Занятие на тему:
ПРАЗДНИК НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
Цели: воспитывать интерес к нашему прошлому; совершенствовать; воспитывать патриотические чувства и любовь к своей Родине и народу.
Оформление: слайды о Великой отечественной войне, стихотворение А.С. Пушкина,басни И.Крылова, фонограмма песни С.Ротору «Я, ты,он,она вместе дружная семья»
Ход занятия:
Социальный педагог читает стихотворение:
Люблю тебя моя Россия,
За яркий свет твоих очей.
За ум. За подвиги святые.
За голос звонкий, как ручей.
Социальный педагог. Велика и красива наша Родина. 4 ноября в нашей стране праздник. Какой же это праздник, ребята?
Учащиеся. Праздник народного единства.
Социальный педагог. Давайте разберемся, что это за праздник и почему мы его празднуем 4 ноября.
Учащиеся. Этот праздник был объявлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
Социальный педагог. Да, ребята, страшное время тогда пришло для Руси. Изменники-бояре впустили в Москву иноземцев-захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича Владислава. Москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела, кроме каменных церквей и Кремля, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришел конец. Но народ рассудил иначе.
1-й ученик. Он начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил ее посадский староста из # города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода-князь Дмитрий Пожарский. Козьма Минин был нижегородским посадским человеком. Осенью 1611г. в Нижнем Новгороде призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. Он привлек князя Д. Пожарского в качестве военачальника.
2-й ученик. На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом: «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами, и бог даст, мы прогоним врагов».
Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди принесли Минину все свое имущество, и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Наняли войско, и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.
3-й ученик. Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва! Но в Москве был голод. Русские со стороны Пожарского начали вести подкоп к Китай-городу. Осажденные, заметив это, ворвались в подкоп, перебили, кого нашли, взяли в плен и возвратились в Кремль. Но Кремль окружили со всех сторон и не пропускали туда ничего съестного. Там начался, голод и поляки, наконец, изнемогли и сдались.
4-й ученик. В Москве на Красной площади им поставлен бронзовый памятник. Справа - князь Пожарский. Он еще болен, еще страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришел к нему, как к опытному полководцу.
(Учитель показывает изображение памятника.)
Социальный педагог. Ребята, а как вы понимаете, что такое единство? Давайте с вами создадим цветок единства.
(У детей лепестки, на которых написано: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.)
Дети. Единство - это объединение всех людей.
Единство - это согласие народа. Единство - это когда есть общая надежда.
Единство - это мир и дружба.
Единство - это доброта, понимание и прощение.
(На доске появляется цветок единства.)

Социальный педагог. А где мы впервые встретились с согласием и единством?
Учащиеся. В сказке «Репка». Именно благодаря согласию герои этой сказки оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке, которую знают даже самые маленькие, заложена мудрость: общая цель достигается при общем согласии.
Социальный педагог. А сейчас послушайте басню. (Читает басню «Отец и сыновья».)
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит...
Социальный педагог. Как вы думаете, что сказал отец?
Учащиеся(предполагают, что он сказал).
Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз, когда беда подступала к нашей Родине.
В 1812 г. русский народ объединился в борьбе с французами и победил.
1941 г.-— в Великой Отечественной войне мы победили потому, что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика.
И прозвучали слова: Вставай, страна огромная. Вставай на смертный бой.
Учащиеся приводят примеры единства и интернационализма из времен Великой Отечественной войны.(слайды о Великой Отечественной войне)
Социальный педагог. В русском языке много пословиц о согласии. Давайте вспомним их.
Дети. «Согласие да лад - для общего дела клад», «Согласному стаду и волк не страшен».
Социальный педагог. А если не было согласия и единства наступала беда. Об этом мудро написал И. А. Крылов. Что он говорил?
Ученик.Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело - только мука.
Социальный педагог. Вы еще дети. Давайте мы с вами поговорим, чем можем помочь объединению и единству.
Дети. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы - это маленькое общество.
Социальный педагог. Да, настоящая дружба крепка и нерушима. В одной старинной книге сказано: «Друг верный - прибежище и утешение». Как вы это понимаете?
Дети отвечают.
Социальный педагог. О верной школьной дружбе прекрасно написал А. С. Пушкин.
Ученик (читает стихотворение).
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен...
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Социальный педагог. Дружба для него - это прекрасный союз, он неразделим и свободен. А что такое для вас дружба?
Учащиеся отвечают.
Социальный педагог. Вы говорили, что единство есть тогда, когда есть общая надежда
Дети. Единство, надежду, согласие, дружбу и объединение. Вместе мы непобедимы.
Социальный педагог. Праздник единства празднуется недавно, но, как и каждый праздник, имеет свои звуки. Давайте представим, что мы попали на праздничное шествие. Встанем в круг, положим ладони на ладони и скажем, что мы можем услышать.
Дети по кругу: радостный смех, крики ура, песни, музыку и так далее.
Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Что вы хотели бы пожелать всем людям нашей Родины.
Дети. Я желаю людям нашей Родины дружбы и красоты.
Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.
Я желаю жить в согласии со своей совестью.
Я желаю единомыслия, толерантности.
Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.
Социальный педагог. А теперь, ребята, я хочу высказать свои пожелания каждому из вас.
Живи красиво, весело и просто,
Люби людей светло и простодушно,
Ищи свою дорогу с малых лет.
Уверенно иди вперед сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
(Дети в кругу поют песню под фонограмму.)
Я, ты, он, она.
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове мы сто тысяч я.
Босоногих, озорных,
Белых, черных и цветных,
Шумных и веселых
В городах и селах.
Занятие наше окончено. Всем спасибо.
Пилипенко Т.А., социальный педагог.