СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогическое сопровождение опекаемых детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой подборку документов по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся под опекой.

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогическое сопровождение опекаемых детей»

Пояснительная записка


В сегодняшней России проблемы российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, дисгармония межличностных отношений и т.д. Из года в год увеличивается число социальных сирот, т.е. таких детей, которые становятся сиротами при живых родителях. Ухудшение положения российских семей приводит к вытеснению ребенка из семьи и порождает такое масштабное явление как беспризорность и бродяжничество. Потеря семьи- тяжелейшая травма для ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе, даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Дети, оторванные от семьи и родителей, приобретают негативный жизненный опыт. Таким образом, социальные сироты воспроизводят себе подобных, и образуется порочный круговорот. Можно ли разорвать эту прочную, сковывающую общество цепь сиротства, вынырнуть из этого круговорота социального сиротства?

Необходима профилактика: выявление неблагополучных семей, и детей группы риска по сиротству, работать с конкретными семьями. Сложившаяся ситуация ставит перед государством задачу- устроить этих детей, накормить, одеть, обеспечить определенный уровень образования и медицинского ухода, подготовить к выходу в самостоятельную жизнь.

Сирот берут под опеку и надеемся, что собранный материал поможет в работе с детьми из опекаемых семей и самим опекунам (попечителям).















Алгоритм сопровождения опекаемых в образовательном учреждении

I.


  1. Подготовка информации для банка данных детей, находящихся под опекой и попечительством.

  2. Постановка на внутришкольный контроль решением администрации школы.

  3. Сбор документации:

Постановление главы администрации об установлении опеки, сведения о родителях, документы, подтверждающие социальный статус ребенка ( решение суда о лишении родительских прав, свидетельство о смерти №…дата, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы); имущество ребенка, жилая площадь - закреплена или нет , финансы ( размер пенсии, пособия); место проживания, сведения о близких родственниках ( Ф.И.О. адрес, год рождения)

  1. Посещение семьи (акт обследования жилищно - бытовых условий семьи - два раза в год)

  2. Медицинское обследование подопечных (плановое), медицинская помощь по необходимости.

  3. Педагогическое сопровождение опекаемых ( по индивидуальной программе)

  4. Оказание материальной помощи через УСЗН, Красный Крест ( по необходимости)

  5. Трудоустройство в летний период и помощь в выборе профессии

II

Работа с кандидатами в опекуны


  1. Обращение кандидата в опекуны в Отдел охраны прав детства Управления образования г. Старый Оскол и Старооскольского района.

  2. Сбор документов для оформления опеки в администрацию города

  3. Психолого – педагогическая консультация кандидата о готовности, ответственности за опекаемого, о возрастных изменениях подростка ( психолог школы, ЦПМСС).


III

Летний отдых



1.Предварительная информация в УО о планировании летнего отдыха опекаемых.

2.Заявка в УО, УСЗН на получение путевки для санаторно – курортного лечения.

3.Оформление санаторно – курортной карты через детскую поликлинику.


IV

Досуг опекаемых


  1. Организация занятости подопечных( кружки, секции, клубы по интересам)

  2. Привлечение детей к у4частию и подготовке проведения общешкольных, культурно- массовых мероприятий через детскую организацию, ЦДЮТ №1, №2


Приложение №1


Глоссарий


Дети- сироты- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

Дети, оставшиеся без попечения родителей- лица , в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

Опека и попечительство- форма устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования. А также для защиты их прав и интересов;

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет;

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Приемная семья- форма устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями ( супругами или

отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ,- образовательные учреждения, в которых содержатся ( обучаются и /или воспитываются) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения( детские дома- интернаты для детей- инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально- реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Приемная семья-форма устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

Приемные родители – граждане, желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей. Приемный ребенок- ребенок, передаваемый на воспитание в семью


Приложение №2


СПИСОК ДОКУМЕНТОВ НА ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕКИ

(ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО



1. Свидетельство о рождении.

2. Сведения по обоим родителям:

  • Свидетельство о смерти (если умерли);

  • Справка о розыске через органы УВД, прокуратуры, суд ( если их местонахождение неизвестно);

  • Приговор суда, если родители в местах лишения свободы (справка СИЗО, если родители находятся под следствием);

  • Решение суда, если родители ограничены в дееспособности, признаны недееспособными, объявлены безвестно отсутствующими или умершими по суду;

  • Медицинское заключение, если родители тяжело больные, с обязательным указанием, что болезнь препятствует воспитанию ребенка;

  • Длительные командировки родителей, когда они не могут лично заниматься воспитание детей;

  • Решение суда о лишении родительских прав родителей или ограничении их в родительских правах.

  1. Право устанавливающий документ на жилье, где жил несовершеннолетний (копия ордера или договора приватизации, договора купли- продажи, договора мены, справки ЖСК, технического паспорта на частный дом и др.)

  2. Справка с места жительства и о составе семьи.

  3. Справка с места воспитания и обучения ребенка (школа, детский сад и др.)

  4. Справка с заключением о состоянии здоровья ребенка.

  5. Согласие ребенка на опеку (попечительство), если ему 10 и более лет.



НА КАНДИДАТА В ОПЕКУНЫ



1. Справка с места работы о зарплате.

  1. Производственная характеристика (бытовая из ЖЭУ, если не работает).

  2. Автобиография.

  3. Справка об обеспеченности жильем и составе семьи.

  4. Медицинское заключение о состоянии здоровья.

  5. Согласие всех взрослых членов семьи кандидата в опекуны (попечители) на установление опеки (попечительства).

  6. Заявление на опеку (попечительство).

.


Приложение №3

Акт

контрольного обследования жилищно-бытовых условий подопечного

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

от «____»___________ 200____г.


Мною.,----- социальным педагогом муниципального общеобразовательного учреждения


«Средняя общеобразовательная школа №-» обследованы жилищно-бытовые условия подопечного

______________________________________________________________________________________

Состав семьи опекуна___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опекаемый проживает в квартире(доме, комнате в общежитии).Жилье принадлежит______________

______________________________________________________________________________________

В квартире прописаны:__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________Квартира используется__________________________________________________________________

Задолженность по кварплате____________________________________________________________________________________

Жилье состоит из________жилых комнат, санитарное состояние_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Условия, созданные опекуном для опекаемого______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имущество, принадлежащее опекаемому___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Для опекаемого в квартире имеется________________________________________________________

Наличие необходимой одежды и обуви_____________________________________________________

Питание_______________________________________________________________________________

Денежное пособие опекаемого и опекуна (детское пособие, пенсия, алименты, другое)____________

______________________________________________________________________________________

Взаимоотношения между членами семьи___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учится опекаемый______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Внешний видопекаемого_________________________________________________________________


Состояние здоровья опекаемого___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение:

Опекун справляется с возложенными на него обязанностями__________________________________

Опекун не справляется с возложенными на него обязанностями________________________________

Директор школы

Социальный педагог


Приложение №4


ХАРАКТЕРИСТИКА


Учащегося___________________________________________________________

Число, месяц, год рождения____________________________________________


Постоянное место жительства __________________________________________


Фамилия, имя, отчество родителей, место работы_________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


  1. В каком классе обучается (лся), с какого года? __________________________


  1. Переводился ли из школы в школу (причина)? __________________________


  1. Каково отношение к учебе, выполнению заданий, успеваемость? _________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какими предметами интересуется, в каких кружках, секциях занимается? __________________________________________________________________


  1. Какое участие принимает в общественной жизни школы? _______________________________________________________________________________________ ____________________________________________


  1. Особенности поведения в школе, дома, в общественных местах? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________

  2. Состояние здоровья: (состоял ли на учете в психоневрологическом диспансере, с какого времени, по какой причине) ___________________________________________________________________________________________________________ ________________________

  3. С кем дружит, как характеризуется____________________________________

_____________________________________________________________________


  1. Имеет ли вредные привычки, наклонности _____________________________ __________________________________________________________________

  1. Совершал ли правонарушения, имеет ли приводы в милицию ___________________________________________________________________________________ _________________________________________________

  2. Причина отклонения от поведения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Взаимоотношения между членами семьи, имеются ли в семье отклонения от норм поведения (алкоголизм, хулиганство, судимость) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Характер влияния семьи на несовершеннолетнего _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________


  1. Какие меры воспитательного воздействия применялись, кем, когда, какие результаты _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

« ____ »____________________ 200___г.


Директор школы

Классный руководитель



















Приложение №5



Начальнику Управления

Социальной защиты населения

г. ….

ФИО

_______________________________________

Руководства Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №- »



Ходатайство

Администрация Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №--» ходатайствует о предоставлении материальной помощи в виде одежды, обуви, продуктов питания, детям из опекаемых семей, обучающихся в школе.

  1. Ф.И.О., ученику --- класса, ---года рождения, проживающему по адресу ______. Ребенок из опекаемой семьи.

Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи прилагается.




Директор школы

Социальный педагог




















Начальнику Управления

Социальной защиты населения

г. …

ФИО

_______________________________________

Руководства Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №--»





Доверенность


Руководство Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № --» доверяет социальному педагогу школы, Ф.И.О.--- паспорт серия,___ выдан _____, Кем_______

получить в Управлении Социальной защиты населения одежду, обувь для ученика ------класса , год рождения,--------- проживающего по адресу: ______




Директор школы





















Приложение №6


ПАМЯТКА

опекунам (попечителям) несовершеннолетних детей


В соответствии с Семейным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ:

    1. Опекун (попечитель) обязан:

      • исполнять свои обязанности безвозмездно;

      • заботиться об обеспечении подопечного уходом, защищать его права и интересы;

      • не причинять вред физическому и психическому здоровью подопечного;

      • не препятствовать общению подопечного с близкими родственниками;

      • расходовать доходы подопечного исключительно в его интересах;

      • извещать органы опеки и попечительства перемене места жительства.

2.Опекун (попечитель) имеет право:

      • без предварительного согласия органов опеки и попечительства производить расходы на повседневные нужды и потребности подопечного за счет сумм, причитающихся ему в качестве дохода;

      • при наличии уважительных причин ( болезнь, изменение имущественного положения и т. п.) просить об освобождении от обязанностей опекуна (попечителя)

3.Опекун (попечитель)обязан получить разрешение отдела охраны прав детства в следующих случаях:

      • при расходовании средств подопечного (за исключением расходов

на повседневные нужды и потребности подопечного);

      • при совершении любых сделок по отчуждению имущества

подопечного (обмен, дарение, сдача внаем ,в безвозмездное

пользование, в залог, раздел имущества, выдел из него долей или

любое другое уменьшение имущества.)

4.Опекун (попечитель), а также его супруг(а) и близкие родственники не в праве совершать сделки с подопечным, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.


Перечень документов для перерегистрации опекунов (попечителей0

1.Отчет об использовании денежных средств, получаемых на подопечного до

15.01, ежегодно.

2.Справка с места обучения подопечного до 01.10, ежегодно.

3.Заявление о необходимости санаторно- курортного лечения и месяц

отдыха.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

индивидуального педагогического сопровождения опекаемой

Ивановой Ирины, обучающейся 7г класса


Стоит на ВШК с ______ по причине____________


Цель: .

Задачи:

План работы на I четверть


№ п/п

Содержание мероприятий


Сроки

Ответственный за выполнение

Отметка о выполнении

1.





2.





3.





4.




5.






ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

( примерное содержание)

№№п1/п

Дата

Форма и содержание работы

Выявление причин, рекомендации

Отслеживание результатов педагогического воздействия



















Приложение №8







Сведения о пропущенных уроков опекаемого ______ класса за период I четверти_200…-200… учебного года____________________



Ф.И.О.

Русский

язык

литература

Алгебра

Геометрия

География

История.

Обществ

Биология

Физика

Химия

МХК

Музыка

Физ-ра

Ин.яз

Черчение

ОБЖ

ИЗО


Итого





























































































































































































































































Приложение №9


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБУЧЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

(СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ)


Уч. год_____________



Ф.И.

класс

Кл. рук.

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Итог

Рекомендации учителей предметников


















































Приложение №9


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

(СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ)


Уч. год_____________



Ф.И.

Материально- бытовые условия

Медицинское обслуживание

Трудовое профессиональное обеспечение

Профилактика правонарушений и преступлений

Организация питания

Оказываемая помощь