Пояснительная записка
В сегодняшней России проблемы российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, дисгармония межличностных отношений и т.д. Из года в год увеличивается число социальных сирот, т.е. таких детей, которые становятся сиротами при живых родителях. Ухудшение положения российских семей приводит к вытеснению ребенка из семьи и порождает такое масштабное явление как беспризорность и бродяжничество. Потеря семьи- тяжелейшая травма для ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе, даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Дети, оторванные от семьи и родителей, приобретают негативный жизненный опыт. Таким образом, социальные сироты воспроизводят себе подобных, и образуется порочный круговорот. Можно ли разорвать эту прочную, сковывающую общество цепь сиротства, вынырнуть из этого круговорота социального сиротства?
Необходима профилактика: выявление неблагополучных семей, и детей группы риска по сиротству, работать с конкретными семьями. Сложившаяся ситуация ставит перед государством задачу- устроить этих детей, накормить, одеть, обеспечить определенный уровень образования и медицинского ухода, подготовить к выходу в самостоятельную жизнь.
Сирот берут под опеку и надеемся, что собранный материал поможет в работе с детьми из опекаемых семей и самим опекунам (попечителям).
Алгоритм сопровождения опекаемых в образовательном учреждении
I.
Подготовка информации для банка данных детей, находящихся под опекой и попечительством.
Постановка на внутришкольный контроль решением администрации школы.
Сбор документации:
Постановление главы администрации об установлении опеки, сведения о родителях, документы, подтверждающие социальный статус ребенка ( решение суда о лишении родительских прав, свидетельство о смерти №…дата, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы); имущество ребенка, жилая площадь - закреплена или нет , финансы ( размер пенсии, пособия); место проживания, сведения о близких родственниках ( Ф.И.О. адрес, год рождения)
Посещение семьи (акт обследования жилищно - бытовых условий семьи - два раза в год)
Медицинское обследование подопечных (плановое), медицинская помощь по необходимости.
Педагогическое сопровождение опекаемых ( по индивидуальной программе)
Оказание материальной помощи через УСЗН, Красный Крест ( по необходимости)
Трудоустройство в летний период и помощь в выборе профессии
II
Работа с кандидатами в опекуны
Обращение кандидата в опекуны в Отдел охраны прав детства Управления образования г. Старый Оскол и Старооскольского района.
Сбор документов для оформления опеки в администрацию города
Психолого – педагогическая консультация кандидата о готовности, ответственности за опекаемого, о возрастных изменениях подростка ( психолог школы, ЦПМСС).
III
Летний отдых
1.Предварительная информация в УО о планировании летнего отдыха опекаемых.
2.Заявка в УО, УСЗН на получение путевки для санаторно – курортного лечения.
3.Оформление санаторно – курортной карты через детскую поликлинику.
IV
Досуг опекаемых
Организация занятости подопечных( кружки, секции, клубы по интересам)
Привлечение детей к у4частию и подготовке проведения общешкольных, культурно- массовых мероприятий через детскую организацию, ЦДЮТ №1, №2
Приложение №1
Глоссарий
Дети- сироты- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети, оставшиеся без попечения родителей- лица , в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
Опека и попечительство- форма устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования. А также для защиты их прав и интересов;
Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет;
Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Приемная семья- форма устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями ( супругами или
отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ,- образовательные учреждения, в которых содержатся ( обучаются и /или воспитываются) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения( детские дома- интернаты для детей- инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально- реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Приемная семья-форма устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
Приемные родители – граждане, желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей. Приемный ребенок- ребенок, передаваемый на воспитание в семью
Приложение №2
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ НА ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕКИ
(ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
1. Свидетельство о рождении.
2. Сведения по обоим родителям:
Свидетельство о смерти (если умерли);
Справка о розыске через органы УВД, прокуратуры, суд ( если их местонахождение неизвестно);
Приговор суда, если родители в местах лишения свободы (справка СИЗО, если родители находятся под следствием);
Решение суда, если родители ограничены в дееспособности, признаны недееспособными, объявлены безвестно отсутствующими или умершими по суду;
Медицинское заключение, если родители тяжело больные, с обязательным указанием, что болезнь препятствует воспитанию ребенка;
Длительные командировки родителей, когда они не могут лично заниматься воспитание детей;
Решение суда о лишении родительских прав родителей или ограничении их в родительских правах.
Право устанавливающий документ на жилье, где жил несовершеннолетний (копия ордера или договора приватизации, договора купли- продажи, договора мены, справки ЖСК, технического паспорта на частный дом и др.)
Справка с места жительства и о составе семьи.
Справка с места воспитания и обучения ребенка (школа, детский сад и др.)
Справка с заключением о состоянии здоровья ребенка.
Согласие ребенка на опеку (попечительство), если ему 10 и более лет.
НА КАНДИДАТА В ОПЕКУНЫ
1. Справка с места работы о зарплате.
Производственная характеристика (бытовая из ЖЭУ, если не работает).
Автобиография.
Справка об обеспеченности жильем и составе семьи.
Медицинское заключение о состоянии здоровья.
Согласие всех взрослых членов семьи кандидата в опекуны (попечители) на установление опеки (попечительства).
Заявление на опеку (попечительство).
.
Приложение №3
Акт
контрольного обследования жилищно-бытовых условий подопечного
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
от «____»___________ 200____г.
Мною.,----- социальным педагогом муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №-» обследованы жилищно-бытовые условия подопечного
______________________________________________________________________________________
Состав семьи опекуна___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опекаемый проживает в квартире(доме, комнате в общежитии).Жилье принадлежит______________
______________________________________________________________________________________
В квартире прописаны:__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________Квартира используется__________________________________________________________________
Задолженность по кварплате____________________________________________________________________________________
Жилье состоит из________жилых комнат, санитарное состояние_______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия, созданные опекуном для опекаемого______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имущество, принадлежащее опекаемому___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Для опекаемого в квартире имеется________________________________________________________
Наличие необходимой одежды и обуви_____________________________________________________
Питание_______________________________________________________________________________
Денежное пособие опекаемого и опекуна (детское пособие, пенсия, алименты, другое)____________
______________________________________________________________________________________
Взаимоотношения между членами семьи___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учится опекаемый______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Внешний видопекаемого_________________________________________________________________
Состояние здоровья опекаемого___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение:
Опекун справляется с возложенными на него обязанностями__________________________________
Опекун не справляется с возложенными на него обязанностями________________________________
Директор школы
Социальный педагог
Приложение №4
ХАРАКТЕРИСТИКА
Учащегося___________________________________________________________
Число, месяц, год рождения____________________________________________
Постоянное место жительства __________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей, место работы_________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
В каком классе обучается (лся), с какого года? __________________________
Переводился ли из школы в школу (причина)? __________________________
Каково отношение к учебе, выполнению заданий, успеваемость? _________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими предметами интересуется, в каких кружках, секциях занимается? __________________________________________________________________
Какое участие принимает в общественной жизни школы? _______________________________________________________________________________________ ____________________________________________
Особенности поведения в школе, дома, в общественных местах? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________
Состояние здоровья: (состоял ли на учете в психоневрологическом диспансере, с какого времени, по какой причине) ___________________________________________________________________________________________________________ ________________________
С кем дружит, как характеризуется____________________________________
_____________________________________________________________________
Имеет ли вредные привычки, наклонности _____________________________ __________________________________________________________________
Совершал ли правонарушения, имеет ли приводы в милицию ___________________________________________________________________________________ _________________________________________________
Причина отклонения от поведения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимоотношения между членами семьи, имеются ли в семье отклонения от норм поведения (алкоголизм, хулиганство, судимость) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер влияния семьи на несовершеннолетнего _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________
Какие меры воспитательного воздействия применялись, кем, когда, какие результаты _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
« ____ »____________________ 200___г.
Директор школы
Классный руководитель
Приложение №5
Начальнику Управления
Социальной защиты населения
г. ….
ФИО
_______________________________________
Руководства Муниципального
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №- »
Ходатайство
Администрация Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №--» ходатайствует о предоставлении материальной помощи в виде одежды, обуви, продуктов питания, детям из опекаемых семей, обучающихся в школе.
Ф.И.О., ученику --- класса, ---года рождения, проживающему по адресу ______. Ребенок из опекаемой семьи.
Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи прилагается.
Директор школы
Социальный педагог
Начальнику Управления
Социальной защиты населения
г. …
ФИО
_______________________________________
Руководства Муниципального
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №--»
Доверенность
Руководство Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № --» доверяет социальному педагогу школы, Ф.И.О.--- паспорт серия,___ выдан _____, Кем_______
получить в Управлении Социальной защиты населения одежду, обувь для ученика ------класса , год рождения,--------- проживающего по адресу: ______
Директор школы
Приложение №6
ПАМЯТКА
опекунам (попечителям) несовершеннолетних детей
В соответствии с Семейным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ:
Опекун (попечитель) обязан:
исполнять свои обязанности безвозмездно;
заботиться об обеспечении подопечного уходом, защищать его права и интересы;
не причинять вред физическому и психическому здоровью подопечного;
не препятствовать общению подопечного с близкими родственниками;
расходовать доходы подопечного исключительно в его интересах;
извещать органы опеки и попечительства перемене места жительства.
2.Опекун (попечитель) имеет право:
без предварительного согласия органов опеки и попечительства производить расходы на повседневные нужды и потребности подопечного за счет сумм, причитающихся ему в качестве дохода;
при наличии уважительных причин ( болезнь, изменение имущественного положения и т. п.) просить об освобождении от обязанностей опекуна (попечителя)
3.Опекун (попечитель)обязан получить разрешение отдела охраны прав детства в следующих случаях:
на повседневные нужды и потребности подопечного);
подопечного (обмен, дарение, сдача внаем ,в безвозмездное
пользование, в залог, раздел имущества, выдел из него долей или
любое другое уменьшение имущества.)
4.Опекун (попечитель), а также его супруг(а) и близкие родственники не в праве совершать сделки с подопечным, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
Перечень документов для перерегистрации опекунов (попечителей0
1.Отчет об использовании денежных средств, получаемых на подопечного до
15.01, ежегодно.
2.Справка с места обучения подопечного до 01.10, ежегодно.
3.Заявление о необходимости санаторно- курортного лечения и месяц
отдыха.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
индивидуального педагогического сопровождения опекаемой
Ивановой Ирины, обучающейся 7г класса
Стоит на ВШК с ______ по причине____________
Цель: .
Задачи:
План работы на I четверть
№ п/п | Содержание мероприятий | Сроки | Ответственный за выполнение | Отметка о выполнении |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
( примерное содержание)
№№п1/п | Дата | Форма и содержание работы | Выявление причин, рекомендации | Отслеживание результатов педагогического воздействия |
| | | | |
Приложение №8
Сведения о пропущенных уроков опекаемого ______ класса за период I четверти_200…-200… учебного года____________________
Ф.И.О. | Русский язык | литература | Алгебра | Геометрия | География | История. | Обществ | Биология | Физика | Химия | МХК | Музыка | Физ-ра | Ин.яз | Черчение | ОБЖ | ИЗО | | Итого | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Приложение №9
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБУЧЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ
(СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ)
Уч. год_____________
№ | Ф.И. | класс | Кл. рук. | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | Итог | Рекомендации учителей предметников |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Приложение №9
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ
(СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ)
Уч. год_____________
№ | Ф.И. | Материально- бытовые условия | Медицинское обслуживание | Трудовое профессиональное обеспечение | Профилактика правонарушений и преступлений | Организация питания | Оказываемая помощь |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |