать педагогический процесс более целенаправленным и эффективным. Психолог может оказаться действенным союзником пед/ коллектива в воспитании детей. Педагог же, получая на месте квалифицированную помощь психолога сможет повысить эффективность своей работы.
Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: от тесного союза семьи, педагогов, психолога, предполагающее взаимное понимание и уважение, ведущего к взаимообогащению, выигрывают все и в первую очередь ребенок.
Литература: Республиканский научно-методический журнал. «Воспитание школьника» №1 2014г.
Д/в: № 10 – 2004г.