Методическое объединение учителей технологии Майнского района.
Доклад учителя технологии и ОПСО МОУ Абрамовской СОШ Портнова А.Н.
«Профессиональное самоопределение.
Социально-трудовая адаптация молодёжи».
Я работаю в школе учителем технологии с 1988 года. За это время мне приходилось вести «Выбор профессии» в 7-8 классах, «ЧТП» в 8-9 классах, «Профессиональное самоопределение» (как раздел технологии в 9 и 11 классах), курс «ПСО» в 9 классе, а так же спецкурс «Самопознание личности» (так же касается вопросов выбора профессии) в 10-11 классах. За это время, с 1988 по 2015гг., мною накоплена неплохая база данных по «выбору профессии». Это и разнообразная научная, методическая, учебная литература, статьи и публикации из журналов и газет, информация, почерпнутая в интернете, DVD и CD-диски, личный опыт и наблюдения.


В основе профессионального успеха, удовлетворённости работой лежат три компонента — желание человека заниматься выбранным делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и востребованность этого вида деятельности на рынке труда («надо»).
Под понятие «хочу» попадают, с одной стороны, интересы человека к каким-то видам работы (написание текстов, произведение расчётов, совершенствование физической формы и т. д.), а с другой — профессиональные мотивы (т. е. то, что заставляет человека работать). К ним относятся желание общаться, желание помогать другим, стремление к признанию своих достижений, поиск новых ощущений, стремление сохранить здоровье и не утруждать себя излишним трудом, потребность в творчестве, самовыражении, желание служить не только конкретным людям, но человечеству в целом и т. д.
«Могу» — любые способности человека, т. е. особенности, позволяющие ему делать что-то лучше, чем другим. Способности могут быть самыми разными и порой весьма неожиданными. Интеллектуальными обычно называются способности к математике, иностранным языкам; творческими — литературные, актёрско-сценические, художественные, музыкальные. Определённые личностные особенности, черты характера также помогают человеку в профессиональной деятельности. Например, эмоциональная устойчивость, способность сдерживать и контролировать свои эмоции особенно важны для менеджеров, спасателей, учителей и всех, кто работает в тесном контакте с людьми. А отсутствие брезгливости и предубеждения против работы в антисанитарных, негигиеничных, полевых условиях чрезвычаино важно для сантехников, ассенизаторов, геологов, археологов.
«Надо» — это востребованность конкретной профессии на рынке труда. В начале 90-х гг. XX в. в связи с перестройкой экономики и сменой административно-планового хозяйства свободными рыночными отношениями в нашей стране возникла острая необходимость в квалифицированных экономистах и менеджерах (управленцах). Начался бум — один за другим открывались новые экономические вузы и факультеты. В итоге к 2002— 2003 гг. наметилось «перепроизводство» этих специалистов, и спрос на них несколько упал. Другой пример изменения ситуации на рынке труда — бурное развитие с середины 90-х гг. информационных технологий, в связи с чем увеличился спрос на программистов, инженеров-электронщиков, математиков и др.
Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо». Понятно, что идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых — не вызывает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается.
К счастью, интересы и способности человека нередко гармонично сочетаются — ему нравится заниматься тем, что у него получается. К тому же психологи заметили: чем больше опыт подростка и чем больше разных видов работ он пробовал выполнять, тем больше у него возможностей для совершения осознанного выбора и тем больше профессиональных путей открыто для него. Поэтому чрезвычайно полезно пробовать себя в самых разных сферах: в рисовании, пении, математике, плетении кружев, стрельбе из лука, выращивании растений...
Однако далеко не всегда удаётся найти дело, которое нравится, получается и востребовано. Может случится так, что человеку нравится делать одно (например, лепить из глины), но хорошо получается у него совершенно другое (решать алгебраические задачи). Что же следует учитывать в первую очередь?
Так как ни один из трёх параметров не является ведущим и определяющим, всё зависит от того, что наиболее значимо и важно для самого человека. Главное, чтобы в процессе выбора профессионального пути были учтены все «хочу», «могу», «надо» и осознанно выделены приоритеты.

Адаптация современной молодежи на рынке труда, представляющая собой процесс ее активного приспособления к определенным материальным условиям и культурным ценностям рынка труда, его требованиям и нормам.
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
На протяжении семидесяти с лишним лет государство являлось единственным монопольным работодателем. До начала 1991 г. действовал законодательно закрепленный принцип всеобщей занятости. Условия выхода молодежи на рынок труда были также жестко регламентированы. Приток молодых кадров происходил двумя путями: для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально-технические училища и решивших идти на производство, осуществлялось бронирование рабочих мест; выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет.
В 1991 г. законом о занятости населения было определено право собственности граждан России на свою рабочую силу в полном объеме. Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд и требования обязательности труда, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодежи. Усилению напряженности на молодежном рынке труда способствовало принятое в конце 1990 г. постановление Совета Министров СССР об отмене централизованного распределения выпускников учебных заведений. С одной стороны, подобный отказ можно считать прогрессивным, потому что свободный диплом позволяет сделать выбор интересующего места работы, а не "трудиться", где положено по распределению. С другой - крайняя ограниченность вакансий, вызванная как рыночными факторами, так и отсутствием целевых государственных программ содействия занятости молодежи, приводит к росту безработицы среди лиц, впервые выходящих на рынок труда.
Некоторые из них устраиваются на работу в коммерческие и теневые структуры - в борьбе за выживание. Постепенно сходят на нет привычные социальные приоритеты, стираются границы между понятиями "престижная работа" и "высокий доход", начинает доминировать материальная сторона. Значение нематериальных аспектов труда, таких, как характер, условия и режим работы, перспективы роста, гарантии сохранения рабочего места, неуклонно снижается.
Таким образом, в сфере профессионального самоопределения выделяются негативные социальные тенденции. В частности, коммерческие фирмы предпочитают нанимать на работу, даже не требующую высокой квалификации, не лиц со средним образованием, а выпускников вузов. Немаловажная сторона этого противоречия состоит в том, что квалифицированный, интеллектуальный труд сегодня - самый низкооплачиваемый. То есть, с одной стороны, высшее образование как бы ценится, а с другой - нет. Это сказывается на структуре ценностей и жизненных планах молодежи и не может не снижать адекватного самоопределения студентов. На современном этапе характер их профессионального самоопределения можно определить как двойственный.
Двойственность проявляется в следующем: с одной стороны присутствует "идеальное" намерение, базирующееся на интересе к специальности - освоить ее, реализовать свою профессиональную подготовку, найти соответствующую работу и т.д. Но поскольку реализация такого плана как правило затруднительна, выпускники формируют в качестве возможного варианта менее для них привлекательный, но реальный - найти любую работу, не обязательно по специальности, но обеспечивающую относительно приемлемый доход.
В настоящее время процесс социализации молодежи, вхождения во «взрослую» жизнь сопровождается:
1. Усилением состояния тревоги, связанной с ухудшением социального положения и падением уровня и качества жизни.
2. Утратой привычной среды и благоприятного социума, необходимых для скорейшего выхода из кризиса.
3. Процессом маргинализации молодежи, что без эффективной системы мер социальной защиты вызывает такие негативные явления, как распространение пьянства, наркомании, проституции.
4. Ростом безработицы среди молодежи.
5.Преобладанием «дорыночного» менталитета, отвергающего самостоятельность и предприимчивость, конкуренцию и профессиональный рост на протяжении всего периода трудовой деятельности.
http://magref.ru/trudovaya-adaptatsiya-sovremennoy-molodezhi/ «Трудовая адаптация современной молодежи»
http://regionsar.ru/node/388 Д. С. Петров. Проблемы социально-трудовой адаптации молодежи в регионе